"Фацзя"

64

("школа законников" (легистов)) - филос. Школа в Др. Китае, представители к-рой разрабатывали проблемы управления гос-вом и народом. Осн. Положения "Ф." сформулировал Шан Ян (казнен в 338 до н. Э.). Большой вклад в учение легистов внес Хань Фэй.Политическая программа легистов была направлена на абсолютизацию царской власти и создание мощного государства, способного поглотить своих соседей. В отличие от конфуцианцев, допускавших критику и даже смещение правителя, в случае нарушения им норм конфуцианской морали, легисты осуждали даже малейшее недовольство правителем. В их учении роль верховной силы, которой должны были беспрекословно подчиняться все жители страны, отводилась закону. А поскольку творцом законов являлся правитель, то исключалась всякая критика его действий.

Легисты доказывали, что гос-во может быть могущественным лишь в том случае, если оно одновременно с развитием земледелия проводит завоевательную внеш. Политику. Поэтому они выступали за то, чтобы все усилия народа были сосредоточены на земледелии и войне. Их идеалом был ограниченный человек, занимающийся с. Х-вом и войной. Легисты выдвинули тезис, что "глупым народом" управлять гораздо легче, чем умным. Они разработали также учение о наградах и наказаниях, как наиболее эффективных методах воспитания народа в нужном им духе, при этом наказаниям отводили гл. Роль. "Хорошее управление, - говорится в легистском каноне "Шан цзюнь шу", - осуществляется путем наказаний".Легисты боролись против наследств. Аристократии, выступая за отмену традиц.

Системы наследования чиновничьих должностей, за допуск к адм. Постам всякого, кто доказал свою личную преданность императору. В "Ф." существовало направление, представленное Шэнь Бухаем, сторонники к-рого специально разрабатывали проблему управления чиновничьим аппаратом.Многие легистские концепции были осуществлены при проведении реформ Шан Яна в царстве Цинь (см. Шан Яна реформы). Легизм являлся офиц. Идеологией первого кит. Единого гос-ва - империи Цинь (221-207 до н. Э.). В период правления династии Хань (206 до н. Э. - 220 н. Э.) легизм был инкорпорирован в конфуцианство и способствовал превращению конфуцианства в офиц. Идеологию правящего класса. Начиная со 2 в. До н. Э. Учение легистов уже не выступало в чистом виде. Но легизм оказывал большое влияние на формирование и развитие кит.

Государственности, законодательства и методов управления на протяжении многих сотен лет.Источн. Иванов A., Мат-лы по кит. Философии. Введение. Школа Фа Хань Фэй-цзы, пер. С кит., СПБ, 1912. Чжу Ши-чэ, Шань-цзюнь шу цзе гу дин бэнь (Аутентичный текст "Шан цзюнь шу" с комментарием), Пекин, 1956. Шан цзюнь шу. Книга правителя области Шан, пер. С кит., вступит. Статья и комментарий Л. С. Переломова, М., 1968.Лит. Переломов Л. С., Вклад легизма в формирование традиционных институтов государственности, в кн. Роль традиций в истории и культуре Китая, M., 1972. Пын Ю-лань, Чнунго, чжэсюе ши (История кит. Философии), т. 1-2, Пекин, 1961. Хоу Вай-лу и др., Чжунго сысян тунши (История китайских идеологий), т. 1, Пекин, 1957.Л. С. Переломов. Москва..

Значения в других словарях
"Факторов Теория"

Термин, к-рым обозначаются иногда в лит-ре теории, рассматривающие обществ. Развитие либо как результат воздействия к.-л. Одного "фактора" (религии, географич. Среды, народонаселения, развития техники и др.), либо (а в совр. Лит-ре чаще всего) как результат взаимодействия множества независимых друг от друга, принципиально равнозначных "факторов", взаимодействие к-рых не подчинено никакой закономерности, а объясняется лишь конкретным стечением обстоятельств (см. Плюрализм). Гносеологич. Основой "..

"Фарук"

("Поборник справедливости") - социал-демократич. Группа, организованная большевиками в 1906 при Бакинском к-те РСДРП для пропаганды марксизма-ленинизма среди рабочих - выходцев из Дагестана, составлявших значит. Часть бакинского пролетариата. Возглавляли "Ф." К. М. Агасиев и М. Айдинбеков. После поражения Революции 1905-07 и ареста руководящего ядра группа "Ф." распалась. Возобновилась деятельность "Ф." в янв. 1918. Она проводила революц.- воспитательную работу среди рабочих-дагестанцев в Баку и..

"Февральское» 1913 Г. Совещание Цк Рсдрп С Партийными Работниками

Состоялось в Кракове 26 дек. 1912 - 1 янв. 1913 (8-14 янв. 1913). Для конспирации было названо февральским. В его работе приняли участие члены ЦК РСДРП - В. И. Ленин, И. В. Сталин, Г. Е. Зиновьев, Р. В. Малиновский (впоследствии разоблаченный как провокатор), большевики-депутаты 4-й Гос. Думы Г. И. Петровский, А. Е. Бадаев и Н. Р. Шагов, парт. Работники Н. К. Крупская, Л. Б. Каменев, З. И. Лилина, В. Н. Лобова, E. P. Розмирович, А. А. Трояновский, С. П. Медведев и др., представлявшие организации..

"Феодальная Реакция"

В период позднего (а отчасти и развитого) феодализма комплекс явлений, характеризующихся попытками господствующего класса феодалов в условиях развития товарно-ден. Отношений и зарождения капиталистич. Способа произ-ва упрочить феод. Систему (путем возрождения изжитых форм в производств. Отношениях, в политич. Жизни, праве, идеологии. Путем подчинения и приспособления растущих производит. Сил интересам феодалов). В области агр. Отношений отмечается стремление сеньоров увеличить объем предназначен..

Дополнительный поиск "Фацзя" "Фацзя"

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение ""Фацзя"" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением "Фацзя", различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "#". Общая длина 7 символа