Февр
(Febvre) Люсьен (22.VII.1878 - 27.IX.1956) - франц. Историк. Чл. Академии моральных и политич. Наук (с 1951). Проф. Ун-тов Дижона (1912-14), Страсбурга (1919-33), Коллеж де Франс (с 1933). С 1948 возглавил 6-ю секцию ("Экономич. И социальные науки") Практич. Школы высш. Знаний. Ф. Руководил изданием "Франц. Энциклопедии" (с 1935), основал (совм. С М. Блоком) в 1929 журн. "Annales d'histoire économique et sociale" (в 1946 переим. На "Annales. Economies. Sociétés. Civilisations").Критикуя близорукость "историзирующих историков" - фактологов, избегавших обобщений и теории и изучавших преим. Политич. Историю, Ф. Был убежденным сторонником глубокого проникновения в сущность историч. Развития и постановки новых проблем исследования. Путь к познанию истории, указывал Ф., лежит через всестороннее познание общества.
Соответственно Ф. Обращался к исследованию историч. Географии ("La terre et l'évolution humaine", P., 1922. "Le problème historique du Rhin", P., 1930), агр. Отношений, торговли, социального строя, языка, религии, культуры и историч. Психологии. Большое внимание он уделял разработке и уточнению понятий, применяемых историками. Хронологич. Рамки исследований Ф. Очень широки. Ср. Века и новая история, вплоть до современности. Однако в центре его внимания находилась эпоха Возрождения, 16-й век. Осн. Категории историч. Теории Ф. - общество и цивилизация, представляющие, согласно Ф., единство различных сторон материальной и духовной жизни людей. Он указывал на качественные различия между цивилизациями (культурами), на то, что каждая из них имеет свои неповторимые особенности, собственную систему миросозерцания.
Подчеркивание неповторимости цивилизаций связано у Ф. С релятивистскими выводами. Он писал, что в каждую эпоху существует не только свое особое, но и одинаково правомерное восприятие действительности и прошлого. Образ мира, по-своему творимый в рамках отдельной цивилизации, обладает одной и той же степенью объективности - он соответствует лишь данной цивилизации. Для понимания сущности цивилизации и поведения принадлежащих к ней людей необходимо, согласно Ф., реконструировать присущий им способ восприятия действительности, познакомиться с их "мыслительным и чувственным инструментарием". При этом Ф. Отстаивал тезис об историч. Изменчивости структуры сознания человека и важности изучения обществ. Психологии в разные историч.
Эпохи. Проблемы историч. Психологии, отношения индивида к коллективу были поставлены Ф. В книгах о Лютере ("Un destin, Martin Luther", P., 1928) и о Рабле ("Le problème de l'incroyance au XVIe siècle. La religion de Rabelais", P., 1942). Несмотря на справедливые замечания Ф. О недопустимости антиисторизма в подходе к явлениям культуры, сам он не избежал односторонности в трактовке творчества Рабле и игнорировал нар. Струю в культуре Возрождения (см. Критику в адрес Ф. В кн. Бахтин M. M., Творчество Ф. Рабле и нар. Культура средневековья и Ренессанса, М., 1965, с. 143-49). Ф. Придавал большое значение анализу духовной жизни не только выдающихся людей, но и обществ. Психологии масс и отдельных человеческих групп. Для решения этой проблемы считал необходимым изучение языка с культурно-психологич.
Точки зрения. Ф. Принадлежит много интересных наблюдений над системой мировосприятия людей 16 в. В их языке и лит-ре, по мнению Ф., отсутствовал ряд элементов, из к-рых в новое время строится науч. Мышление. Ф. Подчеркивал обусловленность психич. Склада людей их обществ. Бытием и видел в социальной психологии один из неотъемлемых элементов целого - цивилизации.Обоснование Ф. Необходимости изучения экономич., обществ. И духовной жизни той или иной цивилизации как целостной системы, а равно и его требование в полной мере учитывать специфику обществ. И индивидуального сознания в разные историч. Эпохи имело положительное значение в развитии историч. Мысли. Ф. Оказал заметное влияние на многих франц. Историков. Вокруг него и М. Блока сложилась т.
Н. Школа "Анналов" (см. В ст. Историография).Соч. (кроме указ. В статье). Philippe II et la Franche Comté, P., 1911. Origène et des Périers, P., 1942. Autour de l'Heptaméron, (P., 1944). Combats pour l'histoire, P., 1953. Au coeur religieux du XVIe siècle, P., 1957. Pour une histoire а part entiere, (P.), 1962.Лит. Видаль В., Л. Февр. "Вестник истории мировой культуры", 1957, No 1. Baumont M., Notice sur la vie et les travaux de L. Febvre, P., 1959. Braudel F., L. Febvre et l'histoire, "Annales. Economies. Sociétés. Civilisations", 1957, No 2.A. Я. Гуревич. Москва..
Дополнительный поиск Февр
На нашем сайте Вы найдете значение "Февр" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Февр, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ф". Общая длина 4 символа