Прообразы Библейские

103

События, ситуации и речения, запечатленные в одних книгах Библии и толкуемые как символы, предуказывающие события, отраженные в других книгах Библии. Словом "прообраз" передается ряд греч. Терминов, напр., tЪpoj (образец), ўnt...tupoj (негативное отражение образа), skiЈ (тень), protТtupoj (предызображение) и др. Прообразовательно толкование Библии принято также называть т и п о л о г и ч е с к и м толкованием. Библ. Типология уходит корнями в глубокую древность и имеет длительную историю. Важнейшими библ. П. В ВЗ являются те, к-рые осмыслены в новозав. Традиции как символич. Предуказание на Христа и Его Царство. Как подчеркивает *Карташев, правосл. Церковь догматически исповедует прообразовательный смысл ВЗ "во всей святоотеческой литературе, во всем богослужении, во всем молитвенном благочестии".

Типология во внебиблейском мире. Согласно воззрениям всех языч. Народов, существует некая высшая сфера, в к-рой, подобно явлениям природы, извечно повторяются события жизни божеств. Существ. Земные события, а также религиозные ритуалы являются отображениями этой сферы. Жизнь богов проецируется на жизнь природы и людей. Филос. Осмысление этой концепции мы находим в идеализме Платона (427-347 до н.э.), к-рый рассматривал видимый мир как "тень" вечного царства "эйдосов", первопринципов. В новейшее время древняя типология нашла истолкование у Юнга К.Г., к-рый предположил наличие первообразов (архетипов) в коллективном бессознательном народов (см. Ст. Психоаналитическая интерпретация Библии). Характер библ. Типологии. В отличие от языческой, библ.

Типология исходит не из вечных П. Земного бытия, а из *Откровения о цели мироздания и истории. Место "вертикальной модели" (высший мир и низший мир) в Библии занимает "горизонтальная" (начало космо- историч. Процесса и его завершение). Тварный мир представляется в Библии как нечто динамическое, целенаправленное, находящееся в становлении. Символическая типология Библии обусловлена единством Божеств. Замысла о мире. Перекличка событий и ситуаций знаменует непрерывность и взаимосвязь различных звеньев единой цепи. В типологии углубляются, переосмысляются и находят символич. Толкование изначально данные библ. Реалии (пустыня, плен на чужбине, исход и т.д.). Типология в пределах ВЗ. Сами ветхозав. Свящ. Писатели сознательно пользовались прообразовательной символикой для раскрытия новых фаз Откровения и истории спасения.

Так, для прор.Исайи история человечества, начавшаяся в Эдеме, завершится возвращенным Эдемом (11:6 сл.). Прор.Амос интерпретирует старое понятие Дня Господня (торжество Израиля) в апокалиптич. Аспекте (Суд Божий над Израилем и др. Народами, 5:18 сл.). Призыв вернуться в землю обетованную в Ис 40-66 звучит как призыв к новому Исходу. Подобные П. Служили подтверждением непрекращающегося Домостроительства Божьего и непреложности обетования. "Исторические благодеяния Божьи Израиль вспоминает лишь для того, чтобы с большей верой ожидать эсхатологического благодеяния, прикровенно возвещаемого этими предзнаменованиями, вписанными в ход истории" (*Грело). Ветхозав. Типология в НЗ. Христос Спаситель в Своей проповеди часто обращается к П.

Он делает землю обетованную символом грядущего Царства Божьего (Мф 5:5), Моисеева змея - знамением Своего креста (Числ 21:4 сл. Ин 3:14), события из Кн.Ионы - символом Своего служения и смерти (Мф 12:38 сл. Мк 8:12. Лк 11:29 сл.), небесный хлеб, манну - предызображением небесного Хлеба, к-рый Он дарует людям (Ин 6:32). Тайная Вечеря Господня пронизана ветхозав. Пасхальными П. Точно так же и евангелисты усматривают в типологии ВЗ прообразы НЗ (ср.Ис 40:3. Мф 3:3). У ап.Павла символич. Созвучие двух Заветов приобретает характер определ. Богосл. Концепции. По-видимому, приемы типологич. Толкования он заимствовал у *книжников *междузаветного периода. Об этом говорит, напр., используемая им игра слов Агарь и ха-гар (гора), что символизирует Синай, т.е.

Данный на Синае *Закон (Гал 4:24-25). Странствования Израиля в пустыне прообразуют земное странствование Церкви (1 Кор 10:1 сл.). В Евр ветхозав. Богослужение и обряды *праздника Очищения представлены как П. Первосвященнич. Служения Христа. В 1 Петр события Исхода являются П. Для историч. Бытия Церкви. Весь Апокалипсис насыщен ветхозав. Типологией (особенно тесно он связан с Ис, Иез, Дан). *Святоотеч. Период и новейшее время. На протяжении мн. Веков христ. Экзегеза широко применяла типологическое толкование ВЗ. Принцип его был сформулирован блж.*Августином в его известном изречении. "Ветхий Завет скрывается в Новом, Новый раскрывается в Ветхом" (Бес 71, на 1 Кор 6). Толкования св.отцов исключительно богаты типологич. Темами. Мы находим их как в комментариях, так и в гомилиях и богослужебных текстах.

Мн. Образы ВЗ интерпретируются в церк. Предании как П. Богоматери (напр., неопалимая купина, Исх 3:2 сл., знаменовавшая Божественный огонь, не попаляющий человека, в конечном счете становится символом Воплощения и Девы, родившей миру Спасителя). С возникновением различных форм библейской критики в 16-17 вв. Законность типологич. Толкования была поставлена под сомнение. Рационалистич. Экзегеза (см. Ст. Рационализм в библеистике), особенно в контексте либеральной теологии, отвергла рассмотрение П. Во имя чисто историч. Толкования. Однако в 19 в. Франц *Делич, а в 20 в. *Рад показали, что сам символич. Характер Библии естественно подразумевает наличие в ней П. Они показали ошибочность толкования текста, к-рое игнорирует целостное видение истории у свящ.

Авторов. Правосл. И католич. Экзегеты никогда серьезно не помышляли об отказе от типологии, хотя и углубляли ее понимание в свете новейших достижений библ. Науки. Г р е л о П., П., СББ. [архим.Е в г е н и й (Сахаров-Платонов)], О прообразовательном смысле Свящ.Писания, ПТО, 1846, ( 4. К а р т а ш е в А.В., Ветхозав. Библ. Критика, Париж, 1947. *К о р с у н с к и й И., Новозав. Толкование ВЗ, М., 1905. *М ы ш ц ы н В., Сущность ветхозав. П. И значение его для ветхозав. Верующих, ВиР, 1894, ( 10. Прот.П о л и к а р п о в Д., Предызображение Иисуса Христа в ветхозав. Пророчествах и прообразах по святоотеч. Пониманию их, СПб., 1903. Прот.*П о л о т е б н о в А., Мессианское значение типологич. Псалмов, по Генгстенбергу, М., 1872. П о п о в Н., Осмысление ветхозав.

П., ЖМП, 1949, ( 3. *С м и р н о в С.К., Предизображение Господа нашего Иисуса Христа и Церкви Его в ВЗ, М., 1852. Прот.*С о л о в ь е в И., Пророчественно-прообразовательный смысл и значение кн. Прор.Ионы, ЧОЛДП, 1883, №2, 3/4. Е г о ж е, Обетования и пророчества об Иисусе Христе и Его св.Церкви в книгах ВЗ, М., 1913. *C o p p e n s J., Les harmonies des deux Testaments, Tournai-P., 1949. *D o d d C.H., According to the Scriptures, L., 1952. *D a n i №l o u J., Sacramentum futuri. Etude sur les origines de la typologie biblique, P., 1959 (англ. Пер. From Shadow to Reality. Studies in the Biblical Typology of the Fathers, L., 1960. *G r e l o P., Sens chretien de lAncien Testament, Tournai, 1962. L a m p e G.W., W o o l l c o m b e K.J., Essays on Typology, L., 1957.

*R a d G. V o n, Typological Interpretation of the Old Testament, "Interpretation", 1961, ( 15. *R o w l e y H.H., The Unity of the Bible, Phil., 1953. Проч. Библиогр. См. В ст. Богословие библейское. Единство Библии. Исагогика. История библейская. Святоотеч. Экзегеза..

Значения в других словарях
Прокш

(Procksch) Отто (1874-1947), нем. Протестантский экзегет. Проф. Свящ.Писания ВЗ в ун-тах Грейфсвальда (э. Орд. С 1906, орд. С 1909) и Эрлангена (с 1925). Автор толкования на Быт (1913) и 1-39 гл.Ис (1930). Важнейшей работой его является "Богословие Ветхого Завета" ("Theologie des Alten Testaments", Gutersloh), к-рое вышло посмертно в 1950. Труд состоит из двух частей. Первая рассматривает историю ветхозав. Религии, вторая носит систематич. Характер. П. Подчеркивал важность Сихемского святилища к..

Пролог Книги Бытия

Вступительная часть Быт, к-рая повествует о создании мира и человека, о Грехопадении (нарушение заповеди Адамом, братоубийство Каина, грехи человечества, приведшие к *Потопу, сооружение Вавилонской башни). В П.К.Б. Содержатся также генеалогии первых человеческих поколений. Завершается П.К.Б. 26 ст. Гл.11. Родословие Авраама (Быт 11:27-32) является звеном, соединяющим П.К.Б. С историей *патриархов. См. Ст. Вавилонское столпотворение. Пятикнижие. Шестоднев.. ..

Пророки

Религиозные деятели, боговдохновенные учители и проповедники ветхозав. Времени. Книги *пророков-писателей составляют значит. Часть ветхозав. *канона (см.Пророческие книги). 1. Термин "пророк". Евр. Слово наб(, пророк, не означает только предсказателя будущего. Хотя точная его *этимология не установлена, общий смысл термина может быть передан как "призванный посланник" (ср.аккадское набу - призывать). В греч. Языке слово наби переводится как "prof"thj", тот, кто говорит от другого лица, вестник (..

Пророки-писатели

Плеяда *пророков, к-рым принадлежат книги ветхозав. *канона, входящие в сборники *Великих и *Малых пророков. Почти все П.-п. Происходили из южного, Иудейского царства. Северянином был лишь прор.Осия. Прор.Амос, хотя проповедовал в Северном царстве *Ефрема, сам был родом из Иудеи. Он жил в 8 в. До н.э. И считается первым по времени П.-п. В том же столетии писали прор.Осия, Исайя и Михей. В 7 в. И в нач. 6 в. Писали Софония, Наум, Аввакум и Иеремия. К *Плена периоду (6 в.) относятся книги Иезекиил..

Дополнительный поиск Прообразы Библейские Прообразы Библейские

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Прообразы Библейские" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Прообразы Библейские, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 20 символа