Славяне Древние

103

Большая группа племен, предков совр. Слав. Народов Центр., Юж. И Вост. Европы, говоривших на языках, принадлежавших к индоевроп. Семье. Источниками по истории С. Являются археол. И лингвистич. Памятники, известия греко-рим. И визант. Авторов (Плиний Старший, Тацит, Птолемей, Иордан, Прокопий Кесарийский и др.), а также раннесредневек. Летописей, хроник и араб. Авторов. Древнейшие ист. Известия о С. Относятся к 1-2 вв. Н. Э. И связываются с именем венедов, обитавших в пределах т. Н. "Европейской Сарматии", между Карпатами и Балт. М., восточнее германцев (Плиний Старший, Птолемей). В кон. 1 в. Венеды были известны Тациту, локализовавшему их между бастарнами и феннами (финнами), т. Е., по-видимому, на восток от Вислы. В Пейтингеровых таблицах венедо-сарматы указаны по соседству с бастарнами, гетами и даками, жившими в низовьях Дуная и на Карпатах.

Иордан помещал венедов в басс. Вислы. Среди венедских племен, обитавших севернее Карпат, во 2 в. Птолемею были известны суовены (soyobnnoi). По мнению ряда исследователей, это назв. Распространилось впоследствии в Юж. Европе в качестве наименования всех С., тогда как зап. Соседи С. Долго пользовались наименованием венеды (нем. Wenden, Winden, финск. Venäjä, veneä). В нач. 6 в. О "славянах" говорит визант. Автор Псевдо-Кесарий Назианзский. С сер. 6 в. Наименование Sklabnnoi, Sclaveni неоднократно встречается в текстах Прокопия, Иордана и др. Ко 2-й пол. 7 в. Относится первое упоминание о славянах (сакалиба) в араб. Источниках (Абу Малик аль-Ахталь).Данные языкознания, гидронимии и т. Н. Лингвистич. Географии связывают древних С. С областью Центр.

И Вост. Европы, простиравшейся от Эльбы и Одера на З., в басс. Вислы, в Верх. Поднестровье и до Среднего Поднепровья на В. Сев. Соседями С., по данным сравнит.-историч. Языкознания, были германцы и балты, составлявшие вместе со С. Сев. Группу индоевроп. Племен. Вост. Соседями С. Были западноиран. Племена (скифы, сарматы), юж. - фракийцы и иллирийцы, зап. - кельты. Такие представления о территории древних С. Были обстоятельно обоснованы Л. Нидерле. В наст. Время остается, однако, дискуссионным вопрос о древнейшей "родине" С. По мнению нек-рых польск. Лингвистов (Т. Лер-Сплавинский, М. Рудницкий), она находилась на Одере и Висле. Большинство исследователей (К. Мошиньский, Г. Улашин, Ф. П. Филин и мн. Др.) помещают ее к В. От Вислы.По предположению большинства сов., польск.

И чехословацких археологов, древние С., так же как германцы и балты, были потомками скотоводческо-земледельч. Племен шнуровой керамики культуры, расселившихся на рубеже 3-го и 2-го тыс. До н. Э. Из Сев. Причерноморья и Прикарпатья по Центр., Сев. И Вост. Европе. В последующее время С. Были представлены несколькими генетически связанными между собой археологич. Культурами, особое значение среди к-рых имели тшцинецкая культура, распространенная в 3-й четв. 2-го тыс. До н. Э. Между Вислой и средним Днепром, лужицкая культура (13-4 вв. До н. Э.) и поморская культура (6-2 вв. До н. Э.) на терр. Совр. Польши. В Поднепровье нек-рые археологи считают праславянами носителей чернолесской культуры (8 - нач. 6 вв. До н. Э.), невров или даже скифов-пахарей Геродота.

Предположительно со С. Связывают подгорцевскую и милоградскую культуру (7 в. До н. Э. - 1 в. Н. Э.). Существовавшие с кон. 1-го тыс. До н. Э. В басс. Вислы пшеворская культура, а на Припяти, в Среднем Поднепровье - зарубинецкая культура связываются с венедами (среди пшеворских группировок были и германцы). Это были культуры развитого железного века, их носители занимались земледелием, скотоводством и ремеслами. Вероятно, у нек-рых передовых племенных групп родовая община сменилась уже территориальной.Во 2-4 вв. Н. Э., в результате движения на юг герм. Племен (готы, гепиды), целостность терр. С. Была нарушена, что имело, по-видимому, большое значение в обособлении С. На западных и восточных. Осн. Масса носителей зарубинецкой культуры передвигается в первых веках н.

Э. На С. И С.-В. По Днепру и Десне (позднезарубинецкая культура). В 3-4 вв. В Среднем Поднепровье обитали племена, оставившие черняховские древности. Нек-рые археологи (Э. А. Сыманович, М. Ю. Брайчевский) считают их славянами, другие - полиэтничной группировкой, включавшей слав. Элементы. В кон. 5 в., после падения державы гуннов, началось движение С. На юг. К Дунаю, в Сев.-Зап. Причерноморье и их вторжения в балканские провинции Визант. Империи. Племена С. Разделялись тогда на две группы - актов (вторгавшихся на Балканский п-ов через низовья Дуная) и склавинов (нападавших на визант. Провинции с С. И С.-З.). Во время первых вторжений С. На Балканский п-ов они были названы в письм. Источниках древним именем дакофракийского населения низовьев Дуная - гетами (о вторжении С.

На Балканский п-ов см. В ст. Великое переселение народов). Колонизация Балканского п-ова была результатом не переселения, а расселения С. Они удержали все свои другие земли в Центр. И Вост. Европе. Более того, во 2-й пол. 1-го тыс. С. Заняли Верх. Поднепровье и его сев. Периферию, принадлежавшие ранее вост. Балтам и финно-угорским племенам, а также земли по ниж. Эльбе и юго-зап. Побережью Балт. М. (см. Полабские славяне, Бодричи, Лютичи) и превратились в крупнейшую этнич. Группу Европы. Современники славяно-визант. Войн (Иордан, Прокопий Кесарийский, Маврикий Стратег, Феофилакт Симокатта и др.) сообщают многочисл. Данные о С. Того времени, их расселении, быте, обществ. Строе, языч. Религии, воен. Предприятиях. С. Описываются как обитатели лесов, устраивавшие свои хижины у озер и болот в труднопроходимых местах.

С. Не имели городов, занимались с. Х-вом. Маврикий о С. Пишет. "У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах (скирдах?), в особенности проса и пшеницы". Они "сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе. Их никаким образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране". Славяне "...не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве..." (Прокопий из Кесарии, Война с готами, III (VII), 14, 22. Рус. Пер., М., 1950). Как анты, так и склавины распадались на отдельные плем. Группировки. Уже в 7 в. Известны дулебы, вероятно, тогда же существовали и другие "племена" С., перечисленные в "Повести временных лет" (поляне, северяне, древляне, кривичи, уличи, тиверцы, дулебы, хорваты, радимичи, дреговичи, вятичи и др.).

В 7-8 вв. Среди объединений С., проникших на Балканский п-ов, были известны драгувиты, сагудаты, верзиты, северы (северяне) и мн. Др. В ист. Источниках сохранились имена слав. Воен. Вождей. Боз, Пирагост, "Мезамир сын Идаричев, брат Калагаста", Добрит, Хвалибудий и др. Опасаясь объединения С., византийцы стремились использовать в своих целях их политич. Разобщенность, поддерживали в среде С. Межплем. Конфликты. Языческая религия С. Описана Прокопием, отчасти известна и из описаний вост.-слав. Племен в "Повести временных лет" и из церк. Поучений. "Они считают, - сообщает Прокопий, - что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Они почитают и реки, и нимф (русалок.

- Ред.), и всякие другие существа, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания" (там же, III (VII), 14, 24).Нек-рые черты древнеслав. Мифологии восстанавливаются на основе письм. Источников 6-12 вв., археологич. И этнографич. Сведений. К числу древнейших форм религии относятся семейно-родовые культы предков - "родителей" (пережитки его - образ Щура или Чура, домового и т. П.), к ним относится культ Рода и Рожениц, к-рые связаны и с плодородием. Общинные земледельч. Культы впоследствии были приспособлены к христианским праздникам (святки, масленица и т. П.). К земледельч. Культам имели отношение небесные божества Сварог и Даждь-бог. Бог грозы Перун возглавил в период распада родового строя пантеон слав.

Божеств. К низшим божествам относились. Леший (duch lisny - польск.), водяной (vodnik - чеш.), полевой дух - полудница (pripoldnica - лужицк.), вилы - водяные, полевые, лесные, горные или воздушные девы и т. П. Общеслав. Пантеон, вероятно, отсутствовал (у разных групп повторяется лишь Перун). В кон. 1-го тыс. Наблюдается перерождение племенных культов в государственные.Свидетельства письм. Источников подтверждаются археологич. Памятниками С. 6-7 вв., к-рые хорошо известны на терр. СССР (Поднепровье, Побужье, Поднестровье), Польши, Чехословакии, Румынии, Болгарии, Югославии. Это остатки поселений с жилищами- полуземлянками, отдельные городища-замчища, могильники и курганы с остатками трупосожжений, в т. Ч. Отдельные могилы знати с богатым инвентарем и клады, содержащие нередко драгоценности византийского происхождения.

И письм., и археол. Данные свидетельствуют о том, что в третьей четверти 1-го тыс. С. Порывают с родовым строем. Этот процесс был обусловлен изменениями в экономич. Жизни С., прежде всего в системе земледелия и землепользования, в появлении ремесел. С. Занимались пашенным земледелием, скотоводством, различными ремеслами, жили соседскими общинами. Историческая обстановка (войны, расселение) способствовала процессу распада родовых связей, развитию частной собственности на орудия и средства произ-ва и образованию классов.В итоге расселения С. По огромным пространствам, имевшим различное местное население, этнич. И языковая общность С. Начала постепенно разрушаться, что привело к образованию существующих доныне трех славянских группировок - западной, восточной и южной.

С распадом родового строя и с возникновением древнейших слав. Гос-в (Первое Болгарское царство (см. В ст. Болгария), Само, Великоморавская держава, Карантания, Киевская Русь) в конце 1-го тыс. Н. Э. Начали формироваться средневековые слав. Народности.См. Карту на отд. Листе к стр. 737.Источн. Иордан, О происхождении и деяниях гетов. Getica, M., 1960. Прокопий из Кесарии, Война с готами, М., 1950. Феофилакт Симокатта, История, М., 1957. Мишулин А. В., Древн. Славяне в отрывках греко-рим. И визант. Писателей по VII в. Н. Э., "ВДИ", 1941, No 1.Лит. Погодин А. Л., Из истории слав. Передвижений, СПБ, 1901. Шахматов A. A., Древнейшие судьбы рус. Племени, П., 1919. Нидерле Л., Слав. Древности, пер. С чеш., М., 1956. Третьяков П. Н., Восточнослав. Племена, М., 1953, с.

97-204. Его же, Финно-угры, балты и славяне на Днепре и Волге, М. - Л., 1966, с. 190, 285. Филин Ф. П., Образование языка вост. Славян, М. - Л., 1962. Славяне накануне образования Киевской Руси, М., 1963 (МИА, No 108). Горнунг Б. В., Из предыстории образования общеславянского единства, М., 1963. Niederle L., Slovanské starozitnosti, dl 1, Praha, 1925, (2 vyd.), dl 2-3, Praha, 1906-19. Его же, Zivot starých slovanu, dl 1-2, Praha, 1911-25. Lehr-Splawinski T., O pochodzeniu i praojczyznie slowian, Poznan, 1946. Eisner I., Rukovet'slovanské archeologie, Praha, 1966.П. Н. Третьяков. Ленинград.-***-***-***-Древние славяне VI - IX вв.

Значения в других словарях
Славия

(ас-Славия) - назв. Области Руси у араб. Авторов 10 в. (аль-Истахри, Ибн Хаукаль и др.). Согласно Ибн Хаукалю, область С. "самая высшая (главная) из них, называют (ее) ас-Славия, и царь их в городе Салау". Историки отождествляют С. С областью ильменских славян, а город Салау (Слава) с Новгородом или его предшественником. Данные араб. Источников о С. Сопоставляются с летописными известиями о княжестве в Новгороде во 2-й пол. 9 в., к-рое было одним из предшественников Древнерус. Гос-ва, возникшего..

Славония

(Slavonija) - ист. Область в Югославии. Назв. С. (Sclavonia) в нек-рых лат. Источниках до 13 в. Употреблялось для обозначения всей хорв. Терр. С 13 в. С. Назывались земли между правобережьем Савы и Дравой. С 17-18 вв. С. Именовалась вост. Часть междуречья Дравы, Дуная и Савы. Офиц. Назв. Хорв. Земель с 16 в. До 1918 - Королевство Хорватии, Далмации и Славонии.. ..

Славяно-греко-латинская Академия

Первое высшее учебное заведение России, основанное в Москве в 1687 под назв. Славяно-греко-латинского училища или Эллино-греч. Академии. Возникла на основе школы при Богоявленском монастыре. Инициатива в организации С.-г.-л. А. Принадлежит Симеону Полоцкому и его ученику С. Медведеву. Согласно привилегии, пожалованной в 1682, академия ставила целью подготовку образованных людей для гос. И церк. Аппарата. Ей поручались цензура книг духовного содержания, суд над отступниками от православия. На гос..

Славяноведение

Комплекс обществ. Наук, изучающих происхождение, историю, совр. Обществ.-политич. Развитие, историю культуры, особенно письменности, и языки слав. Народов. Во всех слав. Странах проблематика, относящаяся к истории, культуре, языку каждой данной страны, в понятие С. Не включается (эта проблематика изучается в рамках отечеств. Истории, филологии и др. Отраслей обществ. Наук той или иной страны). К С. В узком смысле слова относят лишь изучение вопросов происхождения славян и слав. Письменности, меж..

Дополнительный поиск Славяне Древние Славяне Древние

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Славяне Древние" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Славяне Древние, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 15 символа