Мистицизм В Библии

99

М. В широком смысле слова называется любая доктрина, признающая реальность и ценность сверхчувств., мистич. (от греч. MustikТj - таинственный) опыта. В более строгом смысле слова М. Есть учение о возможности и осуществлении единства или единения человека с высшим Божественным началом. Первые известные в истории формы М. Возникли еще в примитивных обществах, где была выработана практика достижения экстатич. Состояний. В рамках древневост. Культур М. Достиг расцвета преимущ. У индийских мистиков (в религиях брахманизма, буддизма, индуизма, *неоведантийской йоги). Этот М. Исходил из убеждения в е д и н о с у щ и и человеческого духа и Духа Абсолютного. Фактически вся "техника" просветления, экстаза и созерцания преследовала цель вернуть человеческий дух к слиянию с Безусловным началом.

Подобные идеи и практика существовали в древней Греции, где они, однако, были прочно связаны с рациональным, отвлеченным знанием и метафизикой. Для ветхозав. Учения и религиозного опыта М. Как слияние с Богом был немыслим. Согласно ВЗ, человек лишь подобен Сущему, но не единосущен Ему. Тайна Творца, Его глубинное Бытие трансцендентны, запредельны твари. Тем не менее, своеобразный М. Присущ и ВЗ. Он подразумевает возможность близости к Богу, хотя и исключает онтологич. Единство с Ним. В этом смысле, как отмечает *Буйе, "израильское благочестие придется отнюдь не противопоставлять мистике, а, напротив, признать в нем постепенное вырабатывание мистики самого высокого полета". В отличие от инд. Созерцателей, личность боговидца в Библии никогда не растворяется в Боге (ср.

Ис 6), благодаря чему создается М. В с т р е ч и "я и Ты" (*Бубер). Библ. М. Движим жаждой богообщения (ср.Пс 41). Цель его - не просто дары Божьи, но, прежде всего, встреча, общение с Ним Самим, любовь к Нему. Об этом общении говорят многочисл. *символы и *прообразы Писания, многоразличные *Теофании, напр., явления *Славы Божьей. Все они указывают на возможность глубочайшего сближения между Творцом и Его "образом и подобием". Препятствием к этому служит грех человека, удаляющий его от Бога. Эсхатологич. Идеал - вечное пребывание Господа в мире, "среди стана", в средоточии Его Церкви - отражен в большинстве писаний *пророков. Суть чаяния Царства Божьего заключена в надежде, что в грядущем падет преграда между человеком и Богом и человек пребудет в единении с Ним.

Это вера лежит в основе культовой, жертвенной практики, к-рая подразумевает временное Присутствие Божье среди народа. В НЗ чаяние ветхозав. М. Начало осуществляться. "Слово стало плотью" (Ин 1:14). Во Христе по воле Божьей (а не благодаря усилиям человека) преодолена абсолютная трансцендентность Творца. Через Воплощение Бог становится имманентным человеческой природе. Величайшим провозвестником новозав. М. Был ап. Павел. Ему открылось, что после явления Христа через Него стало возможно единство с Богом. Нек-рые толкователи (напр., *Швейцер А.) считали, что апостол "никогда не превращает бытие во Христе в бытие в Боге", что это превращение произошло лишь в учении ап. Иоанна. Однако вера ап. Павла в то, что Христос есть Господь, "сущий над всем Бог" (Рим 9:5), предваряя М.

Ап.Иоанна, указывала на жизнь во Христе как на бытие человека в Боге. *А в е р и н ц е в С.С., Мистика, ФЭС. *А р с е н ь е в Н.С., Жажда подлинного бытия, Берлин, 1922. Е г о ж е, Религиозный опыт ап. Павла, Варшава, 1936. Е г о ж е, Преображение мира и жизни, Нью-Йорк, 1959. Е г о ж е, О жизни преизбыточествующей, Брюссель, 1966. Б у б е р М., Я и Ты, в его кн. Веление духа, пер. С нем., Иерусалим, 1978. *Б у й е Л., О Библии и Евангелии, пер. С франц., Брюссель, 1965. Л о с с к и й В.Н., Догматич. Богословие, БТ, 1972, сб.8. М и н и н П., Мистицизм и его природа, Серг. Пос., 1913. Ф р а н к С.Л., Непостижимое, Мюнхен, 1971. *D e n t a n R.C., The Knowledge of God in Ancient Israel, N.Y., 1968. *O t t o R., West-Ostliche Mystik, Gotha, 1926 (англ.

Пер. "Mysticism East and West", N.Y., 1932). I d., Das Heilige, Breslau, 1917 (англ. Пер. "The Idea of the Holy", N.Y. Etc., 1923). S c h w e i t z e r A., Die Mystik des Apostels Paulus, Tub., 1930. S p e n c e r S., Mysticism in World Religion, Baltimore, 1963..

Значения в других словарях
Минь

(Migne) Жак Поль, свящ. (1800-75), франц. Католич. Издатель. Род. В г.Сен-Флур в семье коммерсанта. Окончил ДС в Орлеане и нек-рое время служил там на приходе. В 1833 переехал в Париж, где основал издательство, в к-ром выпустил около 2500 названий. Характер издательства М. Энциклопедический. Среди множества выпущенных им справочников был один из первых словарей по *географии библейской и словарь католич. Библиологии. С 1844 по 1866 М. Издал первую и до сих пор остающуюся уникальной "Патрологию" ..

Миротворчество В Библии

Для язычников война была естественным фактом уже в силу их представления об извечной вражде между божествами. Согласно же Свящ. Писанию, война есть не норма, а результат искаженного состояния мира. Грех Каина (зависть к брату) толкает его на первое в истории убийство (Быт 4:1-16), затем Ламех провозглашает кровную месть регулятором взаимоотношений между людьми (Быт 4:23-24). В условиях несовершенного мира вооруженная борьба становится необходимой и для тех, кто верует в истинного Бога. Так, Авра..

Митрофан

Митрофан( Васильевич Симашкевич) митр. (1845-1928), рус. Правосл. Церк. Писатель, педагог. Род. На Украине близ Подольска. Окончив курс СПб.ДА (1871), был направлен преподавателем Свящ. Писания в Подольскую ДС. За труд о прор. Науме ему было присуждено звание магистра богословия (1875), а в 1877 он был назначен ректором Подольской ДС и рукоположен во иереи. С 1884 ректор Донской ДС. Овдовев, М. Принял монашество (1904) и через два года был хиротонисан во еп.Чебоксарского. В дальнейшем занимал ка..

Миф И Библия

Слово М., греч. Mа(oj - предание, встречается в ВЗ всего один раз (Сир 20:19. Син. Пер. "басня") и имеет значение притчи. В НЗ этот термин употреблен неоднократно, с явно негативным оттенком (2 Петр 1:16. 1 Тим 1:4. Тит 1:14). В философии, религиоведении и экзегетике вопрос об отношении между Библией и М. Решается неоднозначно, в зависимости от того, что вкладывается в понятие М. Концепции М. В философии и науке. Когда в антич. Мире мифологич. Сказания о богах и героях перестали восприниматься к..

Дополнительный поиск Мистицизм В Библии Мистицизм В Библии

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мистицизм В Библии" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мистицизм В Библии, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 18 символа