Малевич Казимир Северинович (1878-1935)

163

Российский художник. Основоположник одного из видов абстрактного искусства, т. Н. Супрематизма ("Черный квадрат", 1915). С нач. 1920-х гг. Занимался научно-преподавательской деятельностью. В нач. 1930-х гг. Обратился к реалистической живописи ("Автопортрет", 1933).МАЛЕВИЧ Казимир Северинович [11 (23) февраля 1878, Киев - 15 мая 1935, Ленинград] российский живописец, график, педагог, теоретик искусства, философ. Основоположник супрематизма, искусства геометрической абстракции. Родился в семье выходцев из Польши, был старшим среди девятерых детей. В 1889-94 гг. Семья часто переезжала с места на место. В селе Пархомовка близ Белополья Малевич закончил пятиклассное агрономическое училище. В 1895-96 гг. Непродолжительное время занимался в Киевской рисовальной школе Н.

И. Мурашко. С 1896, после переезда в Курск, служил чертежником в техническом управлении железной дороги.Осенью 1905 приехал в Москву, посещал с ознакомительными целями занятия в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и Строгановском училище. Жил и работал в доме-коммуне художника В. В. Курдюмова в Лефортове. Посещал занятия в частной студии Ф. И. Рерберга (1905-10). Проводя лето в Курске, Малевич работал на пленэре, развиваясь как неоимпрессионист (см. Неоимпрессионизм).Вхождение в круг новаторовМалевич участвовал в выставках, инициированных М. Ф. Ларионовым. "Бубновый валет" (1910-11), "Ослиный хвост" (1912) и "Мишень" (1913). Весной 1911 сблизился с петербургским обществом "Союз молодежи", членом которого стал в январе 1913 (вышел в феврале 1914).

В 1911-14 экспонировал свои работы на выставках объединения, участвовал в вечерах-диспутах. Декоративно-экспрессионистические полотна Малевича рубежа 1900-10-х гг. Свидетельствовали об освоении наследия Гогена и фовистов (см. Фовизм), трансформированного с учетом живописных тенденций русского "сезаннизма". На выставках художником был представлен и его собственный вариант русского неопримитивизма - картины на темы крестьянской жизни (полотна так называемого первого крестьянского цикла) и ряд работ с сюжетами из "провинциальной жизни" ("Купальщик", "На бульваре", "Садовник", все 1911, Стеделик музеум, и др.). С 1912 началось творческое содружество с поэтами А. Е. Крученых и Велимиром Хлебниковым. Малевич оформил ряд изданий русских футуристов (А.

Крученых. Взорваль. Рис. К. Малевича и О. Розановой. СПб., 1913. В. Хлебников, А. Крученых, Е. Гуро. Трое. СПб., 1913. А. Крученых, В. Хлебников. Игра в аду. 2-е доп. Изд. Рис. К. Малевича и О. Розановой. СПб., 1914. В. Хлебников. Ряв. Перчатки. Рис. К. Малевича. СПб., 1914. И др.). Его живопись этих лет демонстрировала отечественный вариант футуризма, получивший название "кубофутуризм". Кубистическое изменение формы, призванное утвердить самоценность и самостоятельность живописи, соединилось с принципом динамизма, культивируемым футуризмом ["Точильщик (Принцип мелькания)", 1912, и др.].Работа над декорациями и костюмами к постановке в конце 1913 футуристической оперы "Победа над Солнцем" (текст А. Крученых, музыка М. Матюшина, пролог В. Хлебникова) впоследствии была осмыслена Малевичем как становление супрематизма.

В живописи в это время художник разрабатывал темы и сюжеты "заумного реализма", использовавшего алогизм, иррациональность образов как инструмент разрушения окостеневшего традиционного искусства. Алогическая живопись, выражавшая заумную, трансрациональную реальность, была построена на шокирующем монтаже разнородных пластических и образных элементов, складывавшихся в композицию, наполненную неким смыслом, посрамляющим обыденный разум своей непостижимостью ("Дама на остановке трамвая", 1913. "Авиатор", "Композиция с Моной Лизой", обе 1914. "Англичанин в Москве", 1914, и др.).Возникновение супрематизмаПосле начала 1-й мировой войны исполнил ряд агитационных патриотических лубков с текстами В. В. Маяковского для издательства "Современный лубок".Весной 1915 возникли первые полотна абстрактного геометрического стиля, вскоре получившего наименование "супрематизм".

Изобретенному направлению - регулярным геометрическим фигурам, написанным чистыми локальными цветами и погруженным в некую "белую бездну", где господствовали законы динамики и статики, - Малевич дал наименование "супрематизм". Сочиненный им термин восходил к латинскому корню "супрем", образовавшему в родном языке художника, польском, слово "супрематия", что в переводе означало "превосходство", "главенство", "доминирование". На первом этапе существования новой художественной системы Малевич этим словом стремился зафиксировать главенство, доминирование цвета надо всеми остальными компонентами живописи. На выставке "О,10" в конце 1915 впервые показал 39 полотен под общим названием "Супрематизм живописи", в том числе самое знаменитое свое произведение - "Черный квадрат (Черный квадрат на белом фоне)".

На этой же выставке распространялась брошюра "От кубизма к супрематизму". Летом 1916 Малевич был призван на военную службу. Демобилизован в 1917. В мае 1917 был избран в совет профессионального Союза художников-живописцев в Москве представителем от левой федерации (молодой фракции). В августе стал председателем Художественной секции Московского Совета солдатских депутатов, где вел обширную культурно-просветительную работу. В октябре 1917 был избран председателем общества "Бубновый валет". В ноябре 1917 московский Военно-революционный комитет назначил Малевича комиссаром по охране памятников старины и членом Комиссии по охране художественных ценностей, в чью обязанность входила охрана ценностей Кремля.Послереволюционная деятельностьВ марте-июне 1918 деятельно сотрудничал в московской газете "Анархия", опубликовав около двух десятков статей.

Участвовал в работах по декоративному убранству Москвы к празднику 1 Мая. В июне был избран членом московской Художественной коллегии Отдела Изо Наркомпроса, где вошел в музейную комиссию вместе с В. Е. Татлиным и Б. Д. Королевым. В результате расхождения с членами московской коллегии переехал летом 1918 в Петроград. В петроградских Свободных мастерских Малевичу была поручена одна из мастерских. Оформил петроградскую постановку "Мистерии-Буфф" В. В. Маяковского в режиссуре В. Э. Мейерхольда (1918). В 1918 были созданы полотна "белого супрематизма", последней стадии супрематической живописи.В декабре 1918 вернулся в Москву. Принял руководство живописными мастерскими в московских I и II ГСХМ (в I-х совместно с Н. А. Удальцовой).

В июле 1919 закончил в Немчиновке первый большой теоретический труд "О новых системах в искусстве". В начале ноября 1919 переехал в Витебск, где получил должность руководителя мастерской в Витебском Народном художественном училище, возглавляемом Марком Шагалом. В конце того же года в Москве состоялась первая персональная выставка Малевича. Представляя концепцию художника, она разворачивалась от ранних импрессионистических работ через неопримитивизм, кубофутуризм и алогические полотна к супрематизму, делившемуся на три периода. Черный, цветной, белый. Завершалась экспозиция подрамниками с чистыми холстами, наглядной манифестацией отказа от живописи как таковой.Витебский период (1919-22) был отдан сочинению теоретических и философских текстов.

В те годы были написаны почти все философские произведения Малевича, в том числе несколько вариантов фундаментального труда "Супрематизм. Мир как беспредметность". В рамках деятельности созданного им объединения "Утвердителей нового искусства" (Уновис) Малевичем были опробованы многие новые идеи в художественной, педагогической, утилитарно-практической сферах бытования супрематизма.Научная и педагогическая деятельностьВ конце мая 1922 переехал из Витебска в Петроград. С осени 1922 преподавал рисунок на архитектурном отделении петроградского Института гражданских инженеров. Создал несколько образцов и спроектировал супрематические росписи для фарфоровых изделий (1923). Исполнил первые рисунки "планитов", ставших проектной стадией в возникновении пространственно-объемного супрематизма.

В 1920-е гг. Возглавлял Государственный институт художественной культуры (Гинхук). Руководил также в Гинхуке формально-теоретическим отделом, впоследствии переименованным в отдел живописной культуры. В рамках экспериментальной работы института проводил аналитические исследования, занимался разработкой собственной теории прибавочного элемента в живописи, а также приступил к изготовлению объемных супрематических построений, "архитектонов", служивших, по мысли автора, моделями новой архитектуры, "супрематического ордера", который должен был лечь в основу нового, всеобъемлющего универсального стиля.После разгрома Гинхука в 1926 Малевич вместе с сотрудниками был переведен в Государственный институт истории искусства, где руководил комитетом экспериментального изучения художественной культуры.

В 1927 уехал в заграничную командировку в Варшаву (8-29 марта) и Берлин (29 марта - 5 июня). В Варшаве была развернута выставка, на которой прочел лекцию. В Берлине Малевичу был предоставлен зал на ежегодной Большой берлинской художественной выставке (7 мая - 30 сентября). 7 апреля 1927 посетил Баухауз в Дессау, где познакомился с В. Гропиусом и Ласло Мохой-Надем. В том же году в рамках изданий Баухауза была опубликована книга Малевича "Мир как беспредметность". Получив внезапное распоряжение вернуться в СССР, срочно выехал на родину. Все картины и архив оставил в Берлине на попечение друзей, так как предполагал в будущем совершить большое выставочное турне с заездом в Париж. По приезде в СССР был арестован и три недели провел в заключении.В 1928 началась публикация цикла статей Малевича в харьковском журнале "Новая генерация".

С этого года, готовя персональную выставку в Третьяковской галерее (1929), художник возвратился к темам и сюжетам своих работ раннего крестьянского цикла, датируя новонаписанные картины 1908-10. Постсупрематические полотна составили второй крестьянский цикл. В конце 1920-х гг. Был создан также ряд неоимпрессионистических произведений, чья датировка была сдвинута автором на 1900-е гг. Еще одну серию постсупрематических картин составили холсты, где обобщенно-абстрагированные формы мужских и женских голов, торсов и фигур использовались для конструирования идеального пластического образа. В 1929 преподавал в Киевском художественном институте, приезжая туда каждый месяц. Персональная выставка в Киеве, работавшая в феврале-мае 1930, была жестко раскритикована - осенью того же года художник был арестован и заключен на несколько недель в ленинградскую тюрьму ОГПУ.В 1931 создал эскизы росписей Красного театра в Ленинграде, интерьер которого был оформлен по его проекту.

В 1932-33 гг. Заведовал экспериментальной лабораторией в Русском музее. Творчество Малевича последнего периода жизни тяготело к реалистической школе русской живописи. В 1933 возникла тяжелая болезнь, приведшая художника к смерти. По завещанию он был похоронен в Немчиновке, дачном поселке близ Москвы.Сочинения:Собрание сочинений. В 5 т. М. Гилея, 1995. Т. 1.Литература:Харджиев Н., Малевич К., Матюшин М. К истории русского авангарда. Стокгольм. Гилея, 1976.Казимир Малевич. 1878-1935. Каталог выставки /Русский музей, Ленинград. Стеделик музеум, Амстердам. Государственная Третьяковская галерея. М., 1988-1989.Сарабьянов Д., Шатских А. Казимир Малевич. Живопись. Теория. М. Искусство, 1993.Shadowa L. Malevich. Suprematism and Revolution in Russian Art 1920-1930.

London. Thames and Hudson, 1982.А. С. Шатских.

Значения в других словарях
Мале (Мale)

Столица и единственный порт Мальдивской Республики, на о. Мале. Ок. 55 тыс. Жителей (1990). Рыболовство. Вывоз сушеной рыбы, кокосовых орехов, копры.. ..

Малеванцы

Христианская секта, возникла на Украине в кон. 19 в. Основатель - К. Малеванный, объявивший себя Христом. У малеванцев много общего с хлыстами, пятидесятниками, баптистами. Критиковали государство и официальную православную церковь, преследовались. После Революции 1905-07 сблизились с толстовцами.. ..

Малегаон

Город в Индии, шт. Махараштра. 342 тыс. Жителей (1991). Хлопчатобумажная промышленность. Ручное производство одежды (сари), растительных масел.. ..

Малеиновая Кислота

HOOCHC=CHCOOH, цис-изомер этилендикарбоновой кислоты. Бесцветные кристаллы, tпл 139 °С (трансизомер называется фумаровой кислотой. Tпл 296 °С). На примере этих кислот изучена изомерия олефинов. Практическое значение имеет малеиновый ангидрид.. ..

Дополнительный поиск Малевич Казимир Северинович (1878-1935) Малевич Казимир Северинович (1878-1935)

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Малевич Казимир Северинович (1878-1935)" в словаре Современный толковый словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Малевич Казимир Северинович (1878-1935), различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 39 символа