Покаяние, каяться

98

I. ПЕРЕВОДСлово "каяться", к-рым в Синод. Пер. Передается ряд евр. И греч. Слов (евр. Шув, "обратиться", "возвратиться", нахам, "сожалеть о чем-либо", "раскаиваться в чем-либо" и греч. Метаноэйн, "изменять образ мыслей") часто трактуется только в значении греч. Метаноэйн - "изменять образ мыслей". Однако подобное толкование слишком односторонне. Греч. Слово метанойа ("покаяние") в своем значении восходит к ВЗ, передавая смысловое содержание евр. Слова шув (хотя в Септуагинте шув передается как эпистрэфэйн - "оборачиваться", "возвращаться"). Слово шув имеет более широкое значение, чем просто "духовный процесс изменения взглядов". Оно относится к существу человека и обозначает его полное обращение к Яхве. Это выражается в повиновении Божьей воле, в доверии к Господу, в отказе от помощи других богов и людей (в частн., от вступления в воен.

Коалиции с язычниками), в недопущении злых и богопротивных поступков. Все это присутствует и в новозаветном понятии "П.", к-рое существенно обедняется, когда его сводят к значению слова метанойа.II. КТО ПРИВОДИТ К ПОКАЯНИЮВ Библии ясно говорится, что к П. Приводит Сам Бог, Его благость (Рим 2:4). Бог обращает Свой народ, и народ кается (Иер 31:19). Он устанавливает связь с человеком и приближает Царство Небесное (Мф 3:2). В Своем Сыне Иисусе Христе Бог призывает людей обратиться (Мф 4:17. 9:13), даруя П. Не только Своему народу Израилю, но и язычникам (Деян 11:18). Бог не хочет смерти "беззаконника", Он желает, чтобы грешник "обратился от путей своих и был жив" (Иез 18:23). П., к к-рому призывают апостолы (Деян 2:38), - это не насилие человека над собой и не свидет-во его внутр.

Смятения, а обращение к Иисусу Христу, Который "пришел взыскать и спасти погибшее" (Мф 18:11). Из притчи о блудном сыне (Лк 15) становится ясно, что П. Человека заключается в исповедании (см. Исповедание, исповедовать) им своей вины (ст. 21. Ср. Иов 42:6. Пр 28:13. 1Ин 1:9) не только перед Богом, но, если необходимо, и перед человеком (Иак 5:16). Обращение невозможно без веры и надежды, основанных на жертв. Смерти Иисуса Христа (Лк 24:47).III. ВНЕШНЕЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ПОКАЯНИЯП. И обращение начинаются с отказа от самооправдания и, возм., даже с отказа человека от своей предыдущей жизни. Это может сопровождаться внешними проявлениями. Постом (Иоил 2:12. Иона 3:5), плачем (Мф 26:75. Лк 7:37 и след.), разрыванием одежд (3Цар 21:27. Езд 9:3), облачением в траур (Иона 3:5) и биением себя в грудь (Лк 18:13).

Пророки во все времена выступали против внешнего П., не сопровождавшегося искренним обращением. Иоиль призывает вместо разрывания одежд "раздирать" сердца (Иоил 2:12 и след.), а Иоанн Креститель предостерегает от внешнего притворства, оставляющего в забвении "достойный плод покаяния" (Мф 3:7 и след.). Истинное П., начинающееся с признания собств. Вины (Иов 42:6), ведет к совершению праведных поступков (Деян 26:20), включая отказ от прежнего образа жизни (Рим 6:1 и след.).IV. ПОКАЯНИЕ И НАЧАЛО НОВОЙ ЖИЗНИП. Тесно связано с верой, возрождением и крещением (Мк 1:15. Лк 24:47. Деян 2:38). Именно эту связь имел, вероятно, в виду автор Послания к Евреям, когда писал о возможности покаяться лишь единожды (Евр 6:4-6.

Ср. 12:17). Т.о., несмотря на безграничность Божьей милости, возможность к П. Имеет свои пределы. Человек кается однажды, как однажды принес Себя в жертву Христос (Евр 7:27. 9:12. 10:10). Сознат. Совершение тяжкого греха может сделать П. Невозможным, т.к. Истинное П. Включает не только признание вины, но и отказ от греховных поступков. Отказ покаяться приводит к ожесточению человека (ср. Рим 9:18). После Второго пришествия Иисуса П. Станет невозможным. Именно поэтому в Сир 18:22 звучит призыв не откладывать обращение и П. До смертного одра (что было обычным явлением в древней Церкви). Наряду с П. Как поступком, совершаемым лишь однажды на пути обращения к Богу, существует повседневное П., каждый раз заново подтверждающее уже совершенное однажды.

"умерли со Христом" (Рим 6:8), "умер однажды", но, несмотря на это, необходимо "почитать себя мертвыми". Решение обратиться не принимается каждый раз заново, но по-стоянно подтверждается и укрепляется.V. ПРОПОВЕДИ О ПОКАЯНИИ В БИБЛИИВ Библии содержится множество проповедей о П. Главными проповедниками П. В ВЗ были Иеремия (Иер 2. 3), Амос (Ам 5), Иона (см. Иона 3), а в НЗ - Иоанн Креститель (Мф 3:1 и след.). Эту традицию продолжил Иисус, а ап. Петр ввел ее в древней Церкви (см. Деян 2:14 и след.,37 и след.). В проповеди о П. Человеку указываются пути Господни (Ис 55:7 и след. Иер 25:5) и обличаются его собственные "злые пути", ведущие к несправедливости (Ам 3:10) и в конечном итоге - к смерти (Иер 21:8 и след.). Эта проповедь отнюдь не призвана повергнуть слушателя в отчаяние, она открывает ему путь спасения (Ам 9:11 и след.

Лк 3:18). В этом и заключается ее отличие от предсказаний грядущих бед. Следствием истинной проповеди П. Является обращение грешника, принятие им Евангелия (Мк 1:15) и прощение грехов (Лк 24:47. Деян 5:31 и др.). Церковь по повелению Христа возлагает на себя миссию проповедовать П. Всему человечеству (Лк 24:47. Деян 17:30). См. Обращение, обратить, обратиться..

Значения в других словарях
Познание, познавать

Познание, познавать. В др.-евр. Мышлении (и в сформировавшемся под его влиянием мышлении новозаветном) понятие "познание" (евр. Яда) определяется прежде всего отношением человека к Богу. I. ПОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ СОЗДАННОГО БОГОМ МИРА 1) Бог даровал людям естественную способность П. "Все соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца" (Еккл 3:11). Способность П. Земные явления еще не дает человеку истинного и..

Позорище

Позорище (греч. Театрон, "зрелище", "театр"). Павел (1Кор 4:9) сравнивает жизнь и предназначение апостола с борьбой "приговоренных к смерти" гладиаторов, к-рые в антич. Цирковых представлениях должны были бороться друг с другом и с дикими зверями. Такое представление проходило на глазах жаждущей зрелищ публики. Подобно этому, борьбу христиан наблюдают два мира - видимый и невидимый (ангелы). Когда во время гонений на христиан вместо гладиаторов на арену стали выпускать осужд. Христиан, метафора ..

Покой, почить, успокоиться

Покой, почить, успокоиться - этими словами в Библии передается как состояние Бога, так и состояние человека по окончании дел. Выражение "почить от дел" встречается и в начале Библии (Быт 2:2), и в ее конце (Откр 14:13). Истинный П. Означает общение с Богом и предполагает соблюдение Его установлений. П., установившийся по сотворении мира, был разрушен грехопадением человека. С тех пор в мире царствует беспокойство (Еккл 2:23), проявляющееся в разнообразных формах. Грех привел человека к тому, что..

Поколение Зарино

Поколение Зарино см. Зерах (2 и 3).. ..

Дополнительный поиск Покаяние, каяться Покаяние, каяться

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Покаяние, каяться" в словаре Библейская энциклопедия Брокгауза, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Покаяние, каяться, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 17 символа