Астрюк
(Astruc) Жан (1684-1766), франц. Ученый, один из основоположников историко-лит. Критики ВЗ. Род. В семье кальвиниста (гугенота) евр. Происхождения, к-рый вскоре (еще до Нантского эдикта) стал католиком. Образование А. Получил в Монпейе и в 1703 был уже д-ром медицины. Работал врачом в Польше, преподавал медицину в Коллеж де Франс (с 1731) и состоял королевским лейб-медиком. К изучению Библии А. Обратился как любитель, намереваясь доказать принадлежность Пятикнижия Моисею. Его книга "Предположения о первоначальных источниках, которыми, видимо, пользовался Моисей при создании Книги Бытия" ("Conjectures sur les memoires originaux dont il para?t que Moїse sest servi pour composer le livre de Gеn-se") произвела переворот в библеистике.
Она вышла анонимно (Bruxelles, 1753). Рус. Сокр. Пер. См. ПБ. Хотя А. Принято считать родоначальником *критики библейской, он имел предшественников в лице *Симона, *Леклерка и др., на к-рых прямо ссылался. Кроме того, как позднее было установлено *Лодсом, немецкий пастор *Виттер в 1711 издал книгу, прошедшую тогда незамеченной, выводы к-рой предвосхитили идеи А. Цели А. Были апологетическими. Он стремился рассеять недоумения относительно нек- рых особенностей Кн.Бытия. Прежде всего, вслед за *Тертуллианом и блж. *Августином, он отметил, что в одних местах Бог именуется Элох(м, а в других - Яхв( (или, как тогда читали, Иегова, см. Имена Божии). "Эти слова, - писал А., - никогда не смешиваются. Есть целые главы или большие части глав, где Бог всегда именуется Элохим и никогда Иегова.
Есть другие, по меньшей мере довольно большое число, где Богу не дают иного имени, кроме Иегова, и никогда не называют Его Элохим". По другим наблюдениям А., в Кн.Бытия есть ряд неувязок в последовательности и описании событий, а также повторения и параллельные рассказы об одном и том же факте. В связи с этим А. Предположил, что Моисей, будучи движим Духом, пользовался несколькими *источниками при составлении Кн.Бытия. "Моисей, - писал А., - был особенным образом просвещен вдохновением в выборе фактов, которые он получил в распоряжение от своих предков, и обстоятельств, связанных с этими фактами. В этом-то и заключается основание Божественный веры, которой мы обязаны оставленной нам историей". Гипотеза А.
Заключалась в том, что Моисей расположил имевшиеся у него древние документы в виде параллельных колонок. Аналогичные сказания соседствовали, не смешиваясь, но позднейшие переписчики частично нарушили этот строгий порядок. Отсюда и неясности в свящ. Книге (повторы, неувязки и проч.). Тщательно изучив текст, А. Пытался выделить в нем эти первонач. Документы, причем два главных обозначил А и В. В первом Бог преимущественно называется Элохим, а во втором - Яхве (Иегова). Кроме этого, он назвал еще 10 документов, к-рые, по его мнению, использовал Моисей, обозначив их также лат. Буквами. А. Не считал свои выводы окончательными. "Здесь, - писал он, - предлагаются только догадки, которые читатель волен либо принять, либо отбросить".
Действительно, гипотеза А. О колонках не выдержала проверки временем. Однако она положила начало анализу составных частей Пятикнижия Моисеева и оказала влияние на библ. Науку 19 в. Характеристику совр. Состояния этого вопроса см. В ст. Пятикнижие. ЕЭ, т. 3. *L o d s A., Jean Astruc et la critique biblique au XVIII si-cle. Avec une notice biographique par Pаlphandery, Stras.,1924. ODCC, p. 100..
Дополнительный поиск Астрюк
На нашем сайте Вы найдете значение "Астрюк" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Астрюк, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 6 символа