Правовое Государство

109

Одна из центральных категорий теории государства и права, представляющая собой идеальный тип государства, вся деятельность которого подчинена праву.Зачатки теории П.г. Прослеживаются еще в рассуждениях передовых для своего времени людей, мыслителей-философов, историков, писателей и юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая. Так, в знаменитых диалогах Плато-на "Государство", "Политик", "Законы" проводилась мысль о том, что там, где "закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью", неизбежна "близкая гибель государства". "Соответственно, там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях". Тирания, неизбежно приходящая, по мнению Платона, на смену демократии, опьяненной "свободой в неразбавленном виде", когда чрезмерная свобода оборачивается чрезмерным рабством, есть наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие,произвол и насилие."Только там, - заключал Платон, - где закон - владыка над правителями, а они - его рабы.

Я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги".Аналогичные идеи, заложившие основу теории П.г. Развивались в работах Аристотеля - "величайшего мыслителя древности", как назвал его К. Маркс. Выражая свое отношение к государственной власти, праву и закону, Аристотель проводил мысль о том, что "не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву;стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права". Там, где отсутствует "власть закона", там нет места и (какой-либо) форме государственного строя.С идеями передовых мыслителей Древней Греции перекликаются воззрения и взгляды древнеримских политических и общественных деятелей.

Особенно отчетливо это прослеживается в работах знаменитого римского оратора, государственного деятеля и мыслителяЦицерона "О государстве". "О законах", "Об обязанностях", а также в многочисленных произведениях других римских писателей и философов эпохи империи. "Что такое государство. Чьим достоянием оно является?" - спрашивал Цицерон. И отвечал. Достоянием народа, понимаемым не как "любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом", а как "соединение многих людей, связанных вместе между собою согласием в вопросах права и общностью интересов". Государство, пояснял Цицерон, с точки зрения его соотношения с правом есть не что иное, как "общий правопорядок". В основу же права он неизменно вкладывал присущие человеческой природе, равно как и природе вообще, разум и справедливость.

Будучи глубоко убежденным и последовательным сторонником естественного права, Цицерон исходил из того, что права и свободы человека не даруются и не устанавливаются кем-то и по чьему бы то ни было желанию или велению, а принадлежат ему по самой природе. Оперируя понятием "истинного закона", Цицерон рассматривал его как "разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга приказывая. Запрещая, от преступления отпугивает...". Весьма важным в плане формирования идей, составивших впоследствии основу теории П.г., явился сформулированный Цицероном правовой принцип, согласно которому "под действие закона должны подпадать все", а не только некоторые "избранные граждане".

Важным оказалось выработанное им положение, в соответствии с которым любому закону должно быть свойственно стремление хотя бы "кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами", а также выдвигавшиеся им призывы к человеколюбию, "законосообразности", к борьбе за свободу и справедливость, за гуманистическое отношение власти к свободным гражданам и даже рабам.Подобные гуманистические мотивы, трансформировавшиеся немедленно или по истечении определенного времени в соответствующие государственно-правовые взгляды и доктрины, в соответствии с которыми в обществе и государстве должны торжествовать не зло, насилие и произвол, а право и закон, развивались и в Древней Индии и Китае. Наряду с представлениями о мире, умещавшимися в формулах типа "сознание рождается из вещей и умирает тоже в вещах" или "жизнь - это корень смерти, а смерть - корень жизни", в Китае еще в глубокойдревности проводилась мысль о том, что "в государстве должен царить порядок", основанный на законе.

Утверждалось, что государю, если он хочет до конца жизни не подвергаться опасности, необходимо быть справедливым, а "управление страной должно соответствовать спокойствию". Нельзя силой насаждать порядок в стране. .Очень много было сделано для развития теории П.г. Мыслителями XVIII- XX вв. Положения теории П.г. Развивались, в частности, усилиями таких носителей передовой общественно-политической мысли, как Локк, Монтескье, Радищев, Герцен. Философские основы теории П.г.создавались и развивались великим немецким философом И. Кантом, многократно указывавшим на необходимость для государства опираться на право, строго согласовывать свои действия с правом, постоянно ориентироваться на право. Государство, по Канту, выступает в качестве объединения множества людей, где действует принцип, согласно которому законодатель не может решить относительно народа того, чего народ не может решить относительно самого себя.Значительное освещение и развитие идея П.г.

Получила в произведениях современных юристов, политологов, социологов. В прямой, а чаще косвенной форме она закрепляется в текущем законодательстве и даже в конституциях, ряда западных государств.Чем же отличается П.г. От неправового. Каковы его основные признаки и черты. Отвечая на данные вопросы, следует выделить прежде всего такую особенность П.г. Как верховенство закона. В соответствии с данным признаком или принципом ни один государственный орган, должностное лицо, коллектив, организация, ни один человек не освобождается от обязанности подчиняться закону. Причем когда речь идет о верховенстве закона, то он понимается не в расширительном смысле, отождествляясь с правом,а в самом прямом своем значении - как акт, исходящий от высшего органа государственной власти и обладающий высшей юридической силой.

Следует особо подчеркнуть, что формирование и существование П.г. В любой стране предполагает установление не только формального, но и реального господства закона во всех сферах жизни общества, непосредственного воздействия закона на общественные отношения. В настоящее время, как свидетельствует практика, положение таково, что закон во многих государствах, формально будучи основным, главенствующим юридическим актом, фактически "растворяется" в системе других, подзаконных, а точнее - ведомственных актов. Об этом много говорилось и говорится в научной литературе. Разумеется, было бы упрощением полагать, что в условиях правового или любого иного государства можно вообще обойтись без таких актов. В особенности это касается процесса реализации конституционных законов и содержащихся в них положений.

Следовательно, в условиях П.г. Речь идет не о том, должны или не должны существовать подзаконные, ведомственные акты, а о том. Чтобы они не искажали сути и содержания самих законов.Среди других черт П.г. Следует указать на полную гарантированность и незыблемость в условиях его существования прав и свобод граждан, а также установление и поддержание принципа взаимной ответственности гражданина и государства. Как граждане несут ответственность перед государством, так и власть должна нести ответственность перед гражданами. Важная черта П.г. - реализация принципа разделения влас-тей. Это дает возможность создать и поддерживать в обществе режим демократии, законности и конституционности, предотвращать попытки узурпации власти, сосредоточения ее в одних руках.

Наряду с этим в П.г. (один из главных его признаков) должен быть создан механизм полной гарантированное(tm) и всесторонней защищенности прав граждан. Последовательно проводиться в жизнь принцип оптимального сочетания прав и свобод граждан с их конституционными обязанностями. Кроме названных, есть и другие признаки и черты, характеризующие П.г. И принципиально отличающие его от неправового государства. Если в стране нет реальных - объективных и субъективных - условий для создания. А затем - нормального функционирования П.г. То не может быть и речи об успешном решении данной проблемы. Марченко М.Н..

Значения в других словарях
Правовед

- специалист по правоведению, ученый-юрист.. ..

Правоведение

- 1) то же, что и юридическая наука, юриспруденция,2) название юридической специальности в учебных заведениях.. ..

Правовое Образование

- совокупность правового воспитания и обучения праву. Сущность правового воспитания состоит в формировании правовых установок, отношений, мотивов деятельности в сфере, регулируемой правом. С помощью правового воспитания у человека развивается чувство уважения к праву, привычка соблюдать законы без каких-либо отклонений, уважение к государству как к стабилизирующему общество феномену, стремление содействовать государственным органам и общественным организациям в укреплении законности и правопоряд..

Правовое Отношение

- урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей, охраняемых и гарантируемых государством. Их характерные признаки и особенности. 1. П. О. Представляет собой особую разновидность общественных отношений. Опосредствуя бесчисленные экономические, политические, социальные и иные общественные отношения, правоотношения служат юридической формой взаимодействия между участниками этих отношений. Урегулированные пос..

Дополнительный поиск Правовое Государство Правовое Государство

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Правовое Государство" в словаре Юридический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Правовое Государство, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 20 символа