Клятва

114

I. ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯВ Синод. Пер. Два евр. Слова переданы словом "клятва". 1) сущ. Шевуа ("клятва") имеет тот же корень, что и числит. Шева ("семь"). Этимологич. Связь этих двух слов невозможно установить (ср. Быт 21:22-32 - Беэршева, Синод. Пер. - Вирсавия = "колодец семи" или "колодец клятвы"). 2) сущ. Ала, в отличие от шевуа, переводится не только как "клятва", но и как "проклятие", "заклинание". В значении "проклятие" это слово употреблено в Лев 5:1. Чис 5:23. 1Цар 14:24 и др. Как "клятва" оно переведено в Быт 26:28. "поставим между нами и тобою клятву, и заключим с тобою союз", - а также в 2Цар 21:7. О К. "поступать по закону Божию" идет речь и в Неем 10:29. II. ФОРМЫ КЛЯТВЫ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕКлявшийся призывал Бога стать свидетелем того, о чем он говорит.

ВЗ знает различные формы К. 1) К., скреплявшая союз (см. Союз, завет) или подтверждавшая договор, могла сопровождаться торжеств. Закланием животных и рассечением их туш (Быт 15:10. 21:28-31. Иер 34:18 и след.). 2) клянущийся поднимал правую руку или обе руки (Быт 14:22. Втор 32:40. Дан 12:7. Откр 10:5), поэтому словосочетание "поднять руку" в нек-рых случаях означает "поклясться" (Исх 6:8. Чис 14:30). 3) иногда приносящий К. Должен был положить руку "под стегно" (бедро) того, кому он клялся (Быт 24:2,9. 47:29). Это могло означать. а) связь с обрядом обрезания. Б) указание на то, что потомство, происходящее из чресел, будет мстителем за возможное нарушение К. 4) в более поздние времена К. Стали приносить перед жертвенником (3Цар 8:31).

III. ФОРМУЛЫ КЛЯТВЫ И ЕЕ СВЯТОСТЬ 1) К. Облекалась в различные формулы. "Бог . Да судит между нами" (Быт 31:53). "да живет душа твоя" (1Цар 1:26. 17:55. 2Цар 14:19). "клянусь жизнью. (указывается, чьей жизнью)" (Быт 14:15. 2Цар 11:11). "жив Господь..." (1Цар 14:39. 19:6. 2Цар 15:21. 3Цар 18:10). "жив Господь и жива душа твоя" (1Цар 20:3). Клятва "небом", "землею", "храмом", "Иерусалимом" (Мф 5:34 и след. 23:16 и след.). К., не содержавшие имени Господа, возникли, вероятно, из опасения нарушить третью заповедь. "Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно..." (Исх 20:7). 2) святость К. Была нерушима. Ложная К., называемая в Библии "ложным свидетельством", каралась таким же наказанием, какое предназначалось обвиненному, чья вина подтверждалась истинными свидетельствами (Исх 20:16.

Лев 19:12. Втор 19:16-19. Пс 14:4. Иер 5:2. 7:9. Иез 16:59. Ос 10:4. Зах 8:17). IV. КЛЯТВА В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИК. Придавалось важное значение в обществ. И полит. Жизни, особенно в судебных разбират-вах. К. В суде всегда имела формулу произносимого судьей заклятия, на к-рое присягающий должен был ответить "аминь" (ср. Чис 5:22. Втор 27:15 и след. Мф 26:63 и след.). К. В суде могла быть либо К. Свидетеля, либо К. Очищения. 1) свидетель должен был произнести К. До допроса. Присягнувший клялся сказать все, что ему известно по данному делу, в соответствии с истиной. Если он о чем-то умалчивал, то считался подлежащим Божьему проклятию. Притч 29:24. "Кто делится с вором, тот ненавидит душу свою. Слышит он проклятие (произносимое судьей заклятие), но не объявляет о том (всей правды)".

Если же утаивший правду позднее хотел избавиться от своей вины, то он мог исповедаться и принести жертву повинности (Лев 5:1,5 и след.). 2) К. Очищения применялась только в том случае, если имело место нанесение ущерба собственности, а истинного виновника выявить не удавалось (Исх 22:7 и след.,10 и след. Лев 6:1 и след. 3Цар 8:31 и след.). Если такая К. Была дана, то дело считалось решенным, и только опровержение со стороны самого покаявшегося могло свидет-вать о ложности этой клятвы. Причиненный ущерб в этом случае подлежал возмещению с добавлением одной пятой от его величины, а во искупление допущенной несправедливости виновный (лжесвидетель) приносил жертву повинности. V. ОПАСНОСТИ, СВЯЗАННЫЕ С КЛЯТВОЙТретья заповедь запрещает опрометчивые К.

И ложные свидет-ва. Поскольку К. Была призывом к Господу, то Писание запрещает клясться идолами (Иер 5:7. 12:16. Соф 1:5). Израильтяне легко прибегали к К., чтобы придать своим утверждениям дополнит. Вес, поэтому Иисус запретил Своим ученикам клясться (Мф 5:34). Святым, стоящим во свете Божьем и в истине, К. Не нужна. Т.о., запрет, наложенный Иисусом, касается не К. Как таковой, а такого обращения с истиной, к-рое вызывает необходимость К. След., запрет Иисуса не касается К. Такого рода, к-рые требует гос-во. Сам Христос часто заканчивал речи, обращенные к народу, ученикам и особенно к Своим врагам, двойным "аминь" ("истинно, истинно") - Ин 1:51. 5:19,24 и след. 10:1,7. 12:24. 14:12. 21:18). Павел также клятвенно заверял сказанное им в посланиях, адресованных еще неокрепшим в вере церквам (Рим 1:9.

2Кор 1:23. 11:31. Флп 1:8. 1Фес 2:5,10). О том, как легковесно в сравнении с этим выглядит К., основанная лишь на вере человека в собств. Силы, убедительно свидет-вует пример Петра (Мф 26:72,74).VI. КЛЯТВА БОЖЬЯПо свидетву Библии, Бог сопровождает К. Великие обетования Своим избранникам (Быт 22:16. Пс 88:4 и след. 109:4. 131:11. Евр 6:13 и след.,17. 7:21), а также предвозвещения Суда (Втор 1:34 и след. 1Цар 3:14. Пс 94:11. Ам 4:2). Подкрепляя незыблемость Своих обещаний, Он клянется Самим Собой..

Значения в других словарях
Клятва

Уверение другого в истинности чего-либо сказанного или сделанного. Затем клятва — призывание Бога во свидетели истинно сказанного, касающегося настоящих, прошедших или будущих фактов, действий и пр., поскольку они зависят от человека. Клятва, приносимая по требованию государственной власти, носит наименование присяги. Клятва не противоречит Закону Божию. Надо заметить, что некоторые относились к клятве отрицательно, напр., граф Л.Н. Толстой. В Ветхом Завете не раз говорится о клятве — Бог клялся..

Клятва

Аннибалова (Аннибаловская, Ганнибалова) клятва. Книжн. Высок. Твёрдая решимость бороться с кем-л., чем-л. До конца. Обещание неизменно следовать своим идеалам. /em> Выражение из античной истории. БМС 1998, 266. БТС, 40. ФСРЯ, 200.. ..

Клятва

КлятваРечь * Афоризм * Болтливость * Грамотность * Диалог * Клевета * Красноречие * Краткость * Крик * Критика * Лесть * Молчание * Мысль * Насмешка * Обещание * Острота * Похвала * Русский язык * Слово * Сплетня * Спор * Шутка * ЯзыкОбещание (Клятва, Обет, Обязательство) - Некоторые дают обещания ради удовольствия их нарушить. -•Хэзлитт, Гэзлит Уильям (Hazlitt) Клятва есть ручательство, бесполезное с людьми честными и обманчивое с прочими. -•Декурсель Крошечный добрый поступок лучше, чем самые ..

Клятва

Божба, присяга, обет, зарок.. ..

Клятва

Аннибалова (Аннибаловская, Ганнибалова), вековая, великая, вечная, горячая, громкая, громогласная (устар.), железная, искренняя, легкокрылая (устар. Поэт.), любовная, незыблемая, нерушимая, роковая (устар. Поэт.), святая, смертная, страшная, твердая, торжественная, тяжкая. Гиперболическая, надутая, рукокровная, рукописная.. ..

Клятва

Ж.1) Торжественное обещание, уверение, подкрепляемое иногда упоминанием чего-л. Священного, дорогого для того, кто обещает, уверяет.2) а) устар. Проклятие.б) Временное отлучение от церкви, сопровождаемое обрядом проклятия.. ..

Клятва

КЛЯ́ТВА -ы. Ж. Торжественное уверение в чём-л., обещание, подкреплённое упоминанием чего-л. Священного для того, кто уверяет, обещает. Дать клятву. Сдержать клятву. Нарушить клятву. * И клятву верности сдержали Мы в бородинский бой (Лермонтов).. ..

Клятва

-ы, ж. Торжественное обещание, уверение. К. Верности или в верности. Дать, нарушить клятву. К. Гиппократа (у начинающих врачей. Торжественная клятва в верности медицинскому долгу). II прил. Клятвенный, -ая, -ое. К. Обет.. ..

Клятва

Клятвы, ж. Торжественное утверждение, уверение, подкрепленное упоминанием чего-н. Священного, ценного, авторитетного, присяга. Дать клятву кому-н. Клятва в верности или верности. Взять клятву с кого-н. Разрешить кого-н. От клятвы. Преступить клятву. Клятву верности сдержали. Лермонтов. Аннибалова или Аннибаловская клятва (книжн.) - особенно серьезная, важная, на всю жизнь (знаменитый карфагенский полководец 3 в. До хр. Э. Аннибал девятилетним мальчиком, по преданию, дал отцу пред алтарем клятву ..

Клятва

Общеслав. Суф. Производное от *klęti «присягать, давать клятву». См. Клясть, заклинать.Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Клятва

Старославянское – клятва.. ..

Клятва

Кля́тва ст.-слав. Клѩтва κατάρα, ἀρά (Супр.), болг. Кле́тва, сербохорв. Кле̑тва "проклятие", др.-чеш. Klatva, kletva "проклятие, отлучение от церкви", польск. Klątwa. От кляну́, клясть.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Клятва

-обещание или заверение, в свидетели которых призывается Бог. Произносилась клятва в древности с поднятием руки (Быт 14.22). Имеет также смысл. Отделение, предание Богу-как заклятие и проклятие (Чис 5.21. Дан 9.11. Гал 3.13). (См. Заклятие, проклятие). ..

Ключ, затворять

I. 1) о том, что дома в Палестине закрывались на замок, упоминается неоднокр. (Мф 25:10. Лк 11:7. 13:25. Ин 20:19. Деян 12:14). В самом же доме закрывалось на К. Только одно помещение, "кладовая" (Мф 6:6, в Синод. Пер. - "комната") - не имеющая окон каморка для хранения запасов. Для замыкания дверей (Песн 5:5) и гор. Ворот служили запоры (Втор 3:5. 2Пар 8:5), к-рые можно было открыть только К. (см. Суд 16:3). Эти К., по всей видимости (особенно это касается К. От ворот дворцов или от гор. Ворот..

Клянущийся ложно, клятвопреступник

Клянущийся ложно, клятвопреступник, всякий, кто перед судом и под присягой, сопровождающейся призыванием имени Божьего, сознат. Дает ложные показания или о ч.-л. Умалчивает (Иер 7:9. Зах 5:3. Мал 3:5. 1Тим 1:10). См. Клятва, IV и VI.. ..

Клятвопреступник

Клятвопреступник см. Клянущийся ложно, клятвопреступник.. ..

Книга

I. РАННИЙ ПЕРИОДКогда в Библии упоминается К. (в особенности это касается древнейших времен, напр. Исх 17:14), то имеется в виду свиток из папируса или кожи. Несомненно, в это время в Израиле существовали и глиняные таблички (ср. Скрижали завета), но в евр. Яз. Они назывались не К. (сефер, также - "свиток"), а табличками (луах). Словом луах называются также две каменные скрижали завета (Исх 31:18 и т.д.). Маловероятно, что во времена Моисея все еще существовали свитки из кожи, т.к. В Египте задо..

Клятва

- торжественное обращение к Всемогущему Богу, верному и нелицемерному Свидетелю того, что утверждается или отрицается. У Евреев была прямая и непрямая. Непосредственное обращение к Богу, как к Верховному Свидетелю, было дозволено Законом (Втор.6:13 ), и она выражалась в различных формах. Так например выражения. Господь между мною и тобою (Быт.16:5 ) пусть будет Судьей. Жив Господь. (2Цар.12:5 ). Пусть то и сделает мне Господь (Руф.1:17 ). Свидетель мне Бог (Рим.1:9 ). О клятвах, составлявших неп..

Дополнительный поиск Клятва Клятва

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Клятва" в словаре Библейская энциклопедия Брокгауза, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Клятва, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 6 символа