Фатимидов Халифат

153

Феод. Гос-во (909-1171), названное по имени правившей исмаилитской династии фатимидов. Образовалось в Ифрикии (на терр. Совр. Туниса) в результате восстания берберов-шиитов и разгрома ими Аглабидов. В янв. 910 в быв. Резиденции Аглабидов - Раккаде (близ Кайруана) - последний "скрытый" исмаилитский имам Убейдаллах был провозглашен халифом и махди. К сер. 10 в. Фатимиды, стремившиеся к созданию мировой исмаилитской империи, подчинили себе почти всю Сев. Африку и Сицилию. Их флот совершал набеги на Сев. Средиземноморье. В 969 армия Фатимидов, возглавлявшаяся полководцем-славянином Джаухаром, завоевала Египет. Столицей Ф. Х. С 973 стал Каир (до 921 - Кайруан, затем - Махдия). Преодолев сопротивление своих быв. Союзников-карматов, дважды вторгавшихся в Египет, Фатимиды к нач.

11 в. Подчинили терр. Сирии. Однако из-за противодействия Византии и местных правителей, часто приводившего к воен. Действиям, положение Фатимидов в Сирии не было прочным. К концу 10 - нач. 11 вв. Сюзеренитет Фатимидов распространился также на нек-рые другие терр. Однако вопрос о вассальной зависимости Нубии от Ф. Х. Нек-рыми учеными (напр., Р. Фораном) подвергается сомнению.Ф. Х. Был централизованным военно-теократическим гос-вом. Халиф одновр. Считался исмаилитским имамом. Власть передавалась по наследству и фактически ограничивалась интересами определенных групп правящего класса (так, вначале особым влиянием пользовалась плем. Берберская знать. Постоянной опорой было духовенство). Отношение к иноверцам, преим. К иудеям и христианам, характеризовалось веротерпимостью, исключая период жестоких гонений при Хакиме.

Ведущей отраслью х-ва было земледелие, осн. На использовании разливов Нила, а гл. Производителем - крестьянин (феллах). Примерно до сер. 11 в. В Ф. Х. Наблюдался рост и укрепление гос. Собственности на землю. Сбор поземельного налога (хараджа) производился или непосредственно гос. Чиновниками, или сдавался на откуп. При халифе Муиззе (953-975) был установлен твердый гос. Контроль за взиманием хараджа. Фатимиды поощряли и развитие вакфного землевладения (см. Вакф). В Ф.х. Широкое развитие получило гор. Ремесло, также находившееся под контролем гос. Чиновников и обслуживавшее преим. Двор. В ремесле иногда применялся труд рабов. Наиболее развито было ткачество, крупными центрами к-рого являлись Александрия, Дамьетта, Тиннис, где находились халифские мастерские.

Процветали изготовление изделий из кожи, стекла, металла, гончарное дело, выделка бумаги и пергамента. Ф.х. Вел торговлю с Индией (транзит пряностей), Византией, итал. Городами (Амальфи, Венецией, Генуей, Пизой и др.). Фатимидская золотая чеканка отличалась высоким качеством.После завоевания Египта берберское плем. Ополчение было заменено разноплеменной армией из быв. Рабов и наемников, вскоре ставшей осн. Политич. Силой в стране. Усилению ее могущества способствовало и зарождение практики военно-ленных пожалований (икта).В сер. 11 в. В связи с засухой в Египте свирепствовали эпидемии и голод. Бедствие усугублялось борьбой между отд. Частями армии (тюрками и суданцами). Будучи не в состоянии принять решительные меры, халиф Мустансир (1036-94) передал фактич.

Власть в Египте полководцу Бадру аль-Джамали, назначив его везиром. Энергичные действия Бадра на нек-рый период упрочили положение, но халифы с этого времени оказались оттесненными на второй план везирами, опиравшимися на армию. Упадку гос-ва способствовали расколы в среде исмаилитов из-за наследования халифата и имамата, возникавшие после смерти Мустансира (1094) и Амира (1130). Сопротивление народов порабощенных стран также способствовало ослаблению Ф. Х. В 1048 от него отделилась Сев. Африка. Сицилия в 1071 была завоевана норманнами. Сирия попала под власть крестоносцев и сельджуков. Вторжения в Египет крестоносцев и кровавая борьба между претендентами на везират послужили причиной появления в стране отрядов правителя Сев.

Сирии и Ирака Нур-ад-дина (из династии сельджукских наместников Зенгидов), успешно вытеснявшего крестоносцев из Сирии. В 1169 везиром в Ф.х. Был назначен сирийский военачальник Салах-ад-дин, к-рый после смерти фатимидского халифа Адида (1171) совершил гос. Переворот и установил в Египте господство династии Айюбидов.В 10-11 вв. В Ф. Х. Наблюдался подъем духовной жизни. С перенесением столицы в Каир он сделался крупнейшим культурным центром мусульм. Мира, затмив Багдад и не уступая богатством и пышностью Константинополю и Кордове. В нач. 11 в. В Каире был осн. "Дом знаний" ("Дар аль-хикма"), где наряду с теологией преподавались и светские науки, и обсерватория. В Ф.х. Жили и творили. Выдающийся оптик, астроном и математик Ибн аль-Хайсам, астроном ас-Садафи, знаменитый врач Ибн Ридван, философы Абу Хатим ар-Рази, Хамид-ад-дин Кирмани, историки Ибн Зулак, Мусаббихи, мастер эпистолярного жанра кадий аль-Фадиль и др.

От фатимидского периода в Египте сохранились ценные памятники архитектуры (мечеть аль-Азхар, мечеть аль-Хакима, гор. Ворота и мавзолей в Каире и др.), а также образцы прикладного искусства.Источн. Аль-Макризи, Иттиаз аль-хунафа, Каир, 1948. Al-Maqrizi, El-mavâ'iz wa'l i'tibâr fî dhikr el-Khitat wa-1-âthâr, éd. Par G. Wiet, v. 1-5, Le Caire, 1911-27. Ibnal-Dawadari, Die Chronik. Sechster Teil. Der Bericht über die Fatimiden, hrsg. Von S. Munaggid, Cairo, 1961. Stern S. M., Fatimid decrees, L., 1964. Насир-и Хусрау, Сафар-намэ, пер. Е. Э. Бертельса, М.-Л., 1933.Лит. Иностранцев К., Торжеств. Выезд фатимидских халифов, "ЗВОРАО", 1906, т. 17, в. 2-3. Певзнер С. В., Фатимидский тираз из собрания Гос. Эрмитажа, "Эпиграфика Востока", 1960, т. 13. Хрбек И., Славяне на службе у Фатимидов, в кн.

Сообщения чехословацких ориенталистов, М., 1960. Чураков М., Хариджитское движение и восстание шиитов в Магрибе, "Палестинский сборник", No 13(76), M.-Л., 1965. Семенова Л. A., О рабстве в фатимидском Египте, в сб. Арабские страны, М., 1970. Meö A., Мусульм. Ренессанс (пер. С нем.), М., 1973. Босворт К. Э., Мусульм. Династии, пер. С англ., М., 1971. Wüstenteid F., Geschichte der Fatiraiden-Chalifen, Gott., 1881. Goeje M. J. De. Mémoire sur les Carmathes du Bahrain et les Fatimides, Leide, 1886. O'Leary L., A short history of the Fatimid khalifate, L., 1923. Mamour P., Polemics on the origin of the Fatimi Caliphs, L., 1934. Madelung W., Fatimiden und Bahrainkarmaten, в кн. "Der Islam", Bd 34, No 1, В., 1959. Cahen Cl., L'administration financiere de l'armée Fatimide d'après al-Makhzumi, "Journal of the Economic and Social History of the Orient", Leid., 1972, v.

15, pt 1-2. Forand P., Early Muslim Relations with Nubia, "Der Islam", Bd 48, No 1, В., 1971.Л. А. Семенова. Москва.-***-***-***-Халифат Фатимидов в 909-1171 гг.

Значения в других словарях
Фатеи

Племя, жившее по соседству с меотами по берегам р. Фат, одного из притоков Кубани в 4-1 вв. До н.э. Осн. Типом поселений Ф. Были деревни, состоявшие из свайных построек, но у них существовали и укрепленные города. Область Ф. Считалась густонаселенной. Номинально Ф. Подчинялись Боспорскому царству, но их родоплеменная верхушка нередко принимала активное участие в политич. Борьбе в этом царстве, чему способствовала воен. Сила Ф. Так, в период борьбы за власть между сыновьями царя Перисада I вождь ..

Фатима

(ок. 605-633) - дочь пророка Мухаммеда. К Ф. И ее мужу, двоюродному брату Мухаммеда, халифу Али возводили свою генеалогию шиитские (см. Шиизм) династии в странах распространения ислама (Идрисиды, фатимиды и др.), имамы шиитов и Алиди.. ..

Фатимиды

Династия араб. Халифов, возводившая свое происхождение к Фатиме (дочери пророка Мухаммеда). Правила в Сев. Африке, а затем в Египте. Основатель династии - Убейдаллах Махди. Наиболее крупные правители. Муизз, Хаким, Мустансир.Халифы фатимидской династии. Убейдаллах (909-934), Каим (934-946), Мансур (946-953), Муизз (953-975), Азиз (975-996), Хаким (996-1021), Захир (,1021-36), Мустансир (1036-94), Мустали (1094-1101), Амир (1101-30), Хафиз (1130-49), Зафир (1149-54), Фаиз (1154-60). Адид (1160-71..

Фатио

(Fatio), Пьер (1662 - 6.IX.1707) - руководитель восстания горожан Женевы в мае 1707. По профессии адвокат. Весной 1707 Ф. И его сторонники из числа средних и мелких буржуа выдвинули ряд требований, направленных на демократизацию общественного строя республики Женевы (предоставление торг.-ремесл. Кругам большей роли в выборных органах власти, ликвидация произвола гор. Верхушки в установлении налогов, судопроизводстве, внеш.-торг. Связях и пр.). Выступление Ф. Против патрициата встретило поддержку..

Дополнительный поиск Фатимидов Халифат Фатимидов Халифат

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Фатимидов Халифат" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фатимидов Халифат, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 17 символа