"Фацзя"
("школа законников" (легистов)) - филос. Школа в Др. Китае, представители к-рой разрабатывали проблемы управления гос-вом и народом. Осн. Положения "Ф." сформулировал Шан Ян (казнен в 338 до н. Э.). Большой вклад в учение легистов внес Хань Фэй.Политическая программа легистов была направлена на абсолютизацию царской власти и создание мощного государства, способного поглотить своих соседей. В отличие от конфуцианцев, допускавших критику и даже смещение правителя, в случае нарушения им норм конфуцианской морали, легисты осуждали даже малейшее недовольство правителем. В их учении роль верховной силы, которой должны были беспрекословно подчиняться все жители страны, отводилась закону. А поскольку творцом законов являлся правитель, то исключалась всякая критика его действий.
Легисты доказывали, что гос-во может быть могущественным лишь в том случае, если оно одновременно с развитием земледелия проводит завоевательную внеш. Политику. Поэтому они выступали за то, чтобы все усилия народа были сосредоточены на земледелии и войне. Их идеалом был ограниченный человек, занимающийся с. Х-вом и войной. Легисты выдвинули тезис, что "глупым народом" управлять гораздо легче, чем умным. Они разработали также учение о наградах и наказаниях, как наиболее эффективных методах воспитания народа в нужном им духе, при этом наказаниям отводили гл. Роль. "Хорошее управление, - говорится в легистском каноне "Шан цзюнь шу", - осуществляется путем наказаний".Легисты боролись против наследств. Аристократии, выступая за отмену традиц.
Системы наследования чиновничьих должностей, за допуск к адм. Постам всякого, кто доказал свою личную преданность императору. В "Ф." существовало направление, представленное Шэнь Бухаем, сторонники к-рого специально разрабатывали проблему управления чиновничьим аппаратом.Многие легистские концепции были осуществлены при проведении реформ Шан Яна в царстве Цинь (см. Шан Яна реформы). Легизм являлся офиц. Идеологией первого кит. Единого гос-ва - империи Цинь (221-207 до н. Э.). В период правления династии Хань (206 до н. Э. - 220 н. Э.) легизм был инкорпорирован в конфуцианство и способствовал превращению конфуцианства в офиц. Идеологию правящего класса. Начиная со 2 в. До н. Э. Учение легистов уже не выступало в чистом виде. Но легизм оказывал большое влияние на формирование и развитие кит.
Государственности, законодательства и методов управления на протяжении многих сотен лет.Источн. Иванов A., Мат-лы по кит. Философии. Введение. Школа Фа Хань Фэй-цзы, пер. С кит., СПБ, 1912. Чжу Ши-чэ, Шань-цзюнь шу цзе гу дин бэнь (Аутентичный текст "Шан цзюнь шу" с комментарием), Пекин, 1956. Шан цзюнь шу. Книга правителя области Шан, пер. С кит., вступит. Статья и комментарий Л. С. Переломова, М., 1968.Лит. Переломов Л. С., Вклад легизма в формирование традиционных институтов государственности, в кн. Роль традиций в истории и культуре Китая, M., 1972. Пын Ю-лань, Чнунго, чжэсюе ши (История кит. Философии), т. 1-2, Пекин, 1961. Хоу Вай-лу и др., Чжунго сысян тунши (История китайских идеологий), т. 1, Пекин, 1957.Л. С. Переломов. Москва..
Дополнительный поиск "Фацзя"
На нашем сайте Вы найдете значение ""Фацзя"" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением "Фацзя", различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "#". Общая длина 7 символа