Кооперативный Федерализм

273

- одна из форм нецентрализованной федерации, взаимоотношения в которой строятся на началах, исключающих иерархию (подчинение друг другу). По мнению крупнейшего исследователя современного федерализма Д. Елазара, корни К.ф. Базируются на идее создания общества на основе договора и соглашений. В федеративных отношениях в таких федерациях доминирует принцип разделения государственной власти и разделенной (солидарной) ответственности, при которой функции, когда-то признаваемые исключительными для каждой из сторон, становятся разделенными функциями. Кооперация федерации и ее субъектов базируется на переговорных (согласительных) процедурах, соблюдение которых обязательно в случае возникновения разногласий. Действует принцип "максимум согласия - минимум принуждения".

К.ф. Вырастает из дуалистического федерализма и воплощает все позитивные, оправданные опытом федеративных отношений характеристики. В то же время модель К.ф. Отличается и новыми качествами. Так, модель дуалистического федерализма характеризуют два способа размежевания власти по вертикали. Разделение прав между федерацией и ее субъектами в виде фиксированного перечня либо в виде закрепления определенного круга полномочий за одной из сторон и предоставления другой всех остальных полномочий. Для этой модели федерализма характерна двухуровневая структура правления, при которой оба уровня осуществляют свою власть в отношении одной и той же территории и одного и того же населения. При этом каждый уровень имеет по крайней мере одну сферу, в которой он является автономным.

Существуют, кроме того, гарантии автономности каждого уровня правления в собственной сфере. Практика показала недостаточность только таких способов размежевания власти для гармонизации властеотношений по вертикали. Развитие федерализма свидетельствует, что существуют сферы общественной жизни, в которых требуется не разделение, а кооперация (сотрудничество) и солидарная ответственность федерального центра и составных частей федерации. Впервые идеи К.ф. Получили воплощение в 30-х гг. XX в. В США (хотя в целом для этой страны характерна дуалистическая модель федерализма). Модель К.ф. Воплотила еще один способ, подсказанный европейской практикой конституционного развития, - установление сфер совместного ведения федерации и ее субъектов (в ФРГ это так называемая конкурирующая компетенция).

Закрепление в конституции страны такого способа разграничения предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами предполагает учреждение особой системы власти, которая основывалась бы на отношениях партнерства (сотрудничества и солидарной ответственности) и при которой не только должна быть четко разграничена компетенция между носителями власти, но и должны быть созданы развитые организационные структуры кооперации, ясно прописаны меры и механизм ответственности. Согласно немецкой доктрине К.ф. Государственные полномочия распределяются между федерацией и ее субъектами - 16 федеральными землями. При этом в сфере законодательства компетенция федерации и земель распределяется таким образом, что решающая роль в правовом регулировании принадлежит федерации.

Соответственно на долю земель остается регулирование в порядке конкурирующей компетенции тех вопросов, которые не урегулированы федерацией. Концепция К.ф., положенная в основу австрийского федерализма, предполагает усиление кооперации и координации во взаимоотношениях между федерацией и землями по вопросам их компетенции. При этом Конституция Австрии регулирует распределение компетенции между федерацией и составляющими ее 9 землями в значительной мере в пользу федеральных властей. Специфика европейского К.ф., получившего распространение в ФРГ и Австрии, обусловлена также предметами совместного ведения, предполагающего развитие партнерских отношений между федерацией и ее субъектами. Идеи К.ф. Получили реальное воплощение в США, Швейцарии и др.

Федеративных государствах. Отчасти идеи К.ф. Реализуются и в практике российского федерализма, чему благоприятствуют положения Федерального закона от 24 июня 1999 г. "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и органами государственной власти субъектов Российской Федерации", конкретизировавшего ст. 72 Конституции РФ. Считается, что в современную эпоху К.ф. В большей мере отвечает задачам построения стабильной государственности, позволяет в цивилизованных формах предупреждать и разрешать политические, национальные, этнические, религиозные конфликты, а также конфликты, порожденные с региональным сепаратизмом. В то же время К.ф. При определенных условиях (слабости федерального центра, углублении сепаратистских тенденций) может привести к преобразованию федерации в конфедерацию.

Преобразование федеративных отношении в конечном счете должно привести к формированию модели К.ф. Отдельные элементы этой модели уже внедрены в федеративную структуру Российского государства (к ним в первую очередь следует отнести механизмы совместного осуществления государственной власти посредством закрепления в Конституции предметов совместного ведения). Предусмотренный Федеральным законом от 24 июня 1999 г. "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и органами государственной власти субъектов Российской Федерации договорный характер разграничения полномочий в сферах совместного ведения. Использование согласительных процедур при возникновении разногласий между РФ и ее субъектами.

(В.Ч.).

Значения в других словарях
Кооперативный Банк

- специальный кредитно-финансовый институт, создаваемый товаропроизводителями на долевых началах для удовлетворения взаимных потребностей в кредите и других банковских услугах. К. Б. Представляют финансово-организационные центры кооперативных кредитных учреждений, объединяющихся, как правило, по отраслевому или территориальному признакам. Законодательство РФ не выделяет К.б. В качестве особой категории банков.. ..

Кооперативный Участок

- участок (часть потребительского общества), в котором объединено определенное число пайщиков и который может создаваться, как правило, по территориальному признаку, определяемому уставом потребительского общества. Федеральный закон от 11.07.97 N 97-ФЗ, ст.1. ..

Кооперация

- в законодательстве название совокупности кооперативов в какой-либо сфере. Напр., "потребительская кооперация", "кредитная кооперация", а также одна из форм объединения граждан для совместного труда и удовлетворения материальных потребностей.. ..

Кооперация Труда

- форма организации труда, основанная на совместном участии в едином трудовом процессе значительного числа работников, выполняющих разные операции этого процесса.. ..

Дополнительный поиск Кооперативный Федерализм Кооперативный Федерализм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Кооперативный Федерализм" в словаре Юридический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кооперативный Федерализм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 24 символа