Родословие

154

I. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ 1) Р. - это список лиц, перечисленных в хронологич. Порядке по семьям, родам или племенам (коленам). Почти все древние народы с развитой культурой уделяли большое внимание Р., что нашло свое отражение в обширной литературе по генеалогии. Предметом древней историографии была в первую очередь история династий и племен. 2) в Библии Р. Встречаются прежде всего в книгах Бытие. Числа. Руфь. 1Паралипоменон. Ездры. Неемии. Матфея и Луки. Большинство Р. Относится ко времени, предшествовавшему образованию Израильского царства, но и в более поздний период, напр. После вавил. Плена (Езд. Неем), Р. Играли большую роль. 3) особое значение придавалось собственно родословным спискам (см., напр., Быт 5. 11. 25. 36. Исх 6. Руфь 4. 1Пар 1-9. Езд 7).

Часто встречаются именные списки, в основе к-рых лежат определ. Факты из истории народа (см., напр., Быт 46. Исх 1. Чис 1. 2. 26. Езд 2. 8. Неем 7. 11). Особое место занимает построенная по генеалогич. Принципу "таблица народов" (Быт 10). Списки священников, левитов и других служителей при храме тоже составлены с учетом истории их родов (напр., Чис 3. Езд 10. Неем 12). Ученые не располагают отдельными списками царей. Они входят в состав других Р. Или совпадают с ними (см. Руфь 4. 1Пар 3). Помимо вышеназв. Р., встречается также (и прежде всего в книге Бытие) множество коротких заметок, относящихся к семейной хронике. 4) в 1Тим 1:4. Тит 3:9 под "родословиями", вероятно, подразумеваются умозрительные рассуждения иудеев или язычников-гностиков.

5) Р. Бывают двух видов. Нисходящие (от предка к потомкам, напр. Руфь 4) и (чаще) восходящие (от потомка к предкам, напр. Езд 7). Сравнения списков показывают, что оба вида Р. Иногда имеют пробелы (напр., Мф 1). Принцип симметричности играет большую роль при построении Р. В Библии представлено по 10 поколений в Р. От Адама до Ноя и от Сима до Авраама (Быт 5. 11). По 70 сыновей Иакова и Вениамина (Быт 46. 1Пар 2. 8). В Р. От Авраама до Христа выделено три группы, каждая из к-рых содержит по 14 поколений (Мф 1). Предположение о том, что в этих случаях мы имеем дело с некоей числовой символикой, представляется более вероятным, чем утверждения, что симметричное расположение имен способствовало лучшему запечатлению Р. В памяти народа.

Библ. Р. Отличаются от совр. Тем, что присутствующие в них такие понятия, как "отец", "сын", "рождать", иногда следует рассматривать не в прямом значении, а с т.зр. Порядка наследования (см. Втор 25:5 и след.). Сопоставления Неем 12:22 со ст. 23 и Ездр 5:1 с Зах 1:1 показывают, что слово "сын" во вторых случаях означает внука. 6) библ. Р. - это не просто семейные хроники, поскольку часто они носят отчетливый мессианский характер. В них выделены определ. Личности, каждая из к-рых знаменует собой начало нового этапа в истории спасения (напр., Ной, Авраам, Иаков Израиль, Давид, Зоровавель). Их ближайшие родственники исключаются из Р. Спасителя и сливаются с миром обыкнов. Людей (напр., Каин, Лот, Исав). Избранными являются только первенцы, на к-рых почиет обетование.

Происхождение может сочетаться с богоизбранностью. Иногда Бог использует людей, не принадлежащих к Израилю, с тем чтобы исполнилось обетование, дарованное Аврааму и его прямым потомкам (напр., Асенефу, Быт 46:20. Руфь, Руфь 4:21). Р. Строятся не на основе кровных связей между поколениями, а в соответствии с Божьей спасит. Волей, не поддающейся законам человеч. Логики. II. ПОНЯТИЕ "ТОЛЕДОТ"Особого внимания заслуживает евр. Слово толедот (от глагола "рождать"), встречающееся в книге Бытие 11 раз и переводимое как "происхождение" (Быт 2:4), "родословие" или "житие" (5:1. 6:9. 10:1. 11:10. 11:27. 25:19. 36:1. 36:9. 37:2). Толедот можно перевести также как "история рода, обращенная к его началам". П.Й.Виземан указывает на то, что предложения, в к-рые входит слово толедот - "вот родословие такого-то...", - это не вводные формулы к Р.

И другим родовым хроникам, а заключит. Предложения отдельных повествований (особенно отчетливо это заметно в Быт 2:4). Т.о., толедот и стоящее рядом с ним имя (за искл. Быт 2:4) указывают на составителя или на того человека, чья родословная составлена. По мнению Виземана, такой лит. Прием был использован при составлении древневавил. Надписей на глиняных табличках. Он делает вывод, что, вероятно, раздел Быт 1:1 - 37:2 изначально был записан на 11 глиняных табличках, каждая из к-рых заканчивалась предложением со словом толедот и на к-рых в десяти случаях указывалось имя их составителя или владельца. Если Виземан прав, то можно сделать выводы о времени создания, авторах и композиции Первой книги Моисея.III. РОДОСЛОВИЕ ИИСУСА 1) Р.

Иисуса Христа приводится в НЗ дважды. В Мф 1:1-17 и в Лк 3:23-38. В Ев. От Матфея оно представлено в нисходящей форме - от Авраама до Христа, а евангелист Лука возводит родословие Иисуса через Адама к Богу. Матфей представляет Христа сыном Давида и полноправным носителем обетования, дарованного Аврааму, т.е. Обещанным Мессией (Мф 1:1). Лука рассматривает личность Иисуса в связи с историей всего человеч. Рода, в начале к-рого стоит Бог (Лк 3:38). Но он утверждает, что Иисус является потомком Бога в том же смысле, в каком люди являются потомками своих прародителей. "Иисус . Был, как думали, сын Иосифов" (Лк 3:23). Иисус - это "второй Адам", но Он находится в иных отношениях с Богом, чем первый. Тем самым Лука затрагивает тайну происхождения Иисуса как Сына Божьего, Который одноврем.

Связан со всеми людьми;Матфей ЛукаАвраам Бог ИонанИсаак Адам ИосифИаков СифИуда (- Фамарь) Енос ИудаФарес и Зара Каинан СимеонЕсром Малелеил ЛевийАрам Иаред МатфатАминадав ИоримНаассон Енох ЕлиезерСалмон (- Рахава) Мафусал ИосияВооз (- Руфь) ЛамехОвид Ной ИрИессей Сим ЕлмодамАрфаксад КосамДавид (- жена Урии) Каинан АддийСоломон МелхияРовоам Сала НирийАвия Евер СалафиилАса ФалекИосафат Рагав ЗоровавельИорам Серух Рисай(Охозия) Нахор Иоаннан(Иоаc) Фара Иуда(Амасия) ИосифОзия Авраам СемейИоафам Исаак МаттафияАхаз ИаковЕзекия Иуда МаафМанассия Фарес НаггейАмон Есром ЕслимИосия Арам1 НаумАрний АмосИоаким2 Админ МаттафияИехония Аминадав ИосифСалафиил НаассонЗоровавель Салмон ИаннайАвиуд Вооз МелхийЕлиаким Овид ЛевийАзор Иессей МатфатСадок Давид ИлийАхим ИосифЕлиуд Нафан ИИСУСЕлеазар МаттафайМатфан МаинанИаков МелеайИосиф ЕлиакимИИСУС1 Имя Арама отсутствует в ряде авторитетных рукописей Ев.

От Луки.2 Имя Иоакима отсутствует в ряде авторитетных рукописей Ев. От Матфея.Родословия Иисуса, представленные в Евангелии от Матфея и в Евангелии от Луки. 2) оба родословных списка имеют пробелы (напр., Матфей опускает имена Охозии, Иоаса и Амасии) и строятся по символич. Принципу, в основе к-рого лежит число 7 (3 х 7 родов от Бога до Фары, 2 х 7 родов от Авраама до Давида и от Нафана до Салафиила, 3 х 7 родов от Зоровавеля до Иисуса). Родословная ветвь от Бога до Иисуса прослеживается только в Ев. От Луки. На отрезке Р. От Авраама до Давида у Матфея и Луки много соответствий, и только в Лк 3:33 в разных греч. Рукописях имеются значит. Разночтения. На отрезке от Давида до Иехонии Р., приводимые Матфеем и Лукой, полностью расходятся.

Матфей проводит родословную линию через Соломона к Иехонии, а Лука - через Нафана (другого сына Давида) к Нирию. На отрезке от Салафиила до Иисуса Христа Р. Совпадают только в двух первых и двух последних родах. Салафиил и Зоровавель, Иосиф и Иисус. Различает их и то, что, согл. Матфею, Салафиил был сыном Иехонии, а согл. Луке, - сыном Нирия, а также то, что Матфей называет Иосифа сыном Иакова, а Лука - сыном Илия. Матфей говорит о 42 поколениях от Авраама до Христа, включая сюда двух сыновей Иуды (Мф 1:3). Лука же для данного отрезка времени называет 56 имен, а для периода от Адама до Иисуса - 77 (по разным рукописям от 76 до 72). 3) при сопоставлении обоих Р. Встают два основных вопроса (здесь мы не касаемся проблемы различного числа поколений у Матфея и Луки и вопроса об Арнии, Араме и Админе).

а) почему Салафиил в одном случае назван сыном Иехонии (Мф), а в другом - сыном Нирия (Лк), причем Матфей возводит Р. Иисуса к Давиду через Соломона, а Лука, напротив, через Нафана. Возм., Нирий женился на дочери Иехонии, единственной из его детей, оставшейся в живых и ставшей поэтому его наследницей, и у нее родился сын Салафиил. В этом случае Матфей прослеживает официально признанную линию, ведущую к Давиду через Иехонию и Соломона, а Лука имеет в виду физическое происхождение - через Нирия и Нафана (см. Салафиил). Б) почему Матфей отцом Иосифа называет Иакова, а Лука - Илия. Древнейшая из известных нам версий принадлежит Юлию Африкану (220 г. По Р.Х.). Деды Иосифа в разное время были женаты на одной женщине, к-рая от этих браков имела сыновей, сводных братьев Илия (Лк) и Иакова (Мф).

Илий умер бездетным, а Иаков, по обычаю левирата, женился на вдове Илия (ср. Втор 25:5 и след.), и в результате этого брака родился Иосиф. Т.о., Иосиф был родным сыном Иакова (Мф) и через линию Матфан - Соломон стал прямым потомком Давида. Согл. Обычаю левирата (Втор 25:6), одноврем. С этим он считался "сыном" Илия, своего дяди, чье Р. Через Матфата - Нафана восходило к Давиду. Со времен Реформации широкое распространение получила иная версия, согл. К-рой Матфей прослеживает Р. Иисуса по отцовской линии наследования через Иосифа, а Лука - по материнской, через Марию. В этом случае Лука называет Иосифа "сыном" (зятем) Илия в правовом отношении, т.к. Женщина не могла указываться в Р. В качестве звена в цепочке наследования..

Значения в других словарях
Родословие

-я, ср.. ..

Родословие

Сущ., кол-во синонимов. (6). ..

Родословие

Ср.1) Преемство поколений.2) Систематический перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства. Генеалогия.. ..

Родословие

РОДОСЛО́ВИЕ -я. Ср. Устар.. ..

Родословие

-я, ср. (книжн.). То же, что генеалогия (во 2 знач.). II прил. Родословный, -ая, -ое. Родословная таблица. Родословное дерево (то же, что генеалогическое дерево).. ..

Родословие

Родословия, ср. (книжн.). 1. Преемство поколений. 2. Систематический перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства, генеалогия.. ..

Родословие

-в мире нет народа, кроме евреев, который бы так тщательно вел свои родословные списки. Для евреев это было необходимо для доказательства принадлежности к определенному колену, но особенно-к священническому роду (Езд 2.62). В Священном Писании особенно обширные родословия приведены в 1Пар 1-9. Неем 11. Мф 1. Лк 3 и менее обширные, но дополняющие первые-в Быт 4. 5. 10. 46. Исх 6. Чис 3. 26. 1Пар 23. 24. 26. Родословия Иосифа, из семьи которого по плоти родился Господь Иисус Христос, в Мф 1 и Лк 3..

Родить, родиться

I. О значении слов "родить", "родиться" (Втор 4:25. 28:41. Притч 23:22) см. Отец см. Мать см. Сын см. Дочь см. Рождение.II. 1) в метафорич. Значении слово "родить" может употребляться, когда говорится о Божьих делах творения (Втор 32:18. Иов 38:28 и след.). А также в тех случаях, когда человек переносит свои взаимоотношения с Богом на идолов (Иер 2:27). 2) в Деян 13:33. Евр 1:5. 5:5 приведены пророч. Слова из Пс 2:7. "Ты Сын Мой. Я ныне родил Тебя", - о рождении Иисуса Христа (см. Иисус Христос..

Родос

Родос ("остров роз"), средиземноморский остров у юго-зап. Побережья Малой Азии, богатый пресной водой и лесом. Столица Р. Носит то же название. В древности этот город был важным культурным и торговым центром. Павел побывал здесь во время своего последнего путешествия в Иерусалим (Деян 21:1).. ..

Рождение

1) о физиологич. Процессах, предшествующих Р. Ребенка, израильтяне имели весьма огранич. Представление. Зачатие понималось ими следующим образом. "Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня" (Иов 10:10). Женщина рассматривалась как сосуд (ср. 1Фес 4:4) для мужского семени, из к-рого в ней зарождался ребенок. Поэтому жена должна была сохранять верность мужу, в то время как он был свободен от подобного обязат-ва по отношению к ней (см. Брак). Было известно, что месячный цикл у же..

Рожон

Рожон, специальная длинная палка, к-рой пахарь погонял волов. На одном конце она имела мелаллический наконечник, а на другом - маленькую лопасть для удаления земли с лемеха (сошника) (1Цар 13:21). Это приспособление принуждало тягловых животных к повиновению и вместе с тем могло служить оружием (Суд 3:31, "воловий рожон"). В Притч 22:5 под Р. (в Синод. Пер. - "терны"), вероятно, подразумеваются ловушки и капканы. В переносном смысле Р. Названы слова мудрых, к-рые наставляют людей на путь истинны..

Дополнительный поиск Родословие Родословие

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Родословие" в словаре Библейская энциклопедия Брокгауза, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Родословие, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 10 символа