Природа И Библия

144

Эта тема включает в себя комплекс вопросов, связанных с библ. *креационизмом и библ. Трактовкой взаимоотношений между человеком и природой. Проблема креационизма встала перед христ. Мыслью, когда она впервые соприкоснулась с античным естествознанием. Отцы Церкви, а за ними представители *схоластической ср.-век. Экзегезы, радикально отвергнув антич. Представления об извечной природе, тем не менее использовали данные греко-римской науки в своих толкованиях *Шестоднева. Развитие новой физики, астрономии и биологии поставило перед комментаторами и богословами новые задачи, над к-рыми они работают и в наст. Время (см. Ст. Космография. Креационизм. Моногенизм. Наука и Библия) Второй аспект темы П.и Б. Привлек внимание сравнительно недавно в связи с экологическим кризисом, вызванным разрушительными последствиями хозяйств.

Деятельности человека. Нек-рые историки, философы и социологи усмотрели причину кризиса в библ. Взгляде на природу. В частн., *Тойнби в 1972 писал, что "монотеизм (в том виде, в каком он представлен в книге Бытия) снял древнее ограничение, когда-то налагавшееся на человеческую алчность благоговейным страхом. Стремление людей эксплуатировать природу постоянно сдерживалось благочестивым преклонением перед ней". Мн. Исследователи (как отечеств., так и зарубежные) возражали ему, указывая, что истоки экологич. Кризиса коренятся не в библейском *антропоцентризме, а в общих причинах социально-экономич. И нравств. Характера. Языческое понимание природы строилось на основе мифопоэтич. Пантеизма. В космогониях *Древнего Востока и античности первичная недифференцированная стихия (Океан, Бездна) по существу отождествлялась с Божеством.

Из нее родились боги, образовавшие видимый мир и человека. Поэтому все творения считались единосущными единой Божественной Природе, а ее проявления - стихийные и биологические - рассматривались как божественные (культ животных, растений, светил). Человек представлялся неотъемлемой частью этого сложного целого, и, хотя в нек-рых мифах природа занимала по отношению к нему служебное положение, божественность ее была бесспорной (см. Ст. Мифология и Библия) Библ. Учение о природе представляет собой антитезу язычеству. В Свящ.Писании впервые была открыта абсолютная иноприродность Божества по отношению ко всему созданному. Сам акт создания был явлен как акт воли Творца, к-рому не предшествует бытие извечной материи.

Творческое "да будет" (Быт 1:3) есть мост, перекинутый через бездну, отделяющую Безусловное от тварного. "Когда в 18 Псалме мы читаем о том, что "небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его возвещает твердь", нам слышится голос, насмехающийся над верованиями египтян и вавилонян. Небеса, к-рые для псалмиста были лишь свидетелями величия Божьего, для жителей Месопотамии были самим величием бога, верховного правителя Ану. Для египтян небеса означали тайну божественной материи, посредством к-рой возрождался человек. В Египте и Месопотамии божество понималось как имманентное. Боги были в природе" (Г.Франкфорт). Библ. *Откровение противостояло и более изощренной, мистико-филос., космогонии индийцев и греков, к-рая рассматривала видимую природу как воплощение Невидимого.

По Библии, человек теснейшим образом связан с природой. Он создан в один день с животными (Быт 1:24-31). Тело его образовано из "праха земного" (Быт 2:7). В то же время он по-своему иноприроден прочим творениям. Он - образ и подобие Самого Творца, К-рый "вдунул в лице его дыхание жизни". Поэтому человек занимает в природе царственное положение. Он призван "владычествовать" над ней (Быт 1:26). Тем не менее, в идеале это владычество не есть насилие. Адам был поставлен Богом "возделывать и хранить" насаждение Господне (Быт 2:15). Пока человек сам не нарушил гармонии своих отношений с Богом, его отношения с природой были также гармоничными. Только восстание против Творца, Грехопадение, исказило взаимосвязь "человек-природа".

"Земля", из к-рой был создан человек, стала оказывать ему сопротивление, и он вступил с ней в единоборство (Быт 3:17-19). Сказание о *Потопе символизирует мысль Библии о зависимости природы от нравств. Состояния человека. Он - ее душа, ее смысл, и его болезненное состояние отзывается на состоянии природного "тела". Но это не означает, что Свящ.Писание рассматривает природу как реальность, не заслуживающую внимания. Она - тварь Божья. Господь простирает и на нее Свой Промысл (Пс 103:21-33). Хотя человек превосходит ее, она по-своему отображает красоту и совершенство замыслов Творца (Мф 6:28-30). Природа создана неисповедимой Премудростью и заслуживает благоговейного восхищения (Иов 38-41. Притч 8:22-31). Бог даже заключает с ней Завет, как заключил с человеком (Быт 9:10).

Милосердный закон субботнего отдыха распространяется и на животных (Исх 23:12). Забота о скоте запечатлена в уставах Закона (Втор 25:4). В падшем состоянии человеку, по снисхождению Божьему, разрешается поддерживать свою жизнь за счет животных (Быт 9:3). Соответственно плоть животных допущена и в жертвенной трапезе (см. Ст. Жертвоприношения). Однако запрет употреблять в пищу кровь (символ жизни) призван напоминать о том, что жизнь принадлежит только Творцу (Быт 9:4. Деян 15:29). То, что животные в Писании иногда олицетворяют демонические силы (апокалиптич. Звери в Дан и Откр), связано не с негативным отношением Библии к природе, а с языческой зоолатрией (зверопоклонством). Природа в эсхатологич. Перспективе Библии.

Эдем, где человек находился в гармонии с природой, является не только идеалом, оставшимся в прошлом. Вся тварь призвана участвовать в преображении, входящем в эсхатологич. Замыслы Творца. Согласно ап. Павлу, тварь, к-рая "с надеждою ожидает откровения сынов Божиих. Совокупно стенает и мучится доныне" и в конце времен она "освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих" (Рим 8:19-22). В пророческом видении мессианского царства природа не исчезает, а обновляется (Ис 11:6-8. Откр 21:1), приходит в согласие со своим идеалом. Итак, Свящ.Писание, утверждая владычество человека над творением, не отрицает благоговейного отношения к природе как созданию Божьему. Более того, Библия учит, что состояние всей природы во многом зависит от духовного состояния человека.

В Слове Божьем не следует искать конкретных рекомендаций относительно экологич. Проблем, но оно подтверждает многие совр. Учения, к-рые указывают на нравств. Ответственность человека за окружающий его мир (напр., концепцию "благоговения перед жизнью", выдвинутую *Швейцером А.). Б е т е к с Ф., Песнь творения, Гальбштадт, 1912. *Б у л г а к о в С.Н., Философия хозяйства, М., 1912. В а с и л е н к о Л.И., Антропоцентризм и его экологич. Критика, ВФ, 1983, ( 6. Е г о ж е, О мифологич. Чертах совр. Философско-экологич. Представлений, в кн. Проблемы филос. Методологии, М., 1989. Е г о ж е, Экологич. Ответственность, культурный традиционализм и "миф об Эдеме", в кн. Проблема взаимодействия общества и природы. Философские аспекты, Рига, 1986.

В е й н б е р г И.П., Человек в культуре древнего Бл. Востока, М., 1986. *Г р е л о П., Зверь и звери, СББ. Л а м а р ш П., Животные, СББ. [Л о п у х и н а Е.А.], Библия и природа в книгах Псалмов, "Странник", 1903, ( 2. М а л е в а н с к и й Г., Человек в ряду существ природы как образ Божий, ТКДА, 1867, ( 7,9. П о м е р а н ц е в а Н.А., Эстетич. Основы искусства древнего Египта, М., 1985. С о к о л о в а З.П., Культ животных в религиях, М., 1972. Свящ.С о к о л ь с к и й В., Библ. Космогония, Астрахань, 1911. Свящ.Ф л о р е н с к и й П., Столп и утверждение истины, М., 1914 (гл.10). Ф р а н к ф о р т Г. (и др.), В преддверии философии, М., 1984. J o b l i n g D., Domination over Creation, JDB, Spl. 1976. S c h i l l i n g O., Geist und Materie in biblischer Sicht, Stuttg., 1967.

S p r i n g E. And D. (ed.), Ecology and Religion in History, N.Y., 1974. S c h l e t t e H.R., Welt, HTG, Bd.4, S.384-406. V o l k H., Schopfung, HTG, Bd.4, S.51-75..

Значения в других словарях
Премудрость Иисуса, Сына Сирахова

См. Иисуса, сына Сирахова книга.. ..

Прессансе

(Pressense) Эдмон де (1824-91), франц. Протестантский богослов и обществ. Деятель. Род. В Париже, высшее образование получил в Лозанне, Галле и Берлине (ученик *Неандера и *Толука). С 1847 стал пастором в Париже, где прославился проповедническим даром. Активно участвовал в политич. Жизни страны, примыкая к демократич. Группировке. В 1875 был избран сенатором. В 1853 основал журнал "Христианское обозрение" ("Revue Chretienne"). После выхода в свет "Жизни Иисуса" *Ренана П. Написал книгу "Иисус Хр..

Притча

См.Жанры литературные в Библии.. ..

Притчард

(Pritchard) Джеймс Беннет (р.1909), амер. Протестантский библеист, востоковед, археолог. Доктор философии (1942). Проф. Библ. Археологии в Массачуссетском, Филадельфийском и Пенсильванском ун-тах. В результате его раскопок в Иерихоне, Гибеоне, Сарепте значительно расширились сведения о Ханаане доизраильского и раннеизраильского периодов. Мировую известность П. Принесла *антология "Тексты древнего Ближнего Востока, относящиеся к Ветхому Завету" ("Ancient Near Eastern Texts Relating to the Old Tes..

Дополнительный поиск Природа И Библия Природа И Библия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Природа И Библия" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Природа И Библия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 16 символа