Федеративная Республика Германии

121

(ФРГ) (Bundesrepublik Deutschland) - гос-во в Центр. Европе. Граничит с Данией, Нидерландами, Бельгией, Люксембургом, Францией, Швейцарией, Австрией, ГДР и Чехословакией. На С. Омывается водами Сев. И Балтийского морей.Площ. 248 тыс. Км2, нас. 59,3 млн. Чел. (сент. 1971, оценка), почти исключительно немцы. Св. 55% верующего нас. - протестанты, св. 44% - католики. Столица - г. Бонн.Административно ФРГ разделена па 10 земель. Шлезвиг-Гольштейн. Ниж. Саксония. Сев. Рейн-Вестфалия. Рейнланд-Пфальц. Гессен. Бавария. Баден-Вюртемберг. Саар. Гамбург. Бремен.По конституции 1949, глава гос-ва - президент, избираемый на пять лет Федеральным собранием, состоящим из депутатов бундестага и представителей земель. Высший законодат. Орган - парламент, к-рый состоит из 2 палат.

Бундестага (избирается населением на 4 года) и бундесрата (состоит из представителей земель, назначаемых пр-вами земель). Гос. Герб и флаг см. В таблицах к статьям Герб государственный и Флаг государственный.-***-***-***-Исторический очеркФРГ возникла в границах оккупац. Зон США, Англии и Франции в Германии. Ее создание было подготовлено политикой раскола Германии, к-рую зап. Державы стали проводить с первых дней после окончания 2-й мировой войны, вопреки решениям, принятым на Потсдамской конференции 1945, и другим согласованным решениям участников антигитлеровской коалиции. Четырехсторонние решения СССР, США, Англии и Франции о демократизации Германии и подготовке к образованию общегерм. Пр-ва были сорваны. В адм.

Аппарате зап. Зон оккупации Германии осталось немало бывших активных нацистов. Решения о денацификации здесь не выполнялись или выполнялись формально. Проведенные в Зап. Германии нек-рые изменения структуры монополий не обеспечили подлинной декартелизации и помогли зап.-герм. Монополистам сохранить контроль над пром-стью и финансами. Не допустив принятия Контрольным советом постановления, разрешающего объединение в общегерманском масштабе демократич. Партий, оккупац. Власти 3 зап. Держав всячески поощряли в своих зонах деятельность политич. Партий и орг-ций, связанных с монополистич. Капиталом и выступавших с сепаратистских позиций. Организация Социалистич. Единой партии Германии (СЕПГ) на терр. Зап. Германии была запрещена.

Руководство С.-д. Партии в Зап. Германии фактически поддерживало курс на раскол Германии, хотя и подвергало критике (весьма, однако, непоследовательной) нек-рые аспекты политики бурж. Партий.Передовые силы трудящихся Зап. Германии во главе с Коммунистич. Партией Германии (КПГ) выступали против политики оккупац. Властей, зап.-герм. Монополистов и их ставленников. Однако раскол рабочего класса дал возможность герм. Монополистам восстановить свою власть и осуществить планы раскола Германии.После проходившего в февр. - марте и апр. - июне 1948 Лондонского совещания шести зап. Держав (США, Англия, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург) оформление сепаратного зап.-герм. Гос-ва пошло, в соответствии с намеченным на совещании планом, ускоренными темпами.

20 июня 1948 на терр. Зап. Германии была проведена сепаратная ден. Реформа. 1 июля 1948 воен. Губернаторы США, Англии и Франции дали указание премьер-министрам зап.-герм. Земель приступить к подготовке созыва Учредит. Собрания и выработке конституции будущей ФРГ. В авг. 1948 особой группой экспертов был разработан проект Осн. Закона, к-рый был передан на обсуждение 65 представителей зап.-герм. Земель (Парламентский совет). Это собрание к маю 1949 разработало конституцию зап.-герм. Гос-ва, к-рая была утверждена воен. Губернаторами США, Англии и Франции и вступила в силу 23 мая 1949. В авг. 1949 в зап. Оккупац. Зонах Германии прошли выборы в первый бундестаг, к-рый собрался вместе с бундесратом 7 сент. В Бонне для избрания президента и создания пр-ва.

Первым президентом ФРГ стал Теодор Хейс (один из основателей Свободной демократич. Партии). Федеральное коалиц. Пр-во в составе представителей трех партий - Христианско-демократич. Союза - Христианско-социального союза (ХДС - ХСС, осн. В 1945), Свободной демократич. Партии (СДП, осн. В 1948) и Немецкой партии (НП, осн. В 1946. В 1961 объединилась с основанным в 1949 Общегерманским блоком в Общегерм. Партию) - возглавил К. Аденауэр (ХДС).С образованием ФРГ была создана гос.-политич. Основа для укрепления власти герм. Монополий. Были возрождены под новыми вывесками крупнейшие концерны и банки (концерны Круппа, Тиссена, Ханиеля, Маннесмана, Клёкнера, Хеша, "ИГ Фарбен". "Дойче банк", "Дрезденский банк", "Коммерцбанк" (т. Н. "Большая тройка") и др.).

Концентрация производства и капитала достигла в ФРГ исключительно высокого уровня.К 1954 8 крупнейших концернов Зап. Германии владели почти 72% производств. Мощностей всей металлургич. Пром-сти. В руках 15 монополистич. Групп концентрировалось 82% зап.-герм. Добычи угля. Монополии "АЭГ" и "Сименс" контролировали 75% осн. Капитала электротехнич. Пром-сти. В целом на 289 наиболее мощных акц. Компаний Зап. Германии в конце 1953 приходилось 77,8% всей суммы акц. Капитала. На крупнейших предприятиях ФРГ с числом занятых 500 и более (2,3% от общего числа предприятий) работало 49,2% занятых в пром-сти и производилось ок. 1/2 пром. Продукции страны.С помощью амер. Дотаций и кредитов (зап. Оккупац. Зоны были включены в систему помощи по плану Маршалла еще в нач.

1948) и мобилизации внутр. Ресурсов в ФРГ началось быстрое восстановление пром. И с.-х. Произ-ва, транспорта и торговли. Если в 1946 пром-сть зап. Оккупац. Зон производила менее 1/3 довоен. Объема продукции, то к кон. 1949 валовой объем пром. Произ-ва ФРГ приблизился к уровню 1936, а к концу 1950 достиг довоен. Уровня. В 1950 объем пром. Произ-ва в ФРГ возрос на 25,8%, в 1951 на 18%. Быстрое восстановление пром. Произ-ва обеспечивалось за счет крупных капиталовложений, урезывания нар. Потребления при одноврем. Форсированном накоплении. Важным фактором, способствовавшим быстрому росту зап.-герм. Экономики, являлось наличие больших резервов высококвалифицированной рабочей силы. По офиц. Данным, безработица достигала в ФРГ в 1949 10,3% ко всему самодеятельному населению, в 1951 - 7,7%, в 1952 - 6,4% (полубезработные, занятые неполную рабочую неделю, не учтены).

Эта многочисленная армия безработных, на одну треть состоявшая из переселенцев из бывших вост. Областей Германии, послужила огромным резервом дешевой рабочей силы для зап.-герм. Предпринимателей, когда растущее произ-во потребовало дополнит. Контингентов рабочих в пром-сть и др. Отрасли. Общему росту произ-ва содействовало также ускоренное развитие машиностроения, приборостроения, электро- техники, оптики и др. Отраслей, размещавшихся до раскола Германии преим. На востоке страны. Исключительно важным фактором, содействовавшим быстрому развитию экономики ФРГ, было практич. Отсутствие в те годы к.-л. Прямых расходов на воен. Нужды. Гонка вооружений в зап. Странах, усилившаяся в связи с началом войны в Корее, вызвала повышение спроса на машины и оборудование, дала новый толчок развитию зап.-герм.

Экономики, а также способствовала ее выходу на внешний рынок. Только за 1950 стоимость экспорта ФРГ возросла на 120%. С 1952 экспорт из ФРГ стал превышать объем импорта, а положительное сальдо торг. Баланса стало неуклонно расти. Ведущее место, как и до войны, в зап.-герм. Экспорте вновь заняла продукция тяжелой пром-сти. После нек-рого конъюнктурного замедления роста (1952-53) в экономике ФРГ наступил новый подъем, вызванный расширением осн. Капитала, обновлением техники произ-ва и поддержанный спец. Гос. Мероприятиями с целью ускорить развитие осн. Отраслей тяжелой пром-сти. В 1953-55 темп ежегодного прироста пром. Произ-ва составлял 10-15%. За 1953-56 пром. Продукция ФРГ возросла на 39%. Быстрое расширение производств. Мощностей сопровождалось нек-рыми инфляционными явлениями.

В этих условиях пр-во ФРГ приняло ряд мер, направленных на "приглушение конъюнктуры", что привело к известному сокращению темпов прироста пром. Произ-ва.Укрепляя господство монополистич. Капитала в стране, пр-во Аденауэра проводило курс на ограничение гражд. Прав населения, преследование демократич. Сил.В нояб. 1951 пр-во возбудило в федеральном конституц. Суде дело о запрещении КПГ. 31 янв. 1952, еще до начала процесса, зап.-герм. Полиция заняла все помещения компартии и квартиры ее руководящих работников. Документы и материалы КПГ были конфискованы. Преследованиям подверглись многочисленные организации и объединения (Союз свободной немецкой молодежи, Демократич. Женский союз, Культурбунд, Комитет борцов за мир и др.).

Федеральное правительство провело также мероприятия по устранению из государственного аппарата политически "неблагонадежных" граждан. В сент. 1950 оно дало указание, на основе к-рого служащим и др. Работникам гос. Учреждений было запрещено поддерживать орг-ции, выступающие за мир и объединение Германии на мирной демократич. Основе. В то же время гос. Аппарат ФРГ наводнялся бывшими активными нацистами, кадровыми чиновниками, дипломатами, офицерами вермахта. Было допущено возрождение многочисл. Праворадикальных партий и орг-ций типа Немецкой имперской партии, открыто выступивших с лозунгами реванша и возрождения "великой Германии". Эти лозунги были по сути дела весьма близки политич. Программе тогдашнего федерального пр-ва.

В основу внешнеполитич. Программы зап.-герм. Правящих кругов были положены враждебный социалистич. Гос-вам антикоммунистич. Курс, ставка на тесный союз с зап. Державами, в первую очередь с США, с целью ликвидации первого герм. Рабоче-крест. Гос-ва - ГДР и пересмотра итогов 2-й мировой войны. Эта программа вошла в качестве органич. Составной части в осн. Политич. Документы и нормативные юридич. Акты ФРГ и зап. Держав, связанные с образованием ФРГ.Так, в заявлении госдепартамента США от 7 июня 1948 говорилось, что рекомендации Лондонской конференции шести держав о создании ФРГ должны "в конечном счете послужить основой и отправным пунктом для объединения Германии" вокруг боннского пр-ва. В соответствии с этим Основной закон ФРГ характеризовал Федеративную Республику как гос-во "переходного периода", созданное от имени "всех немцев", и предусматривал (ст.

23) присоединение остальных частей Германии. Пр-во ФРГ выступило с претензиями на юрисдикцию над всеми немцами (ст. 116), независимо от их действительного гражданства. Оно рассматривало себя как единственное герм. Пр-во, к-рое якобы уполномочено выступать от имени всех немцев (заявление пр-ва ФРГ от 21 окт. 1949 и последующие документы). Федеративное пр-во официально претендовало на расширение терр. ФРГ до границ бывшего третьего рейха, существовавших на 1 янв. 1937. (Эти претензии содержит, напр., заявление пр-ва ФРГ от 10 нояб. 1965.) Тем самым правящие круги ФРГ открыто выдвигали притязания на терр. ГДР, а также терр., входящие в состав СССР и Польши, добивались присоединения Зап. Берлина. Выполнению этой программы оказывали содействие западные державы, к-рые после провозглашения ФРГ сохранили значит.

Влияние в экономике и политич. Жизни страны.В соответствии с "Оккупационным статутом", обнародованным зап. Державами в апр. 1949, в Зап. Германии продолжал сохраняться оккупационный режим, а государственным органам ФРГ было предоставлено право самоуправления лишь под контролем Союзнической верховной комиссии. С междунар.-правовой точки зрения ФРГ была не полностью дееспособна. Она не имела собственных загранпредставительств, не могла быть членом к.-л. Междунар. Орг-ций и т. Д. Оккупац. Власти сохраняли право вмешательства во внутреннюю жизнь страны (вплоть до отмены ее законодательства), демонтажа "излишнего" пром. Потенциала и контроля над пром. Произ-вом (право на запрет или ограничение судостроения, машиностроения, химич.

Пром-сти, ограничение произ-ва стали до 5-6 млн. Т в год). Вскоре, однако, оккупац. Режим был смягчен, а многие ограничения и контрольные постановления трех держав отменены. По Петерсбергскому соглашению от 22 нояб. 1949 зап. Державы отказались от демонтажа воен.-пром. Предприятий Тиссена, Борзига и др. Монополий. Нью-Йоркская конференция министров иностр. Дел зап. Держав в сент. 1950 приняла решение об отмене ограничений для ФРГ в области судостроения, мореплавания, химии, а также науч. Исследований. Готовясь к возрождению зап.-герм. Армии, пр-во ФРГ получило право на организацию крупных полицейских формирований. Одновременно зап. Державы заявили о признании незаконно присвоенного пр-вом ФРГ права выступать от имени "всей Германии".7 авг.

1950 ФРГ стала полноправным членом Европейского совета в Страсбуре, а 18 апр. 1951 - членом Европ. Объединения угля и стали (ЕОУС). Включение ФРГ в замкнутые европ. Экономич. Группировки явилось подготовительным этапом к ее вступлению в систему агрессивных воен. Блоков, открыло путь к возрождению армии и воссозданию воен. Пром-сти в Зап. Германии.СССР и ГДР, указывая, что подобный антинациональный курс создает серьезные препятствия в решении герм. Проблемы и обеспечении европ. Безопасности, неоднократно вносили предложения, направленные на выполнение решений по герм. Вопросу, принятых Потсдамской конференцией 1945. Отклонив эти предложения, представители США, Великобритании, Франции и ФРГ подписали в Бонне "Общий договор" 1952, который, провозгласив прекращение оккупационного режима и суверенитет ФРГ, вместе с тем содержал статьи, изымающие вопрос о германском мирном урегулировании из компетенции федерального пр-ва.

Одновременно был подписан и Парижский договор 1952 о создании "Европейского оборонительного сообщества" (ЕОС) - военного блока шести гос-в, входящих в ЕОУС.Заключение "Общего" и Парижского договоров открывало путь к неограниченной ремилитаризации ФРГ. Оно вызвало широкую волну протестов как в самой Западной Германии, так и в соседних странах. 2 ноября 1952 ЦК КПГ выступил с Программой нац. Воссоединения Германии, важнейшее требование к-рой - единые действия зап.-герм. Демократич. И патриотич. Сил против включения ФРГ в систему агрессивных воен. Блоков и увековечения раскола Германии, за переговоры между ГДР и ФРГ, ликвидацию иностр. Баз, запрещение действующих в ФРГ реваншистских и анти-демократич. Орг-ций, за мирный договор.

В Зап. Германии развернулось широкое движение за нар. Референдум по вопросу о заключении мирного договора, за отказ от Боннских и Парижских соглашений. В февр. 1952 состоялось массовое выступление 900 тыс. Членов профсоюзов Баварии против участия ФРГ в "европейской армии".Кровавые столкновения между полицией и 20 тыс. Демонстрантов, выступавших против ремилитаризации страны, произошли в мае 1952 в Эссене. Летом 1952 по всей стране проходили митинги протеста против "Общего договора". Массовые выступления состоялись в Мюнхене, Нюрнберге, Дармштадте и ряде др. Городов ФРГ. К концу 1952 15 млн. Жителей ФРГ высказались против "Общего договора" и милитаризации страны. Выступления зап.-герм. Рабочих были тесно связаны с борьбой за улучшение их жизненных условий.

В ходе этой борьбы рабочим удалось вырвать нек-рые уступки у предпринимателей и пр-ва (в частности, в области социального законодательства). Усилилось забастовочное движение. Бастовали докеры и работники гор. Транспорта Гамбурга, горняки и металлурги Рура, рабочие Сев. Рейна-Вестфалии, Ганновера, Бремена, Карлсруэ.19 марта 1953 "Общий" и Парижский договоры были ратифицированы бундестагом, а 15 мая 1953 - бундесратом. Их ратификация была обеспечена голосами правительств. Большинства, возглавлявшегося ХДС-ХСС. Однако в связи с отказом франц. Нац. Собрания 30 авг. 1954 ратифицировать Парижский договор, согласованная в Париже и Бонне система была подвергнута нек-рому пересмотру. 23 окт. Были подписаны Парижские соглашения 1954, предусматривавшие вступление ФРГ в НАТО и Зап.-европ.

Союз (27 февр. 1955 соглашения были ратифицированы бундестагом).В 1954-55 массавые выступления против вовлечения ФРГ в группировки зап. Держав продолжались. В этой борьбе участвовали профсоюзы, члены СДПГ и коммунисты, представители самых различных социальных слоев. 70% забастовок в ФРГ в те годы проходило под лозунгами борьбы против Парижских соглашений. Осенью 1954 конференции ряда отраслевых профсоюзов, а также федеральная конференция профсоюзов молодежи высказались против ремилитаризации в любой форме. В окт. 1954 3-й конгресс Объединения немецких профсоюзов выступил против вооружения ФРГ, за мирное воссоединение Германии. С критикой ряда аспектов политического курса правительства Аденауэра выступило также руководство СДПГ.

На митинге во Франкфурте-на-Майне, созванном Центр. Правлением СДПГ 29 янв. 1955, был принят Немецкий манифест, в к-ром указывалось, что вступление ФРГ в воен. Блоки зап. Держав усилит напряженность в Европе и исключит возможность переговоров о восстановлении единства Германии. Манифест, призывавший нем. Народ к борьбе против такого развития событий, был с одобрением встречен прогрессивной зап.-герм. Общественностью. Однако с.-д. Руководители, выступавшие в бундестаге против Парижских соглашений, распорядились после их ратификации о прекращении сбора подписей под Немецким манифестом и приняли меры к ограничению оппозиц. Выступлений.После ратификации Парижских соглашений и вступления ФРГ в НАТО (9 мая 1955) начинается быстрое возрождение воен.

Пром-сти, укрепление политич., экономич. И воен. Позиций ФРГ в Европе, широкая экспансия на внешних рынках, ставка на политику с позиции силы в отношениях с Сов. Союзом и др. Социалистич. Гос-вами.Укрепление финанс.-экономич. Положения ФРГ, рост произ-ва почти во всех осн. Отраслях пром-сти позволили зап.-герм. Монополиям перейти к политике форсированной экономич. Экспансии путем экспорта товаров и капитала. С 1955 физич. Объем зап.-герм. Экспорта в среднем ежегодно возрастал на 10%. В 1963 ФРГ, занимавшая по объему своего пром. Произ-ва уже второе место в капиталистич. Мире после США, имела активное сальдо торг. Баланса в сумме 6 млрд. Марок. Ее золотой запас уступал среди капиталистич. Стран только США и превышал 7 млрд, долл. Еще в марте 1961 пр-во ФРГ заявило о повышении курса марки по отношению к амер.

Доллару на 4,75% (новое повышение курса марки было проведено в окт. 1969). Зап.-герм. Капитал значительно укрепил свои позиции в развивающихся странах. С 1957 по 1966 прямые капиталовложения ФРГ возросли в Лат. Америке с 514 до 1615 млн. Марок, в Африке - с 93 до 565 млн. Марок, в Азии - с 76 до 314 млн. Марок.Параллельно с ростом инвестиций ФРГ за рубежом возрастали иностр. Капиталовложения в экономику ФРГ, прежде всего капиталовложения США. В 1967 в ФРГ насчитывалось ок. 1200 амер. Предприятий. Амер. Акционеры контролировали на 30-40% произ-во в таких отраслях, как электроника, автомобилестроение, нефтехимия. В целом на долю США приходилось ок. 34% всех иностр. Капиталовложений в экономику ФРГ. За США шли Нидерланды (17%), Швеция (16%), Англия (10%), Франция (7%) и др.Важным фактором роста экономич.

Мощи ФРГ явилось создание в 1957-58 Европ. Экономич. Сообщества ("Общего рынка") и Евратома, открывших более широкие возможности для проникновения зап.-герм. Монополий на рынки зап.-европ. Стран и их бывших колоний. ФРГ заняла ведущее положение в этих объединениях. На долю ФРГ в валовой продукции стран - членов "Общего рынка" в 1965 приходилось 37,1% (Франции - 32,6%, Италии - 17,6%). В 1970 доля ФРГ в общем объеме пром. Произ-ва стран "Общего рынка" и Великобритании (с 1973 - член "Общего рынка") составила 34% (доля Франции - 24%, Великобритании - 22%, Италии - 12%, Бенилюкса - 8%). Внешнеторговый оборот ФРГ в 1970 составил 64 млрд. Долл. (Великобритании (в долл.) - 41 млрд., Бенилюкса - 40 млрд., Франции - 37 млрд., Италии - 28 млрд.).Опираясь на свою экономич.

Мощь, ФРГ стала добиваться доминирующего положения среди европ. Союзников США. Федеральное пр-во все чаще начало ссылаться на якобы имеющееся несоответствие между экономич. Возможностями и политич. Статусом ФРГ. Правящая верхушка ФРГ активно использовала идею "европ. Интеграции" для того, чтобы поставить экономич. И воен. Потенциал зап.-европ. Стран на службу ФРГ и обеспечить с их стороны поддержку внешнеполитич. Программы зап.-герм. Монополий.В 1955-60 ФРГ добилась удовлетворения зап.-европ. Гос-вами ряда своих требований. В сент. 1956 были уточнены в пользу ФРГ границы с Бельгией, затем в июле 1959 - с Люксембургом, в апр. 1960 - с Нидерландами. По франко-западногерм. Соглашению от 27 окт. 1956 к ФРГ в качестве 10-й федеральной земли был присоединен Саар.Вступление в силу Парижских соглашений открыло путь для создания в ФРГ регулярной армии.

7 июля 1956 бундестаг, вопреки оппозиции СДПГ, профсоюзных и молодежных орг-ций, принял закон о всеобщей воинской повинности. Начался быстрый рост бундесвера. В янв. 1956 численность бундесвера составляла 1000 чел., к концу 1960 - 290,8 тыс. Чел. (в т. Ч. Сухопутные войска - 182,5 тыс., ВВС - 66,5 тыс., ВМС - 23,8 тыс.), в конце 1966 - 468 тыс. Чел.Все большую роль стала играть ФРГ в системе НАТО. Контингенты бундесвера составили осн. Костяк сухопутных вооруж. Сил Североатлантич. Пакта. Используя лозунг "полной интеграции" бундесвера в системе вооруж. Сил НАТО, зап.-герм. Генералы и офицеры начали захватывать ключевые посты в командных инстанциях этого союза, в частности в его воен. Орг-ции в Европе.По мере укрепления своих позиций в НАТО ФРГ все более широко развертывала воен.

Произ-во. Уже в 1960 произ-вом вооружения занималось более 200 компаний ФРГ. К 1967 воен. Пром-сть ФРГ примерно на 65% обеспечивала потребности бундесвера в воен. Технике. На воен. Заводах ФРГ стали производиться танки типа "Леопард", самоходные противотанковые и арт. Установки, бронетранспортеры, подводные лодки, эсминцы и торпедные катера, противотанковые ракеты, арт. И стрелковое вооружение. Содействуя милитаризации ФРГ, зап. Державы стали освобождать зап.-герм. Монополии, занятые произ-вом оружия, от ограничений, к-рые предусматривались Парижскими соглашениями (напр., в 1958 ФРГ получила разрешение на произ-во противотанковых ракет. В 1959 были отменены ограничения на тоннаж воен. Судов, в том же году ФРГ было разрешено производить ракеты ближнего радиуса действия).О темпах ремилитаризации ФРГ наглядно свидетельствует рост воен.

Расходов страны.-***-***-***-Таблица Прямые военные расходы ФРГ (в млрд. Марок) %%%Постоянно расширялось амер.-западногерм. Воен. Сотрудничество. Между США и ФРГ был заключен ряд соглашений, предусматривающих далеко идущую координацию воен. Политики обеих стран как в области воен. Стратегии, так и в вопросах совместной разработки и произ-ва новейших видов вооружения. С 1956 по 1964 ФРГ израсходовала на закупки вооружения в США 14 млрд. Марок. По заключенному в 1964 соглашению Хассель-Макнамара США обязались продавать ФРГ амер. Вооружение на сумму 675 млн. Долл. В год, а также передавать информацию по вопросам использования атомного оружия. 25 марта 1958 бундестаг, игнорируя волю широких слоев зап.-герм. Населения, выступления профсоюзных орг-ций, представителей науки и культуры страны, принял решение о вооружении бундесвера ракетно-ядерным оружием.

Пытаясь заполучить ядерное оружие, пр-во ФРГ стало настойчиво добиваться осуществления планов создания т. Н. Многосторонних или европ. Ядерных сил.Одновременно в ФРГ развернулись работы по созданию науч.-технич. Базы собственной атомной пром-сти (в 1967 в стране действовали или строились 34 атомных реактора. Были созданы крупные н.-и. Ядерные центры в Карлсруэ, Юлихе, а также в р-нах Мюнхена, Гамбурга, Франкфурта-на-Майне, Эрлангена. На работах в области ядерных исследований было занято ок. 7000 ученых, инженеров и техников). Притязания ФРГ на ядерное оружие создавали серьезную угрозу миру и безопасности в Европе.Экономич. Экспансия ФРГ сопровождалась дальнейшим возрастанием роли гос.-монополистич. Капитала в стране.

Уже в 1958 компаниям, контролируемым государством, принадлежало ок. 18% всего акц. Капитала в ФРГ. Росли гос. Воен. Фонды. Росли налоги, являющиеся в руках гос-ва важнейшим сродством перераспределения нац. Дохода в пользу монополий. В 1960 общая сумма налогов составила в ФРГ 97 млрд. Марок (37% нац. Дохода). Наметившиеся с сер. 1957 (гл. Обр. В связи с сокращением рынков сбыта) экономич. Спад (темпы прироста пром. Произ-ва снизились с 5,6% в 1957 до 3,6% в 1958), сокращение произ-ва в целом ряде отраслей (угольная, металлургич., судостроительная), рост цен и налогов содействовали обострению клас. Борьбы в ФРГ. Количество рабочих дней, потерянных в результате забастовок, возросло с 1,1 млн. В 1955 до более чем 2,4 млн. В 1957. В февр. - марте 1958 длительные массовые забастовки проходили в Ниж.

Саксонии, Бремене, Гессене. Широкое стачечное движение охватило угольную промышленность Рура. 27 сент. 1959 состоялся марш на Бонн 58 тыс. Рурских горняков, протестовавших против массовых увольнений, безработицы и роста цен. В стране развернулось движение "против атомной смерти", вызванное курсом на вооружение зап.-герм. Армии атомным оружием. Комитеты "борьбы против атомной смерти" создавались на многих заводах, предприятиях, в городах и общинах.Правящая верхушка отвечала на выступления против ее внутренней и внешней политики дальнейшим ограничением демократич. Прав и свобод зап.-герм. Населения. Только с 1951 по 1958 в ФРГ была запрещена деятельность св. 200 демократич. Орг-ций и объединений. В 1956 была запрещена КПГ.

В 1958 пр-во ФРГ приступило к разработке "чрезвычайных законов" с целью обеспечения возможности установления, если пр-во сочтет целесообразным, режима неограниченной диктатуры, мобилизации людских и материальных ресурсов страны, ликвидации бурж.-демократич. Свобод и подавления выступлений трудящихся. В то же время при попустительстве пр-ва в ФРГ происходила дальнейшая активизация праворадикальных националистич. Групп и орг-ций, одно из проявлений к-рой - создание (нояб. 1964) неонацистской Национал-демократич. Партии, добившейся в 1966-68 избрания своих представителей в ландтаги Гессена и Баварии, Ниж. Саксонии, Баден-Вюртемберга, Рейнланд-Пфальца, Шлезвиг-Гольштейна, Бремена (в результате последующих выборов лишилась этих мандатов).В СДПГ, несмотря на ряд трезвых выступлений, в частности - за нормализацию отношений ФРГ с социалистич.

Странами (VII съезд, июль 1956), против оснащения бундесвера атомным оружием, за создание безатомной зоны в Европе и европ. Безопасность (VIII съезд, май 1958), за признание факта существования двух герм. Гос-в и переговоры между ними (т. Н. "План СДПГ по германскому вопросу", март 1959), получила преобладание линия на союз с Христианско-демократич. Союзом - Христианско-социальным союзом (ХДС/ХСС). Утверждению этой линии сопутствовала идейная эволюция партии в сторону окончательного разрыва с марксизмом, к-рая нашла свое концентрированное выражение в "Принципиальной программе СДПГ", принятой 15 нояб. 1959 на чрезвычайном съезде партии в Бад-Годесберге. В 1955 по предложению Сов. Пр-ва были установлены дипломатич.

Отношения между ФРГ и Сов. Союзом. Однако подлинная нормализация гос. Отношений между обеими странами не была достигнута в связи с упорным нежеланием федерального пр-ва отказаться от своей политики непризнания реально сложившегося положения в Европе. В 1955 пр-во Аденауэра, ставя решение важнейших междунар. Вопросов в зависимость от удовлетворения своих терр. Притязаний, выступило против предложения Сов. Пр-ва о создании системы европ. Коллективной безопасности и отклонило даже выдвинутый его зап. Союзниками по НАТО т. Н. План Идена о создании в Европе зоны ограничения войск и вооружений. В 1957 оно выступило против предложения министра иностр. Дел ПНР А. Рапацкого о создании безъядерной зоны в центре Европы, а также добилось со стороны США обязательства "не предпринимать в области разоружения никаких шагов, которые могли бы затруднить объединение Германии" путем поглощения ГДР.

Верное политике нагнетания междунар. Напряженности, пр-во Аденауэра отвергло также все предложения о нормализации отношений с ГДР. Одновременно пр-во ФРГ развернуло активную деятельность с целью затруднения социалистич. Строительства в ГДР и ущемления ее прав на междунар. Арене. В 1955 оно провозгласило т. Н. "доктрину Хальштейна" (по имени зап.-герм. Дипломата и юриста-международника, до янв. 1958 - статс-секретаря МИД ФРГ), согласно к-рой признание ГДР другими гос-вами рассматривалось как "недружественный акт" в отношении ФРГ. В 1957 ФРГ разорвала дипломатические отношения с Югославией (в 1968 отношения были восстановлены), в 1963 - с Кубой в ответ на признание этими странами ГДР. Используя существование открытой границы между Зап.

Берлином и ГДР, пр-во ФРГ путем различных экономич. И политич. Диверсий наносило ГДР огромный ущерб. В ответ на непрекращающиеся происки ФРГ против ГДР и европ. Безопасности пр-во ГДР было вынуждено принять меры по ограждению нац. Интересов Республики и всего социалистич. Содружества. 13 авг. 1961 на границе между демократич. Берлином и Зап. Берлином был установлен эффективный контроль, серьезно затруднивший правящим кругам ФРГ использование Зап. Берлина в целях подрыва ГДР.В 1963 Аденауэр, бесперспективность политич. Курса к-рого становилась все более очевидной, вышел в отставку. Федеральное пр-во возглавил Л. Эрхард, к-рый не внес, однако, к.-л. Изменений в политику ФРГ. С конца 1965 в ФРГ стали отчетливо выявляться обозначавшиеся еще в 1957 симптомы экономич.

Затруднений. Если в 1950-55 валовой нац. Продукт в среднем увеличивался ежегодно более чем на 9%, то в 1955-60 - лишь на 6,3%, а в 1960-65 - всего на 4,8%. В 1966 экономич. Рост практически прекратился, а в 1967 произошло падение произ-ва. Экономич. Трудности, а также несостоятельность внешней политики пр-ва Эрхарда вызвали обострение разногласий в рядах правительственной коалиции. В октябре 1966 Свободная демократическая партия заявила о своем выходе из правительственной коалиции. Кабинет Эрхарда развалился.1 дек. 1966 было создано пр-во т. Н. "большой коалиции" (ХДС/ХСС и СДПГ) во главе с К. Г. Кизингером. Его создание было попыткой зап.-герм. Монополистического капитала обеспечить более широкую и устойчивую опору для проведения прежнего политического курса.Внешнеполитич.

Программа пр-ва Кизингера и его практич. Шаги вскоре показали, что реальное содержание политич. Курса ФРГ осталось неизменным. Пр-во Кизингера выступало с декларациями о намерении улучшить отношения с европ. Социалистич. Странами, рассчитывая на ослабление их сплоченности. Однако оно не отказалось от реваншистских притязаний и планов поглощения ГДР, по-прежнему претендуя на "право" выступать от имени всей Германии.В сент. 1969 были проведены очередные выборы в бундестаг, в результате к-рых блок ХДС/ХСС впервые за всю историю ФРГ оказался отстраненным от власти. Пришедший в окт. 1969 на смену пр-ву Кизингера коалиц. Кабинет В. Брандта (СДПГ-СДП) провозгласил политику "преемственности и обновления". Речь шла о пересмотре прежде всего тех сторон зап.-герм.

Политики, к-рые пришли в непримиримое противоречие с собственными интересами ФРГ, не отвечали ее объективному положению и возможностям на междунар. Арене, создавали угрозу междунар. Изоляции страны. 28 февр. 1969 пр-во Брандта подписало договор о нераспространении ядерного оружия. Оно приняло предложение Сов. Союза о проведении переговоров, к-рые завершились 12 авг. 1970 подписанием Советского Союза - Федеративной Республики Германии договора 1970. Договор зафиксировал обязательство сторон неукоснительно соблюдать терр. Целостность всех гос-в в Европе, нерушимость сейчас и в будущем их границ (в т. Ч. Западной границы ПНР по Одеру и Нейсе, а также границы между ФРГ и ГДР). Стороны приняли на себя обязательство разрешать свои споры исключительно мирными средствами, воздерживаться от угрозы силой или ее применения, улучшать и расширять сотрудничество в различных областях, содействовать нормализации обстановки в Европе и развитию мирных отношений между всеми европ.

Гос-вами, исходя при этом из существующего в этом районе действительного положения.В ходе переговоров стороны пришли к взаимопониманию по ряду актуальных вопросов укрепления мира в Европе. Пр-во ФРГ заявило, в частности, о намерении строить свои отношения с ГДР на основе полного равноправия, отсутствия дискриминации, уважения независимости и самостоятельности каждого из обоих гос-в в делах, касающихся их внутр. Компетенции. Оно выразило готовность содействовать вступлению ГДР и ФРГ в ООН и ее специализированные учреждения. Была достигнута договоренность, что вопросы, связанные с недействительностью Мюнхенского соглашения, будут урегулированы между ФРГ и ЧССР в приемлемой для обеих сторон форме. СССР и ФРГ заявили о том, что будут делать все от них зависящее для подготовки и успешного проведения совещания по вопросам укрепления безопасности и развития сотрудничества в Европе.7 дек.

1970 был подписан договор ФРГ с ПНР (см. Федеративной Республики Германии - Польской Народной Республики договор 1972), важнейшим положением к-рого является признание нерушимости западной границы Польши по Одеру (Одра) и Нейсе (Ныса-Лужицка).19 марта в Эрфурте и 21 мая 1970 в Касселе состоялись переговоры между пред. Совета Министров ГДР В. Штофом и канцлером ФРГ Брандтом по вопросам нормализации отношений между ГДР и ФРГ. Правящие круги ФРГ стремились, однако, навязать ГДР концепции особого характера отношений между двумя немецкими гос-вами, обойти вопрос о налаживании связей с ГДР на основе общепринятых норм и принципов междунар. Права, препятствовали равноправному участию ГДР в деятельности междунар.

Орг-ций.Договоры, заключенные СССР и ПНР с ФРГ, встретили широкое одобрение как в ФРГ, так и за ее пределами. Против договоров выступил блок ХДС/ХСС, реваншистское крыло к-рого пыталось предотвратить их ратификацию, используя отсутствие у коалиц. Пр-ва твердого большинства в парламенте, а также экономич. Трудности (инфляция, рост дороговизны, разногласия по бюджетным вопросам). Вокруг ратификации заключенных договоров развернулась острая борьба, осложнившая внутриполитич. Обстановку в стране. Подписанное 3 сент. 1971 соглашение пр-в СССР, США, Великобритании и Франции по вопросам, относящимся к Зап. Берлину, в значит. Мере содействовало укреплению позиций сторонников договоров в ФРГ (в соглашении отмечается, что связи ФРГ с Зап.

Берлином будут поддерживаться и развиваться с учетом того, что Зап. Берлин по-прежнему не является составной частью ФРГ и не будет управляться ею и впредь. На его основе пр-во ГДР заключило соглашение с пр-вом ФРГ и Западноберлинским сенатом). Знаменательным событием в развитии отношений между СССР и ФРГ явилась состоявшаяся 16-18 сент. 1971 в Крыму встреча ген. Секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева с федеральным канцлером ФРГ В. Брандтом, на к-рой были обсуждены важные вопросы экономич., научно-технич. И политич. Сотрудничества двух гос-в. 17 мая 1972 бундестаг одобрил большинством голосов договоры ФРГ с Сов. Союзом (за - 248, против - 10, воздержались - 238) и Польшей (за - 248, против - 17, воздержались - 230). 19 мая договоры были одобрены бундесратом.

23 мая президент ФРГ подписал закон о ратификации обоих договоров. Ратификация договоров между СССР и ФРГ и между Польшей и ФРГ явилась крупным успехом всех сил, выступающих за разрядку напряженности и мир в Европе. В авг. 1972 представители ГДР и ФРГ приступили к подготовке договора, служащего нормализации отношений между обоими гос-вами.Развернувшаяся в стране острая внутриполитич. Борьба, гл. Обр. Вокруг вопроса о договорах ФРГ с Советским Союзом, Польшей и ГДР, в ходе к-рой партии правительственной коалиции СДПГ - СДП утратили большинство в бундестаге, побудила президента ФРГ распустить бундестаг (22 сент.) и назначить внеочередные выборы. Выборы, состоявшиеся 19 нояб. 1972, принесли правительственной коалиции победу над оппозиционным блоком ХДС/ХСС.

За СДПГ проголосовало 17,1 млн. Избирателей (45,8%), за СДП - 3,1 млн. (8,4%), за блок ХДС/ХСС - 16,8 млн. (44,9%). Коалиция СДПГ - СДП, значительно укрепив свои позиции на выборах, вновь сформировала пр-во во главе с канцлером В. Брандтом. Западногерм. Избиратели высказались в поддержку курса ФРГ на сотрудничество с европ. Социалистич. Странами и разрядку напряженности в Европе. Итоги выборов свидетельствовали об ослаблении позиций реакционных сил в стране. 21 дек. 1972 в Берлине был подписан и вступил в силу 21 июня 1973 Договор об основах отношений между ГДР и ФРГ (см. Федеративной Республики Германии - Польской Народной Республики договор 1972), открывающий.

Значения в других словарях
Федеративная Республика Германии

ФРГ (Bundesrepublik Deutschland). I. Общие сведения ФРГ — государство в Центральной Европе. Граничит с ГДР, Чехословакией, Австрией, Швейцарией, Францией, Люксембургом, Бельгией, Нидерландами, Данией. Омывается Сев. Морем и Балтийским морем. В состав ФРГ входят острова Вост.-Фризские и Сев.-Фризские, а также Гельголанд и Дюне в Сев. Море, о. Фемарн в Балтийском море. Площадь 248, 1 тыс. Км2. Население 59,5 млн. Чел. (1976). Столица — г. Бонн. ФРГ — федерация 10 земель (см. Табл. 1). Табл. 1. —..

Федеративная Республика Германии

        государство в Западной Европе. Образовано в 1949. Во второй половине 40-х гг. Строительство первоначально носило сугубо утилитарный характер. Были расчищены от развалин многочисленные города и сёла, разрушенные во Вторую мировую войну 1939-45, строились временные бараки для жилья, типовые церкви из щебня и сборных деревянных конструкций (проект О. Бартнинга). Правительственные и административные здания возводились в духе неоклассицизма. В то же время поощрялось экспериментальное строител..

Федеральная Резервная Система США

("Federal Reserve System") - объединение банков, созданное в дек. 1913 и выполняющее функции центр. Эмиссионного банка. Состоит из 12 (по числу округов, на к-рые была поделена между ними терр. США) федеральных резервных банков, каждый из к-рых контролирует деятельность всех банков в своем округе, учрежденных в соответствии с федеральным законодательством и законодательством соответствующих штатов. Через Ф. Р. С. Частные банки тесно связаны с гос-вом. Деятельностью Ф. Р. С. Руководит Федеральное ..

Федеральное Бюро Расследований

ФБР (Federal Bureau of Investigation. FBI), - одно из ведомств Мин-ва юстиции США (осн. В 1908), на к-рое возложено расследование нарушений федеральных законов США, в том числе расследование преступлений, преследуемых по федеральным законам. Представляет собой широко разветвленную и пользующуюся значит. Самостоятельностью орг-цию. По офиц. Данным, число осн. Сотрудников и агентов ФБР - ок. 20 тыс. Человек (1972). ФБР содержит также многочисл. Армию платных осведомителей. Расходы на деятельность ..

Федеративной Республики Германии - Германской Демократической Республики Договор 1972

Об основах отношений - подписан 21 дек. В Берлине статс-секретарем при Совете Министров ГДР М. Колем и статс-секретарем Ведомства федерального канцлера ФРГ Э. Баром. Вступил в силу 21 июня 1973. Содержит преамбулу и 10 статей. В преамбуле указывается, что стороны пришли к соглашению, стремясь внести вклад в ослабление напряженности и в упрочение безопасности в Европе, сознавая, что уважение территориальной целостности и суверенитета всех европ. Гос-в в пределах нынешних границ является основопол..

Федеративной Республики Германии - Польской Народной Республики Договор 1970

Об основах нормализации их взаимных отношений - подписан 7 дек. В Варшаве пред. Совета министров ПНР Ю. Циранкевичем, мин. Иностр. Дел ПНР С. Ендриховским, федеральным канцлером ФРГ В. Брандтом и мин. Иностр. Дел ФРГ В. Шеелем. Вступил в силу 3 июня 1972. Содержит преамбулу и 5 статей. В преамбуле указывается, что стороны пришли к соглашению об условиях договора, "сознавая, что нерушимость границ и уважение территориальной целостности и суверенитета всех государств в Европе в их нынешних граница..

Федеративная Республика Германии

(ФРГ) (Bundesrepublik Deutschland) - гос-во в Центр. Европе, созданое в сент. 1949 в результате сепаратной деятельности западных держав. В его состав вошли англ., амер. И франц. Зоны оккупации Германии. Первые марки, посвященные созданию ФРГ, поступили в обращение в сент. 1949. На них надпись (нем.) «Федеративная Республика Германии». На всех остальных марках, кроме вып. 1949, надпись (нем.) «Немецкая федеральная почта». С сент. 1949 марки использ. На всей тер. ФРГ, а зональные вып. Изъяты из об..

Дополнительный поиск Федеративная Республика Германии Федеративная Республика Германии

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Федеративная Республика Германии" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Федеративная Республика Германии, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 32 символа