Астрюк

152

(Astruc) Жан (1684-1766), франц. Ученый, один из основоположников историко-лит. Критики ВЗ. Род. В семье кальвиниста (гугенота) евр. Происхождения, к-рый вскоре (еще до Нантского эдикта) стал католиком. Образование А. Получил в Монпейе и в 1703 был уже д-ром медицины. Работал врачом в Польше, преподавал медицину в Коллеж де Франс (с 1731) и состоял королевским лейб-медиком. К изучению Библии А. Обратился как любитель, намереваясь доказать принадлежность Пятикнижия Моисею. Его книга "Предположения о первоначальных источниках, которыми, видимо, пользовался Моисей при создании Книги Бытия" ("Conjectures sur les memoires originaux dont il para?t que Moїse sest servi pour composer le livre de Gеn-se") произвела переворот в библеистике.

Она вышла анонимно (Bruxelles, 1753). Рус. Сокр. Пер. См. ПБ. Хотя А. Принято считать родоначальником *критики библейской, он имел предшественников в лице *Симона, *Леклерка и др., на к-рых прямо ссылался. Кроме того, как позднее было установлено *Лодсом, немецкий пастор *Виттер в 1711 издал книгу, прошедшую тогда незамеченной, выводы к-рой предвосхитили идеи А. Цели А. Были апологетическими. Он стремился рассеять недоумения относительно нек- рых особенностей Кн.Бытия. Прежде всего, вслед за *Тертуллианом и блж. *Августином, он отметил, что в одних местах Бог именуется Элох(м, а в других - Яхв( (или, как тогда читали, Иегова, см. Имена Божии). "Эти слова, - писал А., - никогда не смешиваются. Есть целые главы или большие части глав, где Бог всегда именуется Элохим и никогда Иегова.

Есть другие, по меньшей мере довольно большое число, где Богу не дают иного имени, кроме Иегова, и никогда не называют Его Элохим". По другим наблюдениям А., в Кн.Бытия есть ряд неувязок в последовательности и описании событий, а также повторения и параллельные рассказы об одном и том же факте. В связи с этим А. Предположил, что Моисей, будучи движим Духом, пользовался несколькими *источниками при составлении Кн.Бытия. "Моисей, - писал А., - был особенным образом просвещен вдохновением в выборе фактов, которые он получил в распоряжение от своих предков, и обстоятельств, связанных с этими фактами. В этом-то и заключается основание Божественный веры, которой мы обязаны оставленной нам историей". Гипотеза А.

Заключалась в том, что Моисей расположил имевшиеся у него древние документы в виде параллельных колонок. Аналогичные сказания соседствовали, не смешиваясь, но позднейшие переписчики частично нарушили этот строгий порядок. Отсюда и неясности в свящ. Книге (повторы, неувязки и проч.). Тщательно изучив текст, А. Пытался выделить в нем эти первонач. Документы, причем два главных обозначил А и В. В первом Бог преимущественно называется Элохим, а во втором - Яхве (Иегова). Кроме этого, он назвал еще 10 документов, к-рые, по его мнению, использовал Моисей, обозначив их также лат. Буквами. А. Не считал свои выводы окончательными. "Здесь, - писал он, - предлагаются только догадки, которые читатель волен либо принять, либо отбросить".

Действительно, гипотеза А. О колонках не выдержала проверки временем. Однако она положила начало анализу составных частей Пятикнижия Моисеева и оказала влияние на библ. Науку 19 в. Характеристику совр. Состояния этого вопроса см. В ст. Пятикнижие. ЕЭ, т. 3. *L o d s A., Jean Astruc et la critique biblique au XVIII si-cle. Avec une notice biographique par Pаlphandery, Stras.,1924. ODCC, p. 100..

Значения в других словарях
Астрюк

(Astruc) Жан (19.3.1684, Сов, Лангедок, — 5.5.1766, Париж), основоположник критического изучения библейских текстов. По профессии врач. В 1753 в Брюсселе анонимно опубликовал работу о Библии, в которой первый высказал утвердившееся затем в науке предположение о том, что книга Бытия составлена из двух, часто противоречащих друг другу источников, принадлежащих т. Н. Ягвисту и Элогисту.. ..

Астрюк

(Astruc), Жан (19.III.1684 - 5.V.1766) - основоположник критич. Изучения библейских текстов. По профессии - врач. В 1753 в Брюсселе анонимно опубликовал работу о Библии, в к-рой первый высказал утвердившееся затем в науке предположение о том, что книга Бытия составлена из двух, часто противоречащих друг другу источников, принадлежащих т. Н. Ягвисту и Элогисту.Соч. Conjectures sur les mémoires originaux dont il paroit que Moyse s'est servi pour composer le Livre de la Genèse, Brux., 1753. Dissert..

Археология

(от греч. Ўrca‹oj - древний, lТgoj - наука) БИБЛЕЙСКАЯ, область библ. Науки, к-рая изучает по древним памятникам историч. Среду, где возникла Библия и совершались события свящ. Истории. Библ. А. Призвана дать более конкретное представление о ходе этих событий, дополнить библ. Данные независимыми свидетельствами памятников, уточнить хронологию фактов и датировку текстов. Результаты библ. А. Также помогают в уяснении смысла библ. Книг, реконструируя историч. Фон их написания. Старая библ. А. Сложи..

Астафьев

Николай Александрович (1825-1906), рус. Правосл. Историк. Окончил С.-Петерб. Ун-т, с 1856 по 1865 преподавал в нем всеобщую историю. В 1850 защитил дисс. По истории древних Афин. В 1867 занял каф. Всеобщей истории в Историко-филологич. Ин-те. В 1863 группа светских лиц, собиравшихся в доме А., положила начало *"Обществу для распространения Свящ. Писания в России", к-рое в 1869 приняло свой устав, утвержденный правительством. Председателем Общества был избран А. Его перу принадлежит обзор памятни..

Атласы Библейские

Существуют три типа А. Б. Одни содержат только серию историко-геогр. Карт, отражающих разные периоды свящ. Истории. Другие - только иллюстративный материал, поясняющий Писание, и, наконец, третья - наиболее распространенная категория - соединение карт с иллюстрациями. Из изданных на рус. Яз. К первой категории относится набор из 7 библ. Карт, к-рый приложен к последним изд. Библии, выпущенным Московским Патриархатом. В отличие от него к "Библейскому атласу" прот.Петрова Л.П. (СПб., 1872) приложе..

Атрибуция

(от лат. Attributio - приписывание) В БИБЛЕИСТИКЕ, установление *авторства для той или иной книги Свящ. Писания. При А. Учитываются. 1) свидетельства древних авторов и церк. Преданий. 2) заглавие книги. 3) внутренние особенности самого текста (содержание, язык, историч. Намеки), говорящие о "жизненном контексте", отразившемся в нем. 4) указания, имеющиеся в др. Свящ. Книгах. См. Ст. Исагогика. Историч. Критика библейская. Критика библейская.. ..

Дополнительный поиск Астрюк Астрюк

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Астрюк" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Астрюк, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 6 символа