Монтень

91

Монтень(Montaigne)Монтень (Montaigne) Мишель де (1533 - 1592) Французский писатель, политический деятель, философ, отличавшийся скептицизмом и стоицизмом. Среди произведений - книга эссе "Опыты" (1580 - 1588).Афоризмы, цитаты -• Наружность мужчины служит весьма малым ручательством за него, но тем не менее, она представляет нечто значительное.• Между одними людьми и другими дистанция гораздо большая, чем между некоторыми людьми и животными.• Когда мы говорим, что страшимся смерти, то думаем прежде всего о боли, ее обычной предшественнице.• Желание того, чего у нас нет, разрушает пользование тем, что у нас есть.• Будемте остерегаться, чтобы старость не наложила больше морщин на нашу душу, чем на наше лицо.• Смерть одного есть начало жизни другого.• Человек страдает не столько от того, что происходит, сколько от того, как он оценивает то, что с ним происходит.• Разве мошенничество становится менее гадким от того, что речь идет о нескольких су, а не о нескольких экю.

Оно гадко само по себе.• Что касается смерти, то ощущать ее мы не можем. Мы постигаем ее только рассудком, ибо от жизни она отделена не более чем мгновением.• Страх то придает крылья ногам, то приковывает их к земле.• Если я лгу, я оскорбляю себя в большей мере, чем того, о ком солгал.• Что касается пьянства, то этот порок - насквозь телесный и материальный. Поэтому самый грубый из всех ныне существующих народов - тот, у которого особенно распространен этот порок. Другие пороки притупляют разум, пьянство же разрушает его и поражает тело.• Нашему телу свойственно более или менее одинаковое сложение и одинаковые склонности. Душа же наша бесконечно изменчива и принимает самые разнообразные формы, обладая при этом способностью приспосабливать к себе и к своему состоянию ощущения нашего тела и все прочие его проявления.• Невежество бывает двоякого рода.

Одно, безграмотное, предшествует науке. Другое, чванное, следует за нею.• Вариант перевода:• Невежество бывает двоякого рода. Одно - безграмотное, предшествует знанию, другое - чванное, следует за ним. ("Энциклопедия афоризмов, средние века", Минск, "Современный литератор", 1999)• Лучшие души - те, в которых больше гибкости и разнообразия.• Подобно тому как наше рождение принесло для нас рождение всего окружающего, так и смерть наша будет смертью всего окружающего.• Чем больше заполняется наша душа, тем вместительнее она становится.• Бывают люди, которые поправляются от одного вида лекарств.• Душа извлекает для себя пользу решительно из всего. Даже заблуждения, даже сны - и они служат ее целям. У нее все пойдет в дело, лишь бы оградить нас от опасности и тревоги.• Наука пригодна лишь для сильных умов, а они весьма редки.• Ради чего врачи с таким рвением добиваются доверия своего пациента, не скупясь на лживые посулы поправить его здоровье, если не для того, чтобы его воображение пришло на помощь их надувательским предписаниям?• Мы не привыкли искать высшего нашего удовлетворения в душе и ждать от нее главной помощи, несмотря на то, что именно она - единственная и полновластная госпожа и нашего состояния, и нашего поведения.• Чтобы правильно судить о вещах возвышенных и великих, надо иметь такую же душу.

В противном случае мы припишем им наши собственные изъяны.• Я предпочитаю самостоятельно ковать себе душу, а не украшать ее позаимствованным добром.• Нет такой уловки или приема в пользовании оружием во время боя, которые мы сочли бы дурными, лишь бы они помогли отразить направленный на нас удар.• Судьба поставляет нам только сырой материал, и нам самим предоставляется придать ему форму.• Благоразумию также свойственны крайности, и оно не меньше нуждается в мере, чем легкомыслие.• Все в человеке идет вместе с ним в гору и под гору.• Игры детей - вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста.• В общении с людьми ум человеческий достигает изумительной ясности.• Вместо того чтобы стремиться узнать других, мы хлопочем только о том, как бы выставить напоказ себя, и наши заботы направлены скорее на то, чтобы не дать залежаться своему товару, нежели чтобы приобрести для себя новый.• Человек - изумительно суетное, поистине непонятное и вечно колеблющееся существо.• Если бы мне было дано вытесать себя по своему вкусу, то нет такой формы - как бы прекрасна она ни была, - в которую я желал бы втиснуться, с тем чтобы никогда уже с нею не расставаться.• Судьба не приносит нам ни зла, ни добра, она поставляет лишь сырую материю того и другого и способное оплодотворить эту материю семя.• Подобно тому как растения чахнут от чрезмерного обилия влаги, а светильники - от обилия масла, так и ум человеческий при чрезмерных занятиях и обилии знаний, загроможденный и подавленный их бесконечным разнообразием, теряет способность разобраться в этом нагромождении и под бременем непосильного груза сгибается и увядает.• В каждом государстве жажда славы растет вместе со свободой подданных и уменьшается вместе с ней.

Слава никогда не уживается с рабством.• Мы берем на хранение чужие мысли и знания, только и всего. Нужно, однако, сделать их собственными.• Только глупцы могут быть непоколебимы в своей уверенности.• Истинное достоинство подобно реке. Чем она глубже, тем меньше издает шума.• Мы не можем обойтись без брака, и вместе с тем мы его принижаем. Здесь происходит то же, что наблюдается возле клеток. Птицы, находящиеся на воле, отчаянно стремятся проникнуть в них. Те же, которые сидят взаперти, так же отчаянно стремятся выйти наружу.• Весло, погруженное в воду, кажется нам надломленным. Таким образом, важно не только то, что мы видим, но и как мы это видим.• Привычка терпеливо трудиться - это то же, что привычка терпеливо переносить боль.• Чаще всего мы больше радуемся детским шалостям, играм и проделкам наших детей, чем их вполне сознательным поступкам в зрелом возрасте, словно бы мы их любили для нашего развлечения, как мартышек, а не как людей.• Жениться, ничем не связывая себя, - предательство.• Жизнь сама по себе - ни благо, ни зло.

Она вместилище и блага, и зла, смотря по тому, во что вы сами превратили ее.• Смерть должна быть такая же, как и жизнь. Мы не становимся другими только потому, что умираем.• Доблесть, которою так жаждут прославиться, может проявиться при случае столь же блистательно, независимо от того, надето ли на нас домашнее платье или боевые доспехи, находитесь ли вы у себя дома или в военном лагере, опущена ли ваша рука или занесена для удара.• Народы, воспитанные в свободе и привыкшие сами править собою, считают всякий иной образ правления чем-то противоестественным и чудовищным. Те, которые привыкли к монархии, поступают ничуть не иначе. И какой бы удобный случай к изменению государственного порядка ни предоставила им судьба, они даже тогда, когда с величайшим трудом отделались от какого-нибудь невыносимого государя, торопятся посадить на его место другого, ибо не могут решиться возненавидеть порабощение.• Картина стольких государственных смут и смен в судьбах различных народов учит нас не слишком гордиться собой.• Полное согласие - свойство для беседы весьма скучное.• Пчелы перелетают с цветка на цветок для того, чтобы собрать нектар, который они целиком претворяют в мед.

Точно так же и то, что человек заимствует у других, будет преобразовано и переплавлено им самим, чтобы стать его собственным творением, то есть собственным его суждением.• Шум оружия заглушает голос законов.• Лучшее государственное устройство для любого народа - это то, которое сохранило его как целое.• Достойно похвалы деяние, а не сам человек.• Те, кто расшатывают государственный строй, чаще всего первыми и гибнут при его крушении.• Плоды смуты никогда не достаются тому, кто ее вызвал. Он только всколыхнул и замутил воду, а ловить рыбу будут уже другие.• Обвинениям в адрес самого себя всегда верят, самовосхвалению - никогда.• Мы не в силах придумать человеку лучшую похвалу, чем сказав, что он одарен от природы.• Деревья - и те как будто издают стоны, когда им наносят увечья.• Любой человек может сказать нечто соответствующее истине, но выразить это красиво, разумно, немногословно смогут не столь уж многие.

Вот почему меня раздражает не сказанное неверно по незнанию, а неумение сказать это хорошо.• Природа - приятный наставник, и даже не столько приятный, сколько осторожный и верный.• Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред.• Любовь - неистовое влечение к тому, что убегает от нас.• Женщины нисколько не виноваты в том, что порою отказываются подчиняться правилам поведения, установленным для них обществом, - ведь эти правила сочинили мужчины, и притом безо всякого участия женщин.• Кто боится страдания, тот уже страдает от боязни.• Если бы человек хотел быть только счастливым, то это было бы легко, но всякий хочет быть счастливее других, а это почти всегда очень трудно, ибо мы обыкновенно считаем других счастливее, чем они есть на самом деле.• Когда наукой пользуются, как должно, это самое благородное и великое из достижений рода человеческого.• В природе нет ничего бесполезного.• После тех лиц, которые занимают самые высокие посты, я не знаю более несчастных, чем те, что им завидуют.• Когда судят об отдельном поступке, то, прежде чем оценить его, надо учесть разные обстоятельства и принять во внимание весь облик человека, который совершил его.• Наука - великое украшение и весьма полезное орудие.• Настоящий друг - это тот, кому я поверил бы во всем, касающемся меня, больше, чем самому себе.• У животных есть та благородная особенность, что лев никогда не становится из малодушия рабом другого льва, а конь - рабом другого коня.• Страх - это страсть воистину поразительная, и врачи говорят, что нет другой, которая выбивала бы наш рассудок из положенной ему колеи в большей мере, чем эта.• Величие победы измеряется степенью ее трудности.• Ни то, что предшествует смерти, ни то, что за ней следует, не является ее принадлежностью.• Трусость - мать жестокости.• От недостатка уважения к себе происходит столько же пороков, сколько и от излишнего к себе уважения.• Первый признак порчи общественных нравов - это исчезновение правды, ибо правдивость лежит в основе всякой добродетели и является первым требованием к правителю государства.• Описывать прошлое - меньший риск, чем описывать настоящее, ибо в этом случае писатель отвечает только за точную передачу заимствованного им у других.• Истина не становится мудрее от своего возраста.• Мы не столько освобождаемся от наших пороков, сколько меняем их на другие.• Пусть детство смотрит вперед, старость - назад.

Не это ли обозначали два лица Януса?.

Значения в других словарях
Монтень

(Montaigne) Мишель де (28.2.1533, замок Монтень, близ Бордо, — 13.9.1592, там же), французский философ и писатель. Родился в семье потомка гасконских буржуа, ставших дворянами. Получил домашнее классическое образование, окончил коллеж, изучил право. В 1580—1588 М. Опубликовал своё основное сочинение «Опыты» (книги 1—3). Литературно-философский жанр размышления над конкретными историческими фактами прошлого и настоящего, бытом и нравами людей разных положений, состояний, уровней культуры да и сам..

Монтень

МОНТЕНЬ (Montaigne) Мишель де (1533 - 92), французский философ-гуманист. Эссеистские (по типу изложения и способу философствования) "Опыты" (1580 - 88) направлены против схоластики и морально-философского догматизма, отмечены своеобразным скептическим гуманизмом. Пользуясь методом самонаблюдения, исследует текучесть и противоречивость человеческого характера.. ..

Мольер. Мoliere. Биография

Мольер. Moliere. БиографияМольер (Moliere) (наст. Имя и фамилия - Жан-Батист Поклен, Poquelin, псевдоним - Поклена) (1622 - 1673) Мольер. Moliere. Биография Французский драматург-комедиограф, актер. Создатель национальной комедии, реформатор сценического искусства. Создал жанр социально-бытовой комедии. Служил при дворе Людовика XIV.(Источник. «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru). ..

Монтегю Мари

Монтегю Мари(Montague)Монтегю (Montague) Мари (1690 - 1762) Английская писательница.Афоризмы, цитаты• Вежливость ничего не стоит, но приносит много.(Источник. «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru). ..

Монтескье Шарль

Монтескье Шарль(Montesquieu)Монтескьё (Montesquieu), Шарль Луи де Секонда, барон де Ла Бред и де Монтескье (1689 - 1755) Французский философ, писатель, правовед. Являлся автором учения о разделении властей (законодательной, исполнительной и судебной), об основных началах нового государственного строя. С 1708 - адвокат, с 1714 - советник парламента Бордо. Службу в парламенте сочетал с занятиями наукой. 1716 - избран членом Академии Бордо, в 1728 - членом Французской Академии, позднее - избран в Л..

Мопассан Ги Де

Мопассан Ги де(Guy de Maupassant)Мопассан Ги де (Guy de Maupassant), Анри Рене Альберт Ги (1850 - 1893) Французский писатель-беллетрист. Умер в лечебнице для душевнобольных.Афоризмы, цитаты• Слова любви всегда одинаковы, - все зависит от того, из чьих уст они исходят.• Жизнь. Не так уж она хороша, но и не так плоха, как многим думается.• Сплетня служит утешением для женщин, которых более не любят и за которыми более не ухаживают.• Что такое человек. Муха, попавшая в бутылку и ударяющаяся о ее ст..

Монтень

(Montaigne), Мишель де (28.II.1533 - 13.IX.1592) - франц. Философ.-скептик. Происходил из богатой купеч. Семьи. Мэр Бордо, депутат Ген. Штатов. В своем гл. Труде "Опыты" ("Essais", Bordeaux, 1580, дополненное изд. - Р., 1588, нов. Рус. Изд. - кн. 1-3, М., 1954-60) М., ревностный поборник веротерпимости, обличал лицемерие и преступления как католиков, так и гугенотов, выступал за прекращение религ. Войн, за единство страны. Критикуя сословный строй, М. Идеализировал первобытное общество, не знающ..

Монтень

(Montaigne) Мишель Эйкем де (1533-1592) - французский мыслитель, юрист, политик. Из купеческой семьи. Родовое имя - Эйкем. Первый в семье носитель дворянского имени (по названию приобретенной в 15 в. Прадедом М. Сеньории Монтень). Изучал философию в Гийеньском коллеже и Университете Бордо. Продолжил обучение в Тулузском университете. Член парламента Бордо (с 1557). Дважды становился мэром Бордо. Интеллектуально сформировался под воздействием идей стоицизма и скептицизма. Основные сочинения. 'Опы..

Монтень

(Montaigne) Мишель Эйкем де (1533—1592) — французский мыслитель, юрист, политик. Из купеческой семьи. Родовое имя — Эйкем. Первый в семье носитель дворянского имени (по названию приобретенной в 15 в. Прадедом М. Сеньории Монтень). Изучал философию в Гийеньском коллеже и Университете Бордо. Продолжил обучение в Тулузском университете. Член парламента Бордо (с 1557). Дважды становился мэром Бордо. Интеллектуально сформировался под воздействием идей стоицизма и скептицизма. Основные сочинения. "Опы..

Дополнительный поиск Монтень Монтень

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Монтень" в словаре Сводная энциклопедия афоризмов, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Монтень, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 7 символа