Клятва
I. ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯВ Синод. Пер. Два евр. Слова переданы словом "клятва". 1) сущ. Шевуа ("клятва") имеет тот же корень, что и числит. Шева ("семь"). Этимологич. Связь этих двух слов невозможно установить (ср. Быт 21:22-32 - Беэршева, Синод. Пер. - Вирсавия = "колодец семи" или "колодец клятвы"). 2) сущ. Ала, в отличие от шевуа, переводится не только как "клятва", но и как "проклятие", "заклинание". В значении "проклятие" это слово употреблено в Лев 5:1. Чис 5:23. 1Цар 14:24 и др. Как "клятва" оно переведено в Быт 26:28. "поставим между нами и тобою клятву, и заключим с тобою союз", - а также в 2Цар 21:7. О К. "поступать по закону Божию" идет речь и в Неем 10:29. II. ФОРМЫ КЛЯТВЫ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕКлявшийся призывал Бога стать свидетелем того, о чем он говорит.
ВЗ знает различные формы К. 1) К., скреплявшая союз (см. Союз, завет) или подтверждавшая договор, могла сопровождаться торжеств. Закланием животных и рассечением их туш (Быт 15:10. 21:28-31. Иер 34:18 и след.). 2) клянущийся поднимал правую руку или обе руки (Быт 14:22. Втор 32:40. Дан 12:7. Откр 10:5), поэтому словосочетание "поднять руку" в нек-рых случаях означает "поклясться" (Исх 6:8. Чис 14:30). 3) иногда приносящий К. Должен был положить руку "под стегно" (бедро) того, кому он клялся (Быт 24:2,9. 47:29). Это могло означать. а) связь с обрядом обрезания. Б) указание на то, что потомство, происходящее из чресел, будет мстителем за возможное нарушение К. 4) в более поздние времена К. Стали приносить перед жертвенником (3Цар 8:31).
III. ФОРМУЛЫ КЛЯТВЫ И ЕЕ СВЯТОСТЬ 1) К. Облекалась в различные формулы. "Бог . Да судит между нами" (Быт 31:53). "да живет душа твоя" (1Цар 1:26. 17:55. 2Цар 14:19). "клянусь жизнью. (указывается, чьей жизнью)" (Быт 14:15. 2Цар 11:11). "жив Господь..." (1Цар 14:39. 19:6. 2Цар 15:21. 3Цар 18:10). "жив Господь и жива душа твоя" (1Цар 20:3). Клятва "небом", "землею", "храмом", "Иерусалимом" (Мф 5:34 и след. 23:16 и след.). К., не содержавшие имени Господа, возникли, вероятно, из опасения нарушить третью заповедь. "Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно..." (Исх 20:7). 2) святость К. Была нерушима. Ложная К., называемая в Библии "ложным свидетельством", каралась таким же наказанием, какое предназначалось обвиненному, чья вина подтверждалась истинными свидетельствами (Исх 20:16.
Лев 19:12. Втор 19:16-19. Пс 14:4. Иер 5:2. 7:9. Иез 16:59. Ос 10:4. Зах 8:17). IV. КЛЯТВА В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИК. Придавалось важное значение в обществ. И полит. Жизни, особенно в судебных разбират-вах. К. В суде всегда имела формулу произносимого судьей заклятия, на к-рое присягающий должен был ответить "аминь" (ср. Чис 5:22. Втор 27:15 и след. Мф 26:63 и след.). К. В суде могла быть либо К. Свидетеля, либо К. Очищения. 1) свидетель должен был произнести К. До допроса. Присягнувший клялся сказать все, что ему известно по данному делу, в соответствии с истиной. Если он о чем-то умалчивал, то считался подлежащим Божьему проклятию. Притч 29:24. "Кто делится с вором, тот ненавидит душу свою. Слышит он проклятие (произносимое судьей заклятие), но не объявляет о том (всей правды)".
Если же утаивший правду позднее хотел избавиться от своей вины, то он мог исповедаться и принести жертву повинности (Лев 5:1,5 и след.). 2) К. Очищения применялась только в том случае, если имело место нанесение ущерба собственности, а истинного виновника выявить не удавалось (Исх 22:7 и след.,10 и след. Лев 6:1 и след. 3Цар 8:31 и след.). Если такая К. Была дана, то дело считалось решенным, и только опровержение со стороны самого покаявшегося могло свидет-вать о ложности этой клятвы. Причиненный ущерб в этом случае подлежал возмещению с добавлением одной пятой от его величины, а во искупление допущенной несправедливости виновный (лжесвидетель) приносил жертву повинности. V. ОПАСНОСТИ, СВЯЗАННЫЕ С КЛЯТВОЙТретья заповедь запрещает опрометчивые К.
И ложные свидет-ва. Поскольку К. Была призывом к Господу, то Писание запрещает клясться идолами (Иер 5:7. 12:16. Соф 1:5). Израильтяне легко прибегали к К., чтобы придать своим утверждениям дополнит. Вес, поэтому Иисус запретил Своим ученикам клясться (Мф 5:34). Святым, стоящим во свете Божьем и в истине, К. Не нужна. Т.о., запрет, наложенный Иисусом, касается не К. Как таковой, а такого обращения с истиной, к-рое вызывает необходимость К. След., запрет Иисуса не касается К. Такого рода, к-рые требует гос-во. Сам Христос часто заканчивал речи, обращенные к народу, ученикам и особенно к Своим врагам, двойным "аминь" ("истинно, истинно") - Ин 1:51. 5:19,24 и след. 10:1,7. 12:24. 14:12. 21:18). Павел также клятвенно заверял сказанное им в посланиях, адресованных еще неокрепшим в вере церквам (Рим 1:9.
2Кор 1:23. 11:31. Флп 1:8. 1Фес 2:5,10). О том, как легковесно в сравнении с этим выглядит К., основанная лишь на вере человека в собств. Силы, убедительно свидет-вует пример Петра (Мф 26:72,74).VI. КЛЯТВА БОЖЬЯПо свидетву Библии, Бог сопровождает К. Великие обетования Своим избранникам (Быт 22:16. Пс 88:4 и след. 109:4. 131:11. Евр 6:13 и след.,17. 7:21), а также предвозвещения Суда (Втор 1:34 и след. 1Цар 3:14. Пс 94:11. Ам 4:2). Подкрепляя незыблемость Своих обещаний, Он клянется Самим Собой..
Дополнительный поиск Клятва
На нашем сайте Вы найдете значение "Клятва" в словаре Библейская энциклопедия Брокгауза, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Клятва, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 6 символа