Хеттская Культура

64

Культура Хеттского царства, сформировавшаяся в результате взаимодействия культуры индоевропейского анатолийского (хеттского, палайского и лувийского) этнич. Слоя и культуры первоначального населения этой терр. - хатти. Древнейшими археол. Свидетельствами истоков X. К. Являются памятники ритуального искусства - культовые предметы 3-го тыс. До н. Э. Ранняя традиция, засвидетельствованная еще до древнехеттского царства (до 17 в. До н. Э.), отражена также в расписной трехцветной керамике, изготовлявшейся вручную и представленной, в частности, сосудами в форме животных. Постепенно она сменилась лощеной керамикой, изготовлявшейся с помощью гончарного круга. К истокам X. К. Восходят печати, вначале сделанные под влиянием вавилонских образцов, позднее в формах, характерных только для Анатолии.

На печатях с 16 в. До н. Э. Представлено иероглифич. Письмо, зачатки к-рого видны в более ранних символах изобразит. Искусства М. Азии. Позднее иероглифич. Письмо использовалось для записи разговорного лувий-ского языка. Ранее 18 в. До н. Э. Через возможное посредничество хурритского населения Сев. Сирии из Месопотамии, по мнению одних ученых, или Сев. Сирии, по мнению других, были заимствованы клинописное письмо, а также нек-рые др. Черты духовной культуры (напр., литературные жанры), ритуалы, воен. Техника (орудия для осады крепостей и соответствующие приемы осады), восходящие к вавилонской традиции до Хаммурапи (18 в. До н. Э.). В первых письменных памятниках X. К., наряду с влиянием месопотамских лит. Образцов, сказалась местная традиция хатти.

Мифы (напр., о боге грозы и его борьбе со змеем, о боге плодородия Телепинусе), заимствованные хеттами из традиции хатти, еще не отделены от соответствующих ритуалов. Со среднехеттского периода (15 в. До н. Э.) началось воздействие на X. К. Хурритско-лувийской культуры юж. Областей Хеттского царства, создавшей монументальный стиль, к-рый стал господствующим в изобразит. Искусстве новохеттского периода (14 - нач. 12 вв. До н. Э.) и сохранялся после падения Хеттского царства в княжествах юга М. Азии и в Сирии. Характерным образцом этого стиля, обычно сочетавшегося с использованием хеттского иероглифич. Письма, является группа рельефов на скале Язылыкая близ Богазкёя. Особенностью хеттского искусства является применение скульптуры для оформления внеш.

Городских стен столицы - Хаттусаса.В новохеттский период на хеттский язык было переложено большое число произведений хурритской литературы. Два из них (поэма о смене династий богов на небесах и эпическая поэма о боге Кумарби) оказали влияние на др.-греч. Мифологич. И эпич. Традиции (напр., на "Теогонию" Гесиода). Под вавилонским влиянием у хеттов развивались зачатки лингвистики, о чем свидетельствуют фрагменты шумерско- аккадско-хеттских словарных списков, основанных на вавилонских. К концу новохеттского периода развился вид деятельности, предвосхищавший совр. Документалистику. Каталоги документов Богазкёйского архива, этикетки к отд. Документам и т. Д. На воен. Дело хеттов в новохеттский период существенное влияние оказало развитие коневодства у переднеазиатских арийцев.

От них хетты через посредничество хурритов обучились более совершенным методам использования легких двухколесных колесниц.Лит. Гамкрелидзе Т. В., Клинописная система аккадско-хеттской группы и вопрос о происхождении хеттской письменности, "ВДИ", 1959, No 1. Иванов В. В., Очерк истории и культуры хеттов, в кн. Керам К. В., Узкое ущелье и Черная гора, (пер. С нем.), М., 1962. Иванов В. В., Заметки по сравнительно-исторической индоевроп. Поэтике, в кн. То honor Roman Jakobson, v. 2, The Hague-P., 1967. Akurgal E., Die Kunst der Hethiter, Münch., (1961). Bossert H., Th., Altanatolien. Kunst und Handwerk in Kleinasien von Anfängen bis zum völligen Aufgehen in der griechischen Kultur, В., 1942. Prankfort H., The art and architecture of the ancient Orient, (Harmondsworth), 1954.

Pottier В., L'art hittite, fasc. 1-2, P., 1926-31. См. Также лит. В кн. Замаровский В., Тайны хеттов, (пер. Со словацкого), М., 1968, с. 311-24.В. В. Иванов. Москва..

Значения в других словарях
Хеттская Культура

Если в результате слияния и скрещения хаттских и индоевропейских племен образовался хеттский относ, то в процессе слияния культурных достижений этих двух этнических групп была создана хеттская культура, которая с самого начала характеризовалась обилием местных, хаттских традиций. В образовании хеттской культуры значительную роль сыграли хурритский и лувийский культурные элементы. На нее оказали влияние также северосирийский и шумеро-аккадский культурные миры. Богазкёйский архив сохранил нам бога..

Хетагуров

Коста (Константин Леванович) (3(15).X.1859 - 19. III (1. IV).1906) - осетинский поэт, обществ. Деятель, революц. Демократ. Основоположник осетинской художеств. Литературы, создатель осетинского лит. Языка, один из первых осетинских живописцев. Род. В с. Нар (Сев.-Осетин. АССР), в семье офицера рус. Армии. С 1881 учился в Петерб. Академии художеств, не окончил ее. В 1885 вернулся в Осетию. Мировоззрение X. Складывалось под воздействием идей рус. Революц. Демократов. X. Был знаком с творчеством пи..

Хеттология

Комплексная наука, исследующая историю и культуру Хеттского царства. Формированию X. Как науки предшествовали работы ученых 19 в. (англ. - А. Сейс, норв. - А. Кнудсон и др.), угадавших значение хеттов в древней истории М. Азии. X. Возникла после того как благодаря раскопкам нем. Ученого Г. Винклера (начиная с 1906) был открыт Богазкёйский архив и в 1915-17 чеш. Ученым Б. Грозным расшифрованы хеттские клинописные надписи и установлен индоевроп. Характер хеттского яз. Принципы тщательного филологи..

Хеттское Царство

Древнее гос-во в М. Азии, существовавшее в 18 - нач. 12 вв. До н. Э. Предшественниками X. Ц. Были малоазийские политич. Объединения 20-19 вв. До н. Э., упоминаемые в док-тах на староассир. Диалекте аккадского яз., найденных в торг. Центрах, где были колонии ассир. Купцов. Канес (хеттское. Ассир. - Каниш), Хаттусас (хеттское. Ассир.- Хаттушаш), Бурусханда (хеттское. Ассир. - Бурушханда). Эти объединения, как позднее и X. Ц., включали население, принадлежавшее к разным этнич. Группам. Хеттам, хатт..

Хетты

Народ, населявший центр. Часть Хеттского царства. Хеттский, или несийский, яз. (от г. Heca - древнего центра X.), на к-ром говорили X., принадлежал к анатолийской (хетто-лувийской) ветви индоевропейской семьи языков. Поэтому обычно считается, что X. (как и носители др. Анатолийских языков - лувийские племена и палайцы) или их предки - носители диалектов общеанатолийского языка, от к-рого произошли все эти три языка, переселились в М. Азию либо через Балканы ("западная" теория), либо через Кавказ..

Дополнительный поиск Хеттская Культура Хеттская Культура

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Хеттская Культура" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хеттская Культура, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Х". Общая длина 17 символа