Праздники Библейские

123

К ним относятся П. Ветхозав. Церкви, а также христ. П., связанные с событиями и лицами свящ. Истории. 1. П., упоминаемые в Библии. Ветхозав. П. Имеют долгую и сложную историю. Назначение их было двояким. С одной стороны, освятить различные сферы человеч. Жизни и труда - сев, сбор урожая и пр., а с другой - поддерживать в народе память о спасительных деяниях Божьих. Кроме того, П. Призваны были периодически освобождать человека от повседневного труда с тем, чтобы он мог уделять время молитве и отдыху. П. Был как бы красочным просветом в обыденности. В дни П. Совершались торжеств. Богослужения, *паломничества, ритуальные трапезы. А) Суббота (евр. Шабб(т), седьмой день недели, "день покоя". П. Имеет домоисеево происхождение, на что указывают слова "п о м н и день субботний" (Исх 20:8).

Быт 2:3 связывает субботу с последним днем творения. Б) Новолуние впервые упоминается в Числ 10:10. Отмечалось жертвами и общинной трапезой (1 Цар 20:5,24). В) Пасха (евр. П(сaх), один из самых больших ветхозав. П. Справлялся в 14-й день весеннего месяца нисана. Своими корнями Пасха уходит в домоисееву эпоху и была первоначально праздником скотоводов (см.Исх 5:1). После Моисея Пасха стала связываться с событиями исхода и к ней присоединился П. Пресных хлебов, опресноков (ср.Лев 23:5-6). Пасха отмечалась культовой трапезой (евр. Сeдер). Обряды этой трапезы рассматривались как предвосхищение *"мессианского пира" и стали *прообразом Евхаристии (см.БТ, сб.13). Г) Пятидесятница (евр. Шаву(т) праздновалась через 7 недель после Пасхи.

По своему происхождению связана с началом жатвы пшеницы. Исторически осмыслена как память о даровании Закона Божьего. Пятидесятница считалась настолько важным П., что нередко ее называли просто хаг (праздник). Д) П. Кущей (евр. Сукк(т), осенний праздник, совпадающий с началом сбора винограда. Справлялся 7 дней, во время к-рых народ жил в специально сооруженных шатрах и шалашах. Е) День Очищения, или Судный День (евр. Иом ха-киппурим), восходит ко временам Моисея (Лев 16:29-34), но полное развитие получил во *Второго Храма период. П. Сопровождался постом. Духовный смысл Дня Очищения связывали с покаянием и прощением, даруемым Богом. Ж) Пурим, или День Мардохея, возник в эпоху Плена. Связывается с событиями, описанными в Кн.Есфири.

З) Праздник Обновления Храма (евр. Ханук(), или П. Огней справлялся в память об очищении святилища от "мерзости запустения" (эпоха восстания Иуды Маккавея. 2 в. До н.э. См. Ст. Маккавейские книги). Кроме перечисленных, существовали и другие, второстеп. Ветхозав. Праздники, а также праздники, возникшие в постхрист. *иудаизме. 2. Христианские П., связанные с библ. Лицами и событиями. Раньше других христ. П. Были установлены День Господень, или День Воскресный (Откр 1:10), и новозав. Пасха (Светлое Христово Воскресение). Большая часть гл. Годичных П., т. Н. Двунадесятых, посвящена событиям евангельской истории. П. "непереходящие" справляются ежегодно в один и тот же день, а "переходящие" меняют свою дату в связи с движением пасхального богослужеб.

Цикла П. К "переходящим" П. Относятся праздники Входа Господня в Иерусалим, Пасхи, Вознесения и Пятидесятницы. Они посвящены событиям новозав. Истории от дней последнего пребывания Иисуса Христа в Иерусалиме до сошествия Св.Духа на апостолов. "Непереходящих" Двунадесятых П., относящихся к Евангелию, пять. А) Рождество Христово (25 декабря) как отдельный П. Был установлен в 4 в. Приурочено к зимнему солнцевороту. Б) Богоявление, или Крещение Господне (6 января) - один из ранних христ. П. До 4 в. Был посвящен и Рождеству, и Крещению Господню. В) Сретение Господне (2 февраля), П., установленный в воспоминание о принесении Младенца Христа в Иерусалимский храм (Лк 2:22-38). Был введен в 4 в. Иерусалимской Церковью, а с 5 в. Стал общехристианским.

Г) Благовещение (25 апреля), П., приуроченный к весеннему равноденствию (по старому календарю) в воспоминание о явлении Ангела Деве Марии (Лк 1:26-38). Установлен в 4 в. Д) Преображение Господне (6 августа), П., установленный в память о событии, описанном в Мф 17:1-13. Мк 9:2-13. Лк 9:28-36. Существуют правосл. П., посвященные ветхозав. Праотцам, *патриархам, *пророкам и праведникам, а также событиям жизни Девы Марии и апостолам Христовым. Многие христ. П., подобно ветхозав., освящают различ. Этапы в трудовой деятельности человека. Г р ю н ф е л ь д И., Шаббат, Иерусалим, 1974. Д о б р о н р а в о в Н. (еп.*Николай), Ветхозав. П. Пятидесятницы, ЧОЛДП, 1894, кн. 5-6. Ж и г у л ь с к и й К., П. И культура, М., 1985. [К а м е н е ц к и й А.С.], П., ЕЭ, т.12.

*К о б р и н М.П., День Очищения в ВЗ, Холм, 1902. Прот.М е н ь А., Таинство, слово и образ, Брюссель, 1980 (там же приведена лит-ра по христ. П.). О с с и е в А., Древне-еврейский обряд П. Пасхи и его символическое и прообразовательное значение, Каз., 1900. П е р е ф е р к о в и ч Н.А., Пятидесятница в Библии и Талмуде, Пг., 1916. *Р ы б и н с к и й В.П., Древнееврейская cуббота, ТКДА, 1891, ( 11-12, 1892, ( 2,3,4,6,9. *С к а б а л л а н о в и ч М. (ред.), Христианские П., кн.1-6, К., 1916. *Т р о и ц к и й И.Г., Библ. Археология, СПб., 1913. Иностр. Библиогр. См. В кн. BTS, 1977, ( 187. A u e r b a c h E., Die Feste im Alten Israel, "Vetus testamentum", 1958, ( 8. D a v i e s J.G. (ed.), A Dictionary of Liturgy and Worship, N.Y., 1972.

G u g e n h e i m E., Le Judaїsme dans la vie quotidienne, P., 1961. M i c h e l A. (ed.), La P"que dans la conscience juive, P., 1959. O n a s c h K., Liturgie und Kunst der Ostkirche in Stichworten, Halle, 1981. *D e V a u x R., Les institutions de lAncien Testament, v.1-2, P., 1958-60 (англ. Пер. Ancient Israel. Its Life and Institutions, N.Y., 1961)..

Значения в других словарях
Праведного Книга

(евр. Сефер ха-яшар), утраченная древнеизраильская книга *допленного периода. Возможны другие переводы ее названия (Кн. Доблестного, Кн. Песен). В ВЗ сохранились две цитаты из П.к. Песнь Иисуса Навина (Ис Нав 10:12-13) и элегия Давида на смерть Саула и Ионафана (2 Цар 1:18 сл.). Эти цитаты позволяют предположить, что книга представляла собой сборник эпических песен. Другим аналогичным сборником являлась Кн. Браней Господних (ср.Числ 21:14). Из того, что П.к. Приводится в *Исторических книгах 1-г..

Православная Библеистика

Изучение и толкование Библии в традиции правосл. Церкви. История П.б. Распадается на три осн. Периода. Святоотеческий, средневековый и новый. Святоотеческий период стал основополагающим для формирования принципов П.б. (см. Ниже). В то же время труды св.отцов по Свящ.Писанию являются общим наследием для православных и для католиков (о характере святоотеч. Экзегезы см. В соответств. Статье). Хронологич. Рамки периода определяются в богословии по-разному. Большинство считает концом его 5 в., но нек..

Прамонотеизм

- первоначальное единобожие - см. Монотеизм библейский.. ..

Прат

(Prat), П р а Фердинан, иером. (1857-1938), франц. Католич. Библеист. Член Общества Иисусова. Рукоположен в 1886. Изучал экзегетику и вост. Языки в Бейруте, Париже, Риме и Англии. Вел курс Свящ.Писания в различных учебных заведениях Франции, Бельгии и Ливана. П. Один из первых консультантов *Папской библ. Комиссии (1902-07) и организатор *Папского библ. Института. Ему принадлежит более 100 печатных работ, многие из к-рых были помещены в журнале "Etudes". Они написаны с консервативно-католич. Поз..

Дополнительный поиск Праздники Библейские Праздники Библейские

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Праздники Библейские" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Праздники Библейские, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 20 символа