Дьявол

218

I. ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА1) рус. Слово "Д." происходит от греч. Диаболос, "клеветник", "подстрекатель". Это греч. Слово употреблялось еще в Септуагинте для передачи значения евр. Слова см. Сатана, обозначающего обвинителя перед судом, противника и врага, а в конечном счете ту сверхъестественную личность, к-рую мы собств. И именуем Д. Греч. Слово эхтрос ("враг") также является особым обозначением Д. В притче о плевелах среди пшеницы (Мф 13:24 и след. Ср. Лк 10:19). Д., или сатана (греч. Сатанас), - это в полном смысле слова враг Бога, Его Царства и человеческого рода. Как искуситель (греч. Пейрадзон. Мф 4:3. 1Фес 3:5) он своими действиями стремится поссорить человека с Богом (Быт 3. Мф 4. Лк 4). Вероятно, с намеком на Быт 3 в Откровении Д. Назван драконом и древним змием (Откр 12:9.

20:2). 2) Д., в соотв. С его сущностью, назван также "злым" (греч. Го понэрос (в Синод. Пер. - "лукавый" - Мф 13:19. 1Ин 2:13,14. 3:12. 5:18)). То, что под "лукавым" здесь действит. Подразумевается Д., следует из парал. К Мф 13:19 мест, где упоминаются сатана (Мк 4:15) и Д. (Лк 8:12). Но в нек-рых местах Библии форма греч. Слова не позволяет судить, что подразумевается в том или ином контексте - "злой" или "зло". Одно из таких спорных мест - это Мф 6:13 в молитве см. Отче наш. Вост. Церковь считает, что здесь речь идет о "злом" ("лукавом"), т.е. О Д., Зап. Церковь толкует это слово как "зло". Этой традиции следует и Лютер, но, с др. Стороны, в Большом Катехизисе он показывает, что в понятие "зло" он включает и Д., "злонамеренного, злобного, главного врага".

Тексты Мф 5:37. 13:38. Ин 17:15 также при-обретают большую ясность и остроту, если иметь в виду не общее понятие зла, а Д., в чьей власти лежит весь мир (1Ин 5:19). 3) будучи "правителем (в Синод. Пер. - "князем") мира сего" (Ин 12:31. 14:30. 16:11), Д. Является самым ярым противником Спасителя. Как правитель этого мира, он может дарить земные царства, кому пожелает (Лк 4:6). Павел даже называет его "богом века сего" (2Кор 4:4), стяжавшим себе славу этого мира. Д. Представлен также в образе "сильного", охраняющего свой дом (Мк 3:27 и парал.). Во власти Д. Находятся и неспасенные люди (Деян 26:18), и только Бог может освободить их от подчинения этой власти (1Кол 1:13). 4) царству Д. Принадлежат нечистые духи (см. Косматый, леший), и демоны, или бесы (греч.

Даймонион). Это греч. Слово, вероятно, напоминает о языч. Воззрениях на демонов, но его употребление в НЗ лишено всякого обожествления бесовского начала. Однако здесь сохраняется народное отношение к страшному. В демонах видят злых духов, стремящихся, по воле сатаны, разрушить духовную и телесную жизнь человека. Но злые духи изначально признают в Иисусе обладателя большей силы (Мф 8:29,31. Мк 1:24). II. ВОЗЗРЕНИЯ НА ДЬЯВОЛА В УЧЕНИИ РАВВИНОВСогл. Воззрениям позднего иудаизма, сатана, или дьявол - Саммаэль - был одним из самых возвышенных ангельских существ на небесах. Зависть, гордыня и стремление к власти побудили его ввести в искушение первую человеч. Пару. Орудием ему послужил змей, о к-ром в раввинистич. Лит-ре содержатся высказывания, позволяющие заключить, что под ним подразумевается сам Д.

Ангелы, принимавшие участие в его деянии, названы "ангелами сатаны". Сам он обозначен как "глава всех сатанинских сил". Его пагубная деят-сть рассматривается в трех аспектах. Он подстрекает людей к греху и вводит их в искушение. Он клевещет на них и обвиняет их перед Богом. Он приносит им смерть, как наказание за грех.III. ЯЗЫЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДЬЯВОЛЕВ народных представлениях греков "демоны" - это существа, обладающие сверхчеловеч. Властью. Часто под ними подразумевают духов умерших. Демоны своенравны и непредсказуемы. Человек вступает в общение с ними посредством магич. Действия, стараясь умилостивить их, подчинить или держать подальше от себя. Греч. Философия пыталась преодолеть эти народные представления, взирая на демонов как на божеств.

Силы. Демоническое у философов не противопоставлялось божеств., а преподносилось как равнозначное ему. В религии персов зло - это персонифицированные силы природы. Для персов все бытие представляло собой непрекращающуюся борьбу равновеликих сил добра и зла. Греч. Философия рассматривала Д. Как самостоят. И независимых от божества. В Библии Д. - это подчин. Богу существо, Его противник, отнюдь не равнозначный Богу. В вавил. Поверьях, связ. С духами, демонами, сатаной проявляется, порой, внешнее сходство с Библией, однако о внутр. Взаимозависимости речь здесь не идет. Но вполне возможно, что авторы библ. Книг в тех случаях, когда они говорили о реальности демонич. Сил, отталкивались от представлений, бытовавших в их окружении.IV.

БИБЛЕЙСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДЬЯВОЛЕ 1) БИБЛИЯ О СУЩЕСТВОВАНИИ ДЬЯВОЛА. Библия свидетвует о реальном, личностном существовании Д. И его приверженцев. Конкретность библ. Описаний и множество непосредств. Указаний на существование Д. Не позволяют говорить об исключит. Мифологич. Характере рассказов о падших ангелах. Кр. Того, говорить о мифологичности Д. Невозможно и потому, что истинные и падшие ангелы всегда предстают в Библии как создания Божьи и никогда - как богоподобные или равные Богу существа. В рассказе о грехопадении примечателен тот факт, что среди созд. Богом существ были и такие, к-рые, исходя из внутр. Побуждений, могли проявить тяготение к злу. В ВЗ о таких персонифициров. Врагах всего доброго свидет-вуют след. Места.

Иов 1:6 и след. Зах 3:1-2, а также, вероятно, Лев 16:7 и след. (см. Азазель). Библия не сообщает сведений о количестве Д. Видимо, речь здесь всегда идет об одном Д. (слово диаболос всегда употребляется в ед.ч.), или сатане. Но он - властитель царства демонов. В Мф 12:24 он назван см. Веельзевулом, "князем бесовским", кр. Того, о его ангелах, или посланниках, говорится в Мф 25:41. 2Кор 12:7. Откр 12:7. Нечистый дух в Мк 5:9 называет себя "легионом" и говорит. "нас много". 2) СУЩНОСТЬ ДЬЯВОЛА. Д., очевидно, является одним из "ангелов согрешивших" (2Пет 2:4. Иуда 6. См. Гордость, тщеславие, надменность). По своей сущности он - сотвор. Дух, и, след., свободен от привязанности к материи. Д. Является личностью, о чем говорит его персонифициров.

Противостояние Иисусу. Ему дана власть мериться силами даже с Сыном Божьим, искушая Его (см. Искушение. Мф 4. Лк 4). Слова Иисуса доказывают, что за Д. Стоит огромная власть. Он "князь мира сего" (Ин 12:31. 14:30. 16:11), в его силах показать Иисусу "все царства мира и славу их" (Мф 4:8) "во мгновение времени" (Лк 4:5). Об огромной власти Д. Говорят также тексты Еф 2:2. 6:12. Духовной сущностью Д. Обусловлено и то, что в своем стремлении ввести в искушение он может даже принимать вид "Ангела света" (2Кор 11:14). В прологе к Книге Иова (Иов 1:6 и след. 2:1 и след.) Д. Является перед Богом и говорит с Ним. Отверж. Богом и, след., пред. Окончат. Проклятию, он, тем не менее, согл. Данной книге, все же имеет доступ к небесному Божьему престолу.

Сущность Д. И его действий разъясняется в Ин 8:44. Иисус называет его "человекоубийцей от начала", не устоявшим в истине и лжецом, верным своей сущности, "когда говорит он ложь", ибо он "лжец и отец лжи". Его смертельную ненависть к людям вызывает данное Создателем поручение см. Человеку, как носителю образа Божьего, владычествовать на земле (Быт 1:28). В этой ненависти к людям кроется ненависть Д. К Самому Богу. А ложь, отцом к-рой является Д., означает в своей основе удовлетворение от небытия. Она является стремлением возвести небытие на место сотвор. Богом, и потому доброй в своей сути, действит-сти. Д. Хочет неправды вместо правды, тьмы вместо света. Он хочет смерти вместо жизни. Христос же есть жизнь (Ин 11:25. 14:6).

Д. Стремится поставить себя на место Бога, чтобы его самого считали Богом (ср. 2Фес 2:4). Он хочет быть равным Богу (ср. Быт 3:5), а это гордыня и см. Ложь. 3) любое ДЕЙСТВИЕ ДЬЯВОЛА - это см. Грех. "Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил" (1Ин 3:8). Д. Господствует в воздухе, в злых духах и бесах (Еф 2:2. 6:12. Ср. 1Кор 8:5). Он рысщет по земле и прельщает людей, чтобы совратить их ко греху. Он является пред Богом как противник верующих, как клевещущий на них (Откр 12:10). Д. Ходит по земле, подобно "рыкающему льву" (т.е. Подражая Богу. Ос 11:10. Ср. Ис 31:4), но в отличие от Бога, ищет, кого поглотить. Чтобы ему противостоять, нужно твердо стоять в вере (1Пет 5:8 и след.). Новозаветная Церковь - это камень прет-кновения для действий Д.

В этом мире (ср. Откр 12:17). В конце времен он попытается напрячь свои силы. Ему будет позволено на краткое время обрести кажущееся господство и так развить иск-во искушения (см. Антихрист), что искушение к отпадению станет велико и для избр. (Мф 24:24. Мк 13:22). Но эта власть Д. Призрачна - вдруг, как гром среди ясного неба, явится Христос (Мф 24:27, 30. См. Второе пришествие Иисуса) и положит конец господству Д. На земле (2Фес 2:8. Откр 19:20,21). Д. Будет скован на тысячу лет (Откр 20:1-3. См. Тысячелетнее царство), но затем вновь получит возможность искушать людей - до тех пор, пока Бог окончат. Не уничтожит его (ст. 7-10). Ап. Павел говорит, что Бог "вскоре" сокрушит сатану (Рим 16:20). Между тем Д. Продолжает искушать людей, чтобы помешать Христову делу спасения.

Но власть над смертью отнята у него крестной смертью Иисуса (Евр 2:14 и след.). Д. Способен ослеплять людей, так что они могут не увидеть света благовествования о славе Христа и не прийти к вере во Христа (2Кор 4:3 и след.). Он может унести слово Божье из их сердец (Лк 8:12) и посеять там плевелы (Мф 13:37-39). Он может использовать лжеучителей в качестве своих орудий (2Тим 2:26), может сам обращаться в ангела света, поэтому не удивительно, что его служители выдают себя за служителей правды (2Кор 11:13-15). Но ему не уйти от окончат. Приговора Божьего (Мф 25:41). Неискупл. Мир полон страха перед злыми духами, но Своей Церкви Христос дал власть побеждать их (Мк 16:17. Лк 9:1. Деян 16:18). Верующие победили лукавого (1Ин 2:13 и след.), и там, где они противостоят Д., он бежит от них (Иак 4:7).

Ибо уверовавший во Христа стал чадом оберегающего его Отца Небесного, всемогущего Господа, властвующего и над Д..

Значения в других словарях
Дьявол

(от греч. Diábolos, буквально — клеветник) Сатана (в исламе — Иблис), в учениях некоторых религий (христианстве, исламе и др.) — злой дух или глава злых духов, «нечистой силы», противостоящий богу, толкающий человека к греху, властелин ада, олицетворение зла. ..

Дьявол

ДЬЯВОЛ (от греч. Diabolos) (сатана - черт, Иблис), в некоторых религиях (христианстве, исламе и др.) злой дух или глава злых духов, противостоящий богу. Властелин ада.. ..

Дьявол

- См. БЕС.Источник. Энциклопедия "Русская цивилизация". ..

Дьявол

(греч. Diabolos, "клеветник"), в иудаизме и христианстве обозначение высшего духа зла, антагониста Бога и искусителя человека, иначе называемого сатаной. В еврейской Библии слово "сатан" ("сатана"), примененное к конкретному сверхчеловеческому существу, встречается трижды - в 1 Пар 21:1, Иов 1-2 и Зах 3:1-2. Хотя неоднократно высказывалось мнение, что иудейская вера в сатану сложилась в результате зороастрийских влияний, само это слово является чисто семитским и употреблялось израильтянами с дре..

Дьявол

Восходит к латинскому diabolus или к греческому diabolos. Любопытно, что в языческую эпоху это слово означало всего лишь "клеветник", а значение "сатана", "враг рода человеческого" появилось на заре христианства.. ..

Дьявол

См. Диавол.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910). ..

Дьявол

См. Бес.... ..

Дьявол

Дьявольский и пр. См. Диавол.. ..

Дьявол

М.Злое начало, злой дух. Чёрт, Сатана (по религиозным представлениям). ..

Дьявол

ДЬЯ́ВОЛ -а. М. [греч. Diabolos]. ..

Дьявол

-а, м. В религиозной мифологии. Злой дух, противостоящий Богу, сатана, употр. Как бранное слово, а также в нек-рых выражениях. Умён (хитёр) как д. Кто-н. (очень умён, хитёр. Разг.). Что зад. (выражение раздражения, недоумения. Прост.). Какого дьявола или за каким дьяволом. (зачем, для чего. Прост, неодобр.). Какого дьявола я там не видал. (чего я там не видал, зачем я туда пойду. Прост, неодобр.). Иди ты к дьяволу (убирайся, проваливай. Прост.). II прил. Дьявольский, -ая, -ое.. ..

Дьявол

Дьявола, м. (греч. Diabolos, букв. Клеветник). 1. В религиозных представлениях - злой дух, чорт, сатана. 2. Бранное слово (простореч.). Куда прете, дьяволы. 3. В знач. Междом. Употр. Для выражения досады, недовольства, раздражения (разг. Вульг.). Тьфу, дьявол, что я наделал. Какого дьявола. Или за каким дьяволом. Или на кой дьявол. (разг. Вульг.) - зачем. Для чего?. ..

Дьявол

Восходит к латинскому diabolus или к греческому diabolos. Любопытно, что в языческую эпоху это слово означало всего лишь "клеветник", а значение "сатана", "враг рода человеческого" появилось на заре христианства.. ..

Дьявол

Заимств. Из ст.-сл. Яз., где диаволъ <. Греч. Diabolos «клеветник», а затем — «злой дух», производного от diaballō «клеветать, оговаривать» (от ballō «бросаю, разрушаю»).Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Дьявол

Дья́вол др.-русск., ст.-слав. Диѩволъ διάβολος, болг. Дя́вол, сербохорв. Ђа̏во̑, род. Ђа̏вола, цслав., заимств. Из греч. Διάβολος. См. Фасмер, ИОРЯС 12, 2, 230. Гр.-сл. Эт. 53. Бернекер 1, 199. Ср. Также дед, дёготь.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Дьявол

ДЬЯВОЛ - см. Сатана. ..

Дьявол

(греч. - «клеветник». Одно из значений др.-евр. Satan, арам, satana - «противник», «противодействующий», «обвинитель», «подстрекатель», «наушник») - в иудейской, христианской и исламской религиозных традициях персонификация и владыка мирового зла, главный антагонист Бога.. ..

Дьявол

(от греч. Diabolos. ..

Дьявол

— Сатана, Люцифер, черт.. ..

Дым, курение дыма

1) о Д. Как о признаке пожара говорится в Нав 8:20. Суд 20:40. См. Знамя. 2) нередко Д. В Библии символизирует бренность (Пс 36:20. 101:4. Ис 51:6. Ос 13:3). 3) в Пс 118:83 использован образ пустого меха, к-рый иссох и почернел от Д. 4) Д., к-рый извергается из ноздрей см. Левиафана, - это аллегорич. Образ, используемый в поэтич. Описании (Иов 41:12). 5) Д. Сопутствует явлению славы Божьей (Исх 19:18. Ис 6:4. Откр 15:8). См. Столп облачный. 6) Д. (Быт 19:28. Ис 34:10. Иоил 2:30. Откр 9:2 и след...

Дыхание

Дыхание см. Дух, Святой Дух. ..

Ева

Ева (вероятно, значение этого имени можно передать как "вызывать к жизни", "дарить жизнь"). Е. - имя, данное первым человеком своей жене, к-рой предстояло стать матерью всех живущих (Быт 3:20). По-евр. Это имя звучит как Хавва, что значит "жизнь". Септуагинта передала его в Быт 4:1 как Геуа, откуда и возникла известная нам форма этого имени. В Септуагинте, Быт 3:20, это имя было передано как Дзоэ, т.е. "жизнь". Бог создал Е. Из ребра Адама, погрузив его в глубокий сон (Быт 2:21 и след.). Е. Стал..

Евангелие от Иоанна

I. КЛЮЧ К ЕВАНГЕЛИЮКлюч к Е. От И. Содержится в 1Ин 1:1,3. "Что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни - ...возвещаем вам". Только осязаемость вечного дает возможность благовествовать о нем. Не будь этой осязаемости, вечное осталось бы неведомым для нас. Так Е. От И. Раскрывает перед нами последнюю тайну. Проникая в нее через восприятие осязаемого, мы тем самым приобщаемся к непостижимому!II. ИМЯ АВТОРАИмя автора - Иоанн - стоит в названии четвертого Е. Сам..

Дьявол

(от греч.διάβολος, «клеветник»), сатана (от др.-евр. Šãtãn, «противодействующий », « противник»), мифологический персонаж, олицетворение сил зла («нечистая сила»), противостоящий «доброму началу» - богу. Д. Занимает видное место в христианском вероучении. Аналогичный образ мусульманской мифологии - шайтан, буддийской - мара.Христианский Д. - сложный образ. Корни которого имеют весьма различное и частью очень древнее происхождение. Непосредственными источниками его были, видимо, различные божеств..

Дьявол

Лицо, выдающее себя за пpеступника, но не связанное с ними. ..

Дополнительный поиск Дьявол Дьявол

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дьявол" в словаре Библейская энциклопедия Брокгауза, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дьявол, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 6 символа