Порфирий

74

Неоплатоник и выдающийся писатель, как учитель и философ уступая лишь Плотину. Он родился в первой половине третьего века н.э. В Тире, поскольку назвал себя тирийцем, и якобы происходил из еврейской семьи. Хотя он был с головы до ног эллином и язычником, его имя Мелек (царь), по-видимому, указывает, что в его жилах текла семитская кровь. Современные критики совершенно справедливо считают его самым практически философствующим и рассудительным изо всех неоплатоников. Будучи выдающимся писателем, он был особенно известен своей полемикой с Ямблихом относительно бедствий, сопряженных с практикованием Теургии. В конце концов, все же, он принял точку зрения своего оппонента. Будучи прирожденным мистиком, он, подобно своему учителю Плотину, следовал истинной индийской подготовке Раджа-Йоги, которая ведет к воссоединению Души со Сверх-Душой или Высшим Я (Буддхи-Манас).

Все же он жалуется, что, несмотря на все его усилия, он не достиг этого состояния экстаза, пока ему не исполнилось шестьдесят, тогда как Плотин в этом преуспевал. Вероятно, так было потому, что, в то время как его учитель смотрел на физическую жизнь и тело с величайшим презрением, ограничивая философские изыскания теми областями, где мысль и жизнь становились вечными и божественными, все свое время посвящал соображениям, касающимся приложения философии к практической жизни. «Для него цель философии - нравственность», говорит биограф, «почти что можно сказать, святость - лечение человеческих недостатков, приобщение к более чистой и здоровой жизни. Чистое знание, как бы ни было оно истинно, само по себе недостаточно.

Знание имеет своей целью жизнь в соответствии с Ноусом» - «рассудком», переводит биограф. Однако, так как мы считаем Ноус не рассудком, но разумом (Манасом) или божественным вечным Эго в человеке, то мы бы перевели эту мысль эзотерически, и представили ее следующей. «оккультное или тайное знание имеет своей целью земную жизнь в соответствии с Ноусом, или нашим непрерывно воплощающимся Эго», что больше бы соответствовало мысли Порфирия, как и эзотерической философии. (См. , «De Abstinentia», I, 29.) Из всех неоплатоников ближе всего подошел к истинной Теософии, как она теперь преподается Восточной тайной школой. Это показывают все наши современные критики и писатели по Александрийской школе, ибо «он утверждал, что Душу необходимо насколько возможно освободить от оков материи, ...быть готовым.

Отбросить все тело» («Ad Marcellam», 34). Он советует практиковать воздержание, указывая, что «мы стали бы подобными богам, если смогли бы воздержаться как от овощей, так и от животной пищи». Он принимает теургию и магические заклинания неохотно, ибо они «бессильны очистить ноэтический (манасический) принцип души». Теургия способна «очистить лишь низшую или психическую сторону, сделать ее способной к восприятию низших существ, таких как духи, ангелы и боги» (Авг., «De Civ. Dei», X, 9), - тому же учит и Теософия. «Не оскверняйте божественность», он добавляет, «пустыми людскими выдумками. Вы не причините вреда извечно благословенному (Буддхи-Манасу), но вы сделаете себя слепыми к восприятию величайших и наиболее жизненных истин» («Ad Marcellam», 18).

«Если мы желаем освободиться от нападений злых духов, мы должны держать себя в чистоте от тех вещей, над которыми злые духи имеют власть, ибо они не осаждают чистую душу, которая не имеет ничего общего с ними» («De Abstin.», II, 43). Это опять-таки наше учение. Отцы Церкви считали Порфирия самым заклятым врагом, самым непримиримым с Христианством. Наконец, и вновь как в современной Теософии, - как и все неоплатоники, согласно Св. Августину - «почитал Христа, в то же время с пренебрежением относясь к Христианству». Иисус, они утверждали, как и мы утверждаем, «сам ничего не говорил против языческих божеств, но творил чудеса с их помощью». «Они не могли называть его Богом, как это делали его ученики, но они почитали его как одного из самых лучших и мудрейших людей» («De Civ.

Dei.», XIX, 23). Все же, «даже в буре споров, кажется, едва ли слово вымолвлено против личной жизни Порфирия. Его система приписывала чистоту и ...он осуществлял ее». (См. «A Dict. Of Christian Biography», т. IV, «Porphyry».).

Значения в других словарях
Порфирий

(Porphýrios) (около 233, Тир, — около 304, Рим), древнегреческий философ, представитель Неоплатонизма. Ученик Плотина, издавший его сочинения, автор жизнеописания Плотина. Получил известность прежде всего как комментатор Платона и Аристотеля. Трактат П. «Введение к категориям Аристотеля» (др. Название — «О пяти звучаниях», т. Е. О пяти признаках понятия — роде, виде, видовом различии, собственном признаке и несобственном, случайном признаке) был главным источником знакомства с логикой Аристотеля..

Порфирий

ПОРФИРИЙ (ок. 233 - ок. 304) - греческий философ-идеалист, представитель неоплатонизма, ученик Плотина, издавший его сочинения. Комментатор Платона и Аристотеля. "Введение в "Категории" Аристотеля" - главный источник знакомства с аристотелевской логикой в средние века. Автор сочинения "Против христиан". В логике т. Н. Древо Порфирия иллюстрирует ступенчатую субординацию родовых и видовых понятий.. ..

Порфирий

ПОРФИРИЙ (около 233 - около 304), греческий философ, представитель неоплатонизма, ученик Плотина. Комментатор Платона и Аристотеля. Автор> сочинения "Против христиан". В логике "древо Порфирия" иллюстрирует ступенчатую субординацию родовых и видовых понятий.. ..

Порфирий

Святые христианской церкви. 1) мученик. Обратился к Христу при виде страданий Харлампия, епископа магнезийского и, объявив себя христианином, немедленно был замучен вместе с ним. 2) мученик, слуга ученого пресвитера (мученика) Памфила, с которым вместе замучен в 309 г. 3) мученик. Обезглавлен в 362 г. За обличение императора Юлиана в отступничестве. 4) мученик, при Диоклетиане. 5) стратилат императора Максимина, обращенный св. Великомученицей Екатериной, во время нахождения ее в тюрьме. Казнен, ..

Порфирий

Пурпурный, багряный. Порфир. Перфил, Перфилий. Порфирьюшка, Порфирка, Порфиша, Фира, Перфиля, Перфиша. ..

Порфирий

Порфирий, Porphyrios, ок. 234-ок. 303 гг. Н. Э., греческий писатель, философ, филолог, религиовед. Родился в Тире или в Батанее (Палестина), изначально носил сирийское имя Малх. Сначала был учеником Оригена в Кесарии Палестинской, там принял христианство, которое впоследствии отрицал в произведении Против христиан (Kata christianon) в 15 книгах. Грамматику и риторику изучал в Афинах под руководством Кассия Лонгина, а на тридцатом году жизни прибыл в Рим, где сделался преданным учеником Плотина. ..

Порфирий

(Porpurios) (232/233 - между 301 и 304) - антич. Философ-неоплатоник, эстетик. Был комментатором греч. Философов Платона, Аристотеля и Плотина (его ученик). Автор трактата "Комментарии К Гармонии Птолемея" ("Porpuroy eis 'Armonixa Ptolemaioy pomngma"), к-рые представляют собой не только трактовку осн. Положений работы Птолемея (особенно его теории "тезиса и динамиса"), но содержат сведения также о муз.-эстетич. И муз.-теоретич. Взглядах ранней и классич. Античности. В трактате П. Рассматриваются..

Порфирий

Порфирий (232-ок. 305) Греческий философ, ученик Лонгина и Плотина и издатель их трудов. Порфирий составлял также обширные комментарии к трудам греческих философов и к поэмам Гомера. «Введение» Порфирия к «Категориям» Аристотеля в латинском переводе Боэция в средние века служило стандартным учебником логики. Трактат Порфирия против христиан в 448 был предан проклятию и сожжен на костре, однако отрывки этого сочинения, демонстрирующие критический метод Порфирия, сохранились.. ..

Порфирий

ПОРФИРИЙ. ..

Порфирий

(232–301) – неоплатоник, продолжатель философии Плотина. Он написал более 70 трактатов, из которых до нас дошло 18. Самые известные – «Жизнеописания Плотина», «Введение» к работе Аристотеля «Категории», «Сентенции».. ..

Порфирий

(232 - между 301 и 305) - антич. Философнеоплатоник, один из самых активных членов плотиновского кружка. Ему доверяют правку сочинений Плотина и защиту его взглядов. В ходе самостоятельных занятий философией уже после смерти учителя, не приняв его антиаристотелевскую позицию, П. Комментирует ряд сочинений Аристотеля, а также пишет "Введение к Категориям" Аристотеля. П. Также комментирует "Начала" Евклида и "Гармонику" Птолемея, пишет "Историю философии", доведенную до Платона включительно (дошли..

Порфирий

Константин( Александрович Успенский) еп. (1804-85), рус. Востоковед, византолог, путешественник, переводчик Библии. Род. В Костроме в семье псаломщика. Окончил СПб.ДА (1829). На последнем курсе принял монашество и был определен законоучителем во 2-й Кадетский корпус. В 1830 ему была присуждена степень магистра, а в 1831 П. Стал преподавать в Ришельевском лицее (Одесса). В 1834 в сане архимандрита П. Назначается настоятелем одесского Успенского монастыря. С 1838 по 1841 - проф. Богословия в Ришел..

Плотин

Благороднейший, высочайший и величайший из всех неоплатоников после основателя школы Аммония Саккаса. Он был наиустремленнейшим из филалетеян или «любящих истину», целью которых было создание религии на основе системы мысленной абстракции, что является истинной Теософией, или всей сущностью Неоплатонизма. Если верить Порфирию, никогда не раскрывал ни места своего рождения или родословной, ни своей отчизны и расы. До двадцати восьми лет он не находил ни учителя, ни учения, которые удовлетворили ..

Попол Вух

Священные Книги гватемальцев. Манускрипт киче, найденный Брассером де Бурбуром.. ..

Посейдонис

(Греч.) Последний остаток великого Атлантического Континента. Платоновский остров Атлантида в Эзотерической Философии считается термином, эквивалентным этому.. ..

Постел

, Гийом. Французский адепт, родился в Нормандии в 1510 г. Его знания были замечены Франсуа I, который послал его в Левант на поиски оккультных манускриптов, где он был принят в Восточное Братство и посвящен. По возвращении во Францию он стал знаменит. Духовенство преследовало его, и, в конце концов, он был заключен в тюрьму Инквизицией, но был освобожден из застенка своими Восточными братьями. Его «Clavis Absconditorum», ключ к скрытым и забытым явлениям, пользуется большой репутацией.. ..

Порфирий

(Porphyrius, Πορφύριος). Греческий философ, род. В 233 г. От Р. X. Он написал сочинение против христианства, публично уничтоженное императором Феодосием.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Дополнительный поиск Порфирий Порфирий

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Порфирий" в словаре Теософский словарь Е.П. Блаватской, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Порфирий, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 8 символа