Совет Министров
В царской России - высший правительственный орган. Создан в период подготовки и проведения бурж. Реформ 60-х гг. 19 в. Первоначально (окт. 1857) С. М. Был учрежден неофициально. С 12 нояб. 1861 он существовал официально, наряду с Государственным советом и Комитетом министров. В состав С. М. Входили министры и приравненные к ним главноуправляющие ведомств, пред. Гос. Совета и пред. К-та министров, а также - по особому назначению царя - др. Высшие чиновники. Пред. С. М. Был царь, ему же принадлежала инициатива вынесения на рассмотрение С. М. Всех вопросов. С. М. Обсуждал дела общегос. Характера, материалы и годовые отчеты о деятельности ведомств, доклады министров с предложением преобразований и реформ и др. Через С. М. Прошли проекты большинства бурж.
Реформ, мероприятий по борьбе с революц. Движением.Большинство заседаний С. М. Проходило в 1858-64. Затем, по мере проведения бурж. Реформ и укрепления позиций самодержавия и его бюрократич. Аппарата, значение совета стало падать. В 70-х гг. Его заседания проводились редко, а с 11 дек. 1882 прекратились вообще. На предпоследнем заседании С. М. (8 марта 1881) были отвергнуты проекты М. Т. Лорис-Меликова. Работа С. М. Возобновилась только в янв. 1905. В июне - июле 1905 С. М. Обсуждал подготовленные комиссией А. Г. Булыгина проекты нового законосовещат. Учреждения, к-рое именно в совете получило название Государственной думы.19 окт. 1905 С. М. Был утвержден подготовленный пред. К-та министров С. Ю. Витте проект закона "О мерах к укреплению единства в деятельности Министерств и Главных управлений".
По этому закону С. М. Был преобразован, и на него было возложено "...направление и объединение действий Гл. Начальников ведомств по предметам как законодательства, так и высшего государственного управления". С. М., кроме того, рассматривал предварит. Предложения начальников ведомств, совещаний и комиссий по вопросам законодательства перед внесением их в Гос. Думу и Гос. Совет. "всеподданнейшие" доклады министров. Обсуждал распоряжения начальников ведомств, имевшие общегос. Значение, предложения начальников ведомств по общему устройству министерств и замене гл. Должностных лиц. Утверждал уставы акционерных обществ.В состав С. М. Входили министры, главноуправляющие, гос. Контролер, обер-прокурор Синода, а также пред. Гос. Совета и наместник Кавказа.
Пред. С. М. Назначался царем из высших чиновников, пользующихся особым его доверием. Делопроизводство С. М. Велось постоянной канцелярией С. М. (в 19 в. Делопроизводство С. М. Вела канцелярия К-та министров) во главе с управляющим делами С. М. Пред. С. М. Получил огромные права первого чиновника в гос-ве, ближайшего сотрудника царя. Относительно самостоятельными были в С. М. Министры. Военный, морской, двора и гос. Контролер, имевшие право выносить на рассмотрение С. М. Лишь те меры, к-рые находили нужными обсудить совместно. Заседания С. М. Проводились регулярно 2-3 раза в неделю и фиксировались в спец. Журналах. В период революции 1905-07 С. М. Координировал меры различных ведомств по борьбе с революц. Движением. С 1906 компетенция С. М. Расширилась. По ст. 87 "Основных законов Российской империи" от 23 апр.
1906 в случае прекращения заседаний Гос. Совета и Гос. Думы С. М. Обсуждал законопроекты и через председателя передавал их на утверждение царя как "высочайшие указы", к-рые вступали в действие без рассмотрения их в законодательном порядке. Это обеспечивало самодержавию принятие любого закона без обсуждения в Гос. Думе и Гос. Совете. Только между 1-й и 2-й Гос. Думами (июль 1906 - февр. 1907) через С. М. Было проведено 59 чрезвычайных "указов" по ст. 87, гл. Обр. Карательных, в т. Ч. Указ об образовании воен.-полевых судов. По ст. 87 был проведен первый столыпинский аграрный закон 9 нояб. 1906. После упразднения К-та министров 24 апр. 1906 большая часть его адм. Функций (введение, продление и прекращение положений об усиленной и чрезвычайной охране, назначение местностей для водворения ссыльных, усиление личного состава жандармерии, полиции, надзор за земским и гор.
Самоуправлением, учреждение капиталистич. Компаний и др. - всего в 1909 42 категории дел) была передана в С. М.Для рассмотрения этих, унаследованных от К-та министров дел, перегружавших заседания С. М., 22 сент. 1909 был создан т. Н. Малый совет министров, состоявший из товарищей министров.Отражая определенный этап в развитии самодержавия в России в сторону бурж. Монархии, С. М. Царской России не являлся, однако, кабинетом, характерным для западноевропейских бурж. Монархий, где кабинет был ответствен перед представит. Органом (парламентом). Пред. С. М. И министры в России назначались царем и были ответственны только перед ним, а не перед Думой (ст. 3 закона от 19 окт. 1905).С. М. Был ликвидирован Февр. Бурж.-демократич. Революцией 1917.
28 февр. 1917 большинство членов царского С. М. Были арестованы и впоследствии предстали перед Чрезвычайной следственной комиссией Врем. Пр-ва. Провозгласив "преемственность" власти, Врем. Пр-во указом 8 марта 1917 официально "переименовало" С. М. Во Врем. Пр-во, а канцелярию С. М. В канцелярию Врем. Пр-ва.Председателями С. М. Были. С. Ю. Витте (19.X.1905 - 22.IV.1906), И. Л. Горемыкин (22.IV.1906 - 8.VII.1906), П. А. Столыпин (8.VII.1906 - 1.IX.1911), В. Н. Коковцов (11.IX.1911 - 30.I.1914), И. Л. Горемыкин (30.I.1914 - 20.I.1916). Б. В. Штюрмер (20.I.1916 - 10.XI.1916), А. Ф. Трепов (10.XI.1916 - 27.XII.1916), Н. Д. Голицын (27.XII.1916 - 27.II.1917).Лит. ЗПСЗ, т. 25, СПБ, 1908, No 26820. Витте С. Ю., Воспоминания, т. 2-3, М., 1960. Падение царского режима, т. 1-7, М.-Л., 1924-27.
Мироненко К. Н., Совет министров по указу 19 окт. 1905 г., "Уч. Зап. ЛГУ", серия юридич., 1948, в. 1, No 106. Ерошкин Н. П., История гос. Учреждений дореволюц. России, 2 изд., М., 1968.Н. П. Ерошкин. Москва..
Дополнительный поиск Совет Министров
На нашем сайте Вы найдете значение "Совет Министров" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Совет Министров, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 15 символа