Проповедь, проповедовать, проповедник

86

Новейшие исследования показывают, что в Библии слово "проповедь" означает нечто иное, чем то, что сегодня подразумевается под упорядоченной церк. П. Это понятие в совр. Его понимании вообще не встречается в Библии, оно не было знакомо древней Церкви.I. В ВЗ для передачи понятий "проповедь", "проповедовать","проповедник" использовались разные др.-евр. Слова. Так, в псалмах и книгах пророков говорится о возвещении правды (Пс 21:32), Божьего града (Пс 86:3), мира (Ис 52:7). В ВЗ часто используются такие выражения, как "славить и восхвалять Бога", "возвещать Божие имя, спасение, праведность, чудеса, славу, истину". Такого рода возвещение не было связано с опред. Местом, временем или облечено в конкретные формы. См. Пророки осознавали себя "устами Божиими", призванными возвещать Божью волю и Его предначертания (Иер 15:19).

Нередко библ. Пророки испытывали глубокое волнение и были полностью поглощены данными им поручениями (Иер 20:7-9). Часто их пророчества были исполнены поэтич. Вдохновения и находили выражение в соотв. Лит. Формах. В евр. Текстах нередко встречаются типичные для поэтич. Жанров приемы - вост. Цветистость стиха, аллитерация (у Амоса, Исаии, Михея, Наума и др.). Эти мужи Божьи осознавали себя пророками и провозвестниками Всевышнего (Пс 104:1. Ис 40:6. Иер 2:2. 11:6. Иона 1:2. 3:2. Мих 3:5. Зах 1:14). Слова, переведенные в Исх 36:6. 2 Пар 24:9. Дан 5:29. Ос 5:8 как "объявлять", "возвещать", "провозглашать", "возглашать" или "проповедовать", обозначают возгласы, вопли, ликование, звуки набата. Пророк должен был возвещать только слово Господа, а не навязывать собственные идеи и мечтания, как это делали лжепророки (Иер 14:14.

23:28). Поручая человеку быть Своим посланником, Господь Бог не принимал во внимание ни его возраст, ни сословную принадлежность, ни происхождение (Иер 1:6. Иез 3:1. Иона 1:2). От пророка не зависело, даст ли его проповедь плоды. Часто его деят-сть не приносила видимого успеха (см. Иеремия), но ему дано было знать, что Божье слово "не возвращается тщетным" (Ис 55:11). Важно отметить, что ветхозаветная П. Нередко (прежде всего у Иезекииля) сопровождалась символич. Дей-ствиями. К-рые особенно запоминались слушателям. Иер 27:2 (возлож. На шею дерев. Ярмо). Иез 12:1-7 (проломленная стена) и др. П. II. ПРОПОВЕДЬ В НЗ. 1) В НЗ встречается большое количество слов и выражений, обозначающих служение благовествования. Отчасти это разнообразие сохраняется и в переводах.

Ниже приводятся наиб. Часто употребляемые греч. Глаголы, обознач. П. Кэрюс-сейн = "публично, во всеуслышание объявлять" (Мк 1:45. 5:20. Лк 8:39). Эвангелидзейн = "возвещать Благую Весть", "благовествовать" (Мф 11:5. Деян 16:10. Рим 1:15. 1 Кор 1:17). Дидаскейн = "учить" (подразумевается обстоят., длит. Проповедь-наставление) (Мф 4:23. 7:29. 9:35. Мк 4:2). Мартюрейн = "свидетельствовать", т.е. "распространять знания о Боге и о Христе на основании собственного опыта веры". Иисус, апостолы и древняя Церковь придавали свидет-ву огромное значение (Лк 4:22. Ин 1:15. 1 Ин 1:2);2) ПРОПОВЕДНИКИ В НЗ. А) иудеи проповедовали Закон (Деян 15:21), т.е. По субботам в синагогах зачитывали и истолковывали тексты ВЗ (см. Училище). Эту богослужебную форму Иисус и апостолы использовали для П.

Евангелия (Лк 4:16и след. Деян 13:14 и след.);б) Иоанн Креститель проповедовал пришествие Мессии, и в пустыне прозвучал его призыв к покаянию (Мф 3:1. Мк 1:3. Лк 3:3). Приходивших к нему людей он пробуждал от духовного сна призывом. "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Мф 3:2). Этот призыв, в к-ром соединились Закон и Евангелие, был услышан евр. Народом. Многие покаялись в грехах и приняли крещение (Мк 1:5).Это крещение пробужденных явилось предвосхищением прощения грехов Мессией (Деян 13:23-25). Благовествование и крещение Иоанна были только указанием на грядущего Спасителя (Ин 1:29);в) спасение в его полноте принес на землю Божий Сын Иисус Христос. В Его земной жизни благовествование было не только призывом, провозвещением грядущего, но и осуществлением самого спасения.

Иисус был Вестником, Посланником Отца (Ин 17:3) и вместе с тем Сутью той Вести, к-рую Он нес (Лк 4:18,21. См. Вера, 11,2). К Своему народу Он явился как воплощенное Царство Божье (Мф 12:28. Лк 17:21. Ин 1:26). Иисус не делал докладов о сути и значении Царства Божьего, Он провозглашал наступление этого Царства всюду, где пребывал. Иисус вещал на горе (Мф 5-7),в домах и синагогах (Мф 4:23), на берегу моря (Мк 2:13), в городах и селениях, на рыночных площадях, в храме (Лк 20:1). Его П. Принимали форму притчи, они изобиловали сравнениями, поучениями, призывами. Но главное заключалось не в речах Иисуса, а в самой Его жизни, в Его страданиях, смерти и воскресении. В Нем Царство Божье открылось во плоти. Умерший на кресте Спаситель принес весть спасения и тем, кто погиб при потопе во времена Ноя, так что и пребывающим в царстве мертвых всемогущее слово Иисуса открыло возможность спасения (1Пет 3:19 и след.).

Превознесенный и воссевший одесную Бога Иисус продолжает говорить с нами через Своих посланцев. В П. Евангелия действует Сам Господь (Лк 10:16. Рим 10:14,17);г) исцеленные Иисусом сами становились проповедниками великого Божьего подвига спасения (Мк 1:44,45. 7:36). Одни рассказывали о сотворенных Иисусом чудесах по Его поручению, другие говорили об этом вопреки Его запрету. Этим запретом Иисус хотел показать, что для Него важнее убедить людей, а не поразить их чудесами;д) Иисус посылал проповедовать Своих учеников и апостолов (Мк 6:12. Мф 10:7). Только призвание и направление Самим Господом дают полномочия на совершение про-поведнич. Служения. Вначале апостолы проповедовали ту же весть, что Иоанн Креститель и Сам Иисус.

"Приблизилось Царство Небесное" (Мф 10:7). Воскресший Господь повторил Свое повеление, послав учеников проповедовать и уполномочив их действовать от Его имени (Мф 28:18-20. Мк 16:15-18. Ин 20:21-23). Эти полномочия стали действенными через сошествие на учеников Святого Духа (см. Дух, Святой Дух) (Деян 1:8. 2:1 и след.). С этого момента апостолы стали миссионерами и разошлись по всему миру. Одноврем. Их Весть получила новое и окончат, содержание. Отныне они проповедовали Иисуса Христа как распятого, воскресшего и грядущего Господа(1Кор 1:23). 3) СОДЕРЖАНИЕ НОВОЗАВЕТНОГО БЛАГОВЕСТВОВАНИЯ. Предметом новозаветной П. Является Иисус Христос, но весть о Христе включает в себя несколько аспектов. А) П. Царства Божьего, наступившего в Иисусе Христе (Мф 9:35), означает, что Христос - Господь (2Кор 4:5), потому что Ему будет принадлежать "царство мира" (Откр 11:15).

Цель Евангелия не только блаженство (см. Блаженный) отдельной личности, но и спасение человечества и всей Вселенной;б) вместе с Царством Божьим проповедуется и примирение (2Кор 5:18). Важнейшая часть этой П. - призыв к покаянию (см. Покаяние, каяться) (Мф 3:2. 4:17). Без него нет доступа в Царство Божье (Ин 3:3);в) за покаянием следует см. Вера (Евр 6:1), из к-рой только и может возникнуть новая жизнь. Петр называет веру испытанной и драгоценной (1Пет 1:7), и Павел не устает проповедовать ее как единств, путь к спасению (Рим 1:16. 3:22,28. 4:3,5. 9:33. 10:9 и след. 1 Кор 1:21. Гал 2:16);г) призыву к вере сопутствует П. Оправдания (см. Оправдание), к-рое Бог дарует верующему (2Кор 3:9). Это оправдание, приобретенное страданиями Иисуса Христа (Рим 5:18), Бог дарует покаявшемуся и верующему грешнику (Рим 3:23-28.

4:5. 2 Кор 3:9);д) средоточием всего новозаветного благовествования является Иисус Христос, распятый и воскресший (Деян 9:20;Рим 14:24. 1 Кор 1:23. 15:14). П.покаяния и веры (Деян 20:21) наделена действенной силой. Она есть "для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь" (2Кор 2:1б). Для одних Евангелие - соблазн и безумие, для других - Божья сила и Божья премудрость (1Кор 1:23 и след.). Отчужденный от Бога мир воспринимает Весть о кресте как нечто возмутительное и раздражающее и, по наущению сатаны (Откр 12:13), преследует свидетелей Иисуса (Мф 5:10-12. 10:22. 2 Тим 3:11,12). 4) РОЛЬ ПРОПОВЕДНИКА В РАСПРОСТРАНЕНИИ НОВОЗАВЕТНОЙ ПРОПОВЕДИ. А) Господь призывает и направляет проповедника Евангелия.

"И как проповедовать, если не будут посланы?" (Рим 10:15. Ср. Мк 3:14. Лк 4:18. 9:2. Деян 26:16-18). Только такие проповедники уполномочены Господом и имеют необходимые для проповеди дарования. Тот, кто не был послан, но проповедует, лишь создает видимость, что имеет такое дарование. Истинный проповедник благовествует по "необходимой обязанности" (1Кор 9:16);б) проповедник Евангелия сам остается в тени, выдвигая на первый план Благую Весть (2Кор 4:5). Горе ему, если он проповедует самого себя. Слово кэрюкс ("глашатай") встречается в НЗ очень редко (напр., в 2Тим 1:11. 1 Тим 2:7. 2 Пет 2:5), поскольку все внимание сосредоточено на вести, а не на вестнике. Благовестники нередко подвергаются опасностям. В мире врагов Евангелия они "как овцы среди волков" (Мф 10:16).

Вестник может быть закован в кандалы, "но для слова Божия нет уз" (2Тим 2:9). Жизнь проповедника должна соответствовать его П., иначе он становится недостойным великой миссии (1Кор 9:27. Рим 2:21). Несоответствие между жизнью и П. Делает служение бесплодным. В) суть П. Заключается не во вдохновенных человеч. Словах, а в действии Духа, Который побуждает слушателей к принятию решения (1Кор 2:4). Г) проповедник благовествует не для того, чтобы угождать людям (Гал 1:10) или "льстить их слуху" (2Тим 4:3). Он несет людям всё, что может служить их временному и вечному спасению. Он проповедует Евангелие "во время и не во время", публично и каждому в отдельности, открыто неся людям весть о спасении (2Тим 4:2). При этом с любовью и готовностью к самопожертвованию проповедник вникает в нужды своих слушателей (1Кор 9:19 и след.

2 Тим 2:15), прокладывая т.о. Путь к их сердцам. 5) СЛУШАТЕЛИ. Цель П. - не в том, чтобы слушатели просто поняли сказанное и согласились с ним, а в том, чтобы они уверовали в Бога (2Кор 2:4,5. Рим 10:10,17). Из веры произрастает см. Послушание, повиновение, слушаться, повиноваться (Рим 1:5), к-рое Бог также "производит" в верующем (Флп 2:12,13. Еф 2:8-10). Поскольку вера произрастает из восприятия слова Божьего, то у веры и П. Одно и то же содержание. Иисус Христос, распятый и воскресший Господь..

Значения в других словарях
Прообраз

См. Образец, пример, прообраз.. ..

Пропитание

I.см. Трапеза (III).II. Ученики Господа не должны отягощать своих сердец заботами о еде (Лк 21:34), поскольку Отец Небесный, питающий птиц, позаботится и о пропитании Своих детей (Мф 6:26. Лк 12:24). Иисус учит, что проповедующий Евангелие должен жить от благовествования (1Кор 9:14). Aп. Павел ссылается здесь на (Лк 10:7).. ..

Пророк

I. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА. Греч. Слово профетес, к-рым в НЗ передается понятие пророк", означает "глашатай", "вещатель", причем довольно часто здесь подразумевается предсказатель будущего. В ВЗ наряду с самым употребит. В евр. Яз. Словом нави (возм., "вещатель", "глашатай", но скорее всего "призванный") иногда встречаются слова роэ (в Синод. Пер. - "прозорливец", 1Цар 9:9. 1 Пар 9:22. 29:29), хозэ (в Синод, пер. - "прозорливец", 2Цар 24:11. "провидец", Aм 7:12. Оба эти слова содержат намек на способ вос..

Пророчество, пророчествовать

I. Под П. Библия понимает см. Откровение, данное человеку посредством Духа Божьего. В НЗ П. Причислено к дарам Духа (см. Дар, дарование ), о к-рых должны "ревновать" все верующие (1Кор 14:1,5,39). Хотя "орудием" П. Всегда является человек, верующие с уверенностью принимают откровение как слово Бога, что позволяет им утверждать. "Дух Святой сказал..." (Деян 13:2), "Дух Святой свидетельствует..." (Деян 20:23) или "...Дух говорит церквам" (Откр 2:29). Речь идет о Божьих откровениях, к-рые невозможн..

Дополнительный поиск Проповедь, проповедовать, проповедник Проповедь, проповедовать, проповедник

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Проповедь, проповедовать, проповедник" в словаре Библейская энциклопедия Брокгауза, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Проповедь, проповедовать, проповедник, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 37 символа