Апостол
ПОНЯТИЕГреч. Слово апостолос соответствует евр. Шалиах и означает см. Посланник. В Септуагинте оно употребляется в своем буквальном значении "посланник" (3Цар 14:6), "посол" (Ис 18:2). НЗ называет А. Полномочного посланника, к-рому Господь поручил проповедовать Благую Весть о Царстве Божием и о воскресении Иисуса из мертвых, а также особое служение. Каждый А. - это см. Ученик, но не каждый ученик является А. В более узком смысле слова А. (как считалось уже в древней Церкви) - это свидетель (см. Свидетель, II) Воскресшего (Деян 1:21 и след. Ср. 1Кор 15:1 и след.). В НЗ можно выделить несколько групп лиц, называемых в первоисточнике А. 1) А. (в Синод. Пер. - "посланник") - лицо, подвластное пославшему его господину (Ин 13:16). 2) А. Как по-сланцы церквей (2Кор 8:23 - в Синод.
Пер. - "посланники". Епафродит. Флп 2:25 - в Синод. Пер. - "посланник". См. Андроник и Юния. Рим 16:7). 3) А. Как миссионеры (= посланники) древнего христианства (Деян 14:14. "Но Апостолы Варнава и Павел, услышавши о сем..."). 4) те двенадцать, к-рых Иисус назвал А. (Мк 3:14 и след. - см. Греч. Текст. Лк 6:13). 5) Сам Иисус в Евр 3:1 назван А. (в Синод. Пер. - "Посланником") и Первосвященником как Личность, посланная в мир Богом и одноврем. Представляющая мир перед Богом (ср. Священнический чин Иисуса см. Иисус Христос). 6) существует и понятие "лжеапостолы" (А. - лжецы. Откр 2:2), лжеучителя, к-рых Павел иронически называет "высшими Апостолами" (Синод. Пер. В первоисточнике употреблено словосочетание "чрезвычайные А.") (2Кор 11:5. 12:11), к-рые в действительности являются обманщиками (2Кор 11:13).
ДВЕНАДЦАТЬ АПОСТОЛОВ А. ИХ ИМЕНАИменование "А." для этих двенадцати учеников исходит от Иисуса (Лк 6:13).1-4. Две пары братьев (Мф 4:18-22. 10:2. Мк 1:16-20. 3:16-18. Лк 6:14). 1) Симон, сын Ионин, прозвище см. Петр (греч. Петрос, арам. Кефа, соотв. Рус. "камень" (Ин 1:42));2) Брат Симона см. Андрей (Ин 1:42);3) см. Иаков, сын Зеведеев (Мк 1:19);4) Брат Иакова см. Иоанн (автор Евангелия, трех посланий и Откровения). Оба сына Зеведеевы, согл. Мк 3:17, были наречены также (может быть, под влиянием Лк 9:54) см. Воанергес , т.е. "сыны громовы";5) Филипп (Мф 10:3, не путать с диаконом Филиппом. Деян 6:5. 8:5 и след.);6) см. Варфоломей = Нафанаил (Мф 10:3. Ин 1:43-51);7) см. Фома (Ин 20:24-29);8) см. Матфей, мытарь (Мф 9:9), он же Левий (Лк 5:27);9) см.
Иаков, сын Алфеев (Мф 10:3);10) см. Фаддей = см. Иуда, сын Иакова (Мф 10:3. Лк 6:16. Ин 14:22. Деян 1:13);11) см. Симон Кананит, или см. Зилот, т.е. "ревнитель" (Мф 10:4. Лк 6:15);12) см. Иуда Искариот, т.е. "человек из Кариота", предатель (Мф 26:14-16. Мк 14:10 и след. Лк 22:3-6. Ин 13:21-30). После самоубийства предателя был выбран по жребию и присоединен к А. См. Матфий (Деян 1:15-26).В НЗ приведены четыре списка А. (Мф 10:2-4. Мк 3:16-19. Лк 6:14-16. Деян 1:13). Нижеслед. Сопоставление поможет разобраться, как именуются отдельные А. В различных книгах НЗ и в какой очередности они упоминаются:Мф 10:2 и след.СимонАндрейИаковИоаннФилиппВарфоломейФомаМатфейИаковФаддейСимонИуда ИскариотМк 3:16 и след.СимонИаковИоаннАндрейФилиппВарфоломейМатфейФомаИаковФаддейСимонИуда ИскариотЛк 6:14 и след.СимонАндрейИаковИоаннФилиппВарфоломейМатфейФомаИаковСимонИудаИуда ИскариотДеян 1:13ПетрИоаннИаковАндрейФилиппФомаВарфоломейМатфейСимонИудаИуда ИскариотИаковИнАндрейСимонСыны ЗеведеевыФилиппНафанаилИудаИскариотФома Б.
ПРИЗВАНИЕ ДВЕНАДЦАТИВо время Своего земного служения, продолжавшегося всего три года, Иисус Христос стремился, проповедуя, уча и исцеляя (Мф 4:23. 9:35), к распространению Царства Божиего. В помощники Себе Он избрал двенадцать человек, названных А., и дал им наставления. При жизни Иисус призвал множество учеников. Существовал круг пятисот (1Кор 15:6), круг семидесяти (Лк 10:1), круг двенадцати, а среди этих двенадцати - три самых близких ученика. Петр, Иаков и Иоанн. В собств. Смысле слова только эти двенадцать были учениками (греч. Матетай), к-рые сплотились вокруг своего Равви (Ин 1:38), чтобы жить вместе с Ним. С тремя из них у Него были особенно доверит. Отношения. Им было позволено присутствовать при воскрешении дочери Иаира (Мк 5:37), на горе Преображения (Мф 17:1) и в Гефсиманском саду (Мф 26:37).
Но и среди этих трех Петр (Мф 16:13-20) и Иоанн (Ин 13:23. 19:26 и след.) занимали особое положение. Как и когда Иисус призвал этих двенадцать - в Евангелиях не дано однозначного ответа. Там приведены. Подробная история призвания в изложении Иоанна, позволяющая предположить, что это рассказ очевидца, к-рый не может забыть первой встречи с Иисусом (Ин 1:35-51, прежде всего ст. 39). Рассказ о том, как был призван Петр, ловивший рыбу (Лк 5:1-11), а также краткие истории призвания других А. (Мф 4:18-22. Мк 3:13-19 и Лк 6:12-16). Вероятно, Иисус собрал вокруг Себя этих двенадцать учеников в результате того, что Его молитва была услышана (Лк 6:12). Тогда привлечение этих учеников соответствует воле Небесного Отца. О том, что происходило в сердцах А.
В момент призвания, можно догадываться на основании различных евангельских рассказов, напр. Истории призвания Петра. Попав под власть речей (Лк 5:1 и след.), повелений и действий Иисуса, он видит перед собой живого Сына Божьего и осознает себя грешником. Прощающие слова Иисуса превращают его в нового человека, дарят ему новую жизнь, к-рая теперь будет проходить не под знаком своего "я", а под руководством Иисуса Христа. Благодарность за спасение от смерти (Ин 5:24) для новой жизни заставляет Петра сделать вывод (Лк 5:10,11). Он должен рассказывать и описывать то, что видел и слышал, т.к. Не может молчать об этом (Деян 4:20). Всякое призвание является следствием встречи с Сыном Божьим. Обычные, не склонные к религ.
Фанатизму люди, оставляют все, что у них было, чтобы следовать за Ним (Мф 4:18-22. Лк 5:11. Ин 1:43-45). Двенадцать А. Последовали за Христом не потому, что были воодушевлены Иисусом или почувствовали потребность распространять Благую Весть, а потому что Он призвал их. Инициатива призвания всегда исходила от Иисуса.В. ЗАДАЧИ АПОСТОЛОВОднажды призванные следовать за Христом, А. Становятся Его активными сотрудниками. Он повелевает им рассказывать и записывать то, что они слышат и видят (поскольку Его учение заключается и в Его делах). Иисус направляет Своих посланников (Мф 10:5 и след.,16 и след.) нести людям Благую Весть, чтобы Его дела - проповедь, благовествование и исцеление - преумножались и приносили плоды (Мф 13:23.
Ин 15:2,5,8).Г. ПОНИМАНИЕ АПОСТОЛАМИ ЛИЧНОСТИ ИИСУСАНесмотря на то, что А. Постоянно находились рядом с Христом, они вначале не понимали Его предназначения (Мк 10:35-40. Лк 9:54). Им трудно было увидеть величие Мессии в униженном Иисусе и Его страданиях. Это особенно заметно в Ев. От Марка. До исповедания Петра (8:27-30) Иисус хранил тайну Своей личности, напр., не позволяя исцеленным рассказывать о том, что они исцелились (7:36). После того как Его ученики узнали, кто Он, Иисус начал посвящать их и в тайну предстоящих Ему страданий (8:31 и след. 9:30 и след. 10:32 и след.). Но и здесь ученики поначалу не проявили понимания. Они смогли осознать происшедшее только после воскресения Иисуса (Мф 16:22. Лк 24:25 и след. Ин 2:22.
16:12. 20:9). Так, они смогли проникнуть в смысл Его притчей только после особых разъяснений (Мф 15:15 и след.) и просили об укреплении их веры, когда осознавали собственную несостоятельность (Лк 17:5. Ср. Мф 17:20).Д. СООБЩЕСТВО АПОСТОЛОВА. Не были индивидуалистами, они жили в постоянном общении с Господом и друг с другом. Когда Иисус посылал Своих учеников "по два" (Лк 10:1. Ср. Также Деян 1:13), то делал это потому, что они являлись свидетелями Его жизни и смерти (ср. 2Кор 2:15 и след.).E. НОВАЯ СИТУАЦИЯ ПОСЛЕ ВОСКРЕСЕНИЯ 1) в Страстную пятницу двенадцать учеников проявили полную несостоятельность. Петр отрекся от Сына Человеческого (Мф 26:69-75), Иуда предал Его (Мф 26:14-16. 27:3-10), а другие А. Бежали (Мф 26:56). В Ев.
От Марка о них не упоминается на протяжении 53 стихов (с 14:72 по 16:7). В этой ситуации свидетелями выступают женщины. В течение 40 дней, прошедших между Пасхой и Вознесением, Иисус выводит А. Из состояния нерешительности (Ин 20:19) и подводит к радостной вере (Ин 20:20), перерастающей в полную убежденность (1Ин 5:4). Он подтверждает данное им повеление о миссионерстве и поручение принять и продолжить Его дело (Ин 20:21 и след.), т.е. Проповедь Царства Божиего (Мф 24:14. Деян 1:3,8). Воскресший Иисус дает А. Обетование пребывать с ними Своим Духом (Мф 28:20. Ин 14:16). Торжественно повторяется и особое поручение см. Петру (Мф 16:16-19 и Ин 21:15-19). Можно с уверенностью утверждать, что понятие А. "получило свое непреходящее значение только благодаря событиям Пасхи".
Петр определяет А. Как человека "из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его" (Деян 1:21 и след.). После воскресения поручение, к-рое было дано воскресшим Иисусом А., утрачивает все пространств. И временные ограничения. Евангелие надлежит проповедовать до края земли (Деян 1:8) и во все дни до скончания века (Мф 28:18-20). 2) но поскольку воскресший Иисус явился не только этим двенадцати, то понятие А. Переходит и на других людей, в том числе и на брата Иисуса - Иакова, к-рый тоже назван А. (Гал 1:19). 3) А. Были руководителями древней Церкви. Среди церк.
Служений именно апостольство Павел всегда ставит на первое место (1Кор 12:28. Еф 4:11). После вознесения воскресший Иисус больше не являлся на земле (Деян 1:3), и поэтому круг А. Не расширяется. Из этого правила есть только одно исключение - Павел (1Кор 15:8). По дороге в Дамаск произошла его встреча с воскресшим Христом, в результате к-рой гонитель христиан Савл стал "избранным сосудом" в руках Иисуса (Деян 9:15). Этой встречей обусловлено осознание Павлом своей особой апостольской миссии (1Кор 15:10. Гал 1:8,15 и след.), хотя его всегда заботит не собственная значимость, а важность дела (1Кор 3:5). Это особое пред-назначение признается за ним и другими апостолами, хотя и не без возражений (Деян 15:22 и след.
16:3. 21:17 и след. Гал 2:9 и след.). См. Апостольский собор. АПОСТОЛЫ И ЦЕРКОВЬВремя А. Давно прошло. Но совершенное и сказанное ими имеет для христиан всех времен и направлений непреходящее и решающее канонич. Значение. Свидет-во А. Сохранилось для мира в виде основополагающего для христиан НЗ. В процессе отбора, к-рый в конечном итоге привел к созданию канона, вопрос об апостольском авторстве был определяющим. Благодаря А. Была основана Церковь (Деян 2:1 и след.). Эта Церковь постоянно разрасталась благодаря свидет-ву А., к-рых не могли сдержать ни угрозы (Деян 4:17,20), ни преследования (Деян 12:1 и след.). Стремление А. К проповеди Евангелия было сильнее их воли к жизни (2Кор 11:23-28). Их свидет-ва зависели не от уровня их образованности (Деян 4:13.
2Кор 11:6), а от того огня, к-рый горел в их сердцах (Лк 12:49. 24:32. Деян 4:20) и разгорался тем ярче, чем яростней его пытались загасить (Деян 4:1-4. Ср. Также 2Кор 13:8). Ничто не могло остановить А. В их стремлении выполнить поручение Учителя. "Итак идите, сделайте все народы учениками и крестите их" (Мф 28:19, досл. Перевод греч. Текста). Именно поэтому их слово обладало силой, определяющей и приводящей в движение историю (Рим 1:16). Так, их свидет-во "о великих делах Божиих" (Деян 2:11) и "учение Апостолов" (Деян 2:42) стали фундаментом, на к-ром воздвигнуто здание Церкви. Все вводимые в это здание (Еф 3:6) оказываются "утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе" (Еф 2:20 и след.).
См. Священное Писание (II,В-Г) см. Евангелие от Матфея (I,2)..
Дополнительный поиск Апостол
На нашем сайте Вы найдете значение "Апостол" в словаре Библейская энциклопедия Брокгауза, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Апостол, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 7 символа