Шатобриан
(Chateaubriand) Франсуа Рене (1768-1848), франц. Писатель, один из основоположников романтизма в европ. Лит-ре. Род. В Бретани в аристократич. Семье. В юности увлекался идеями Ж.-Ж.Руссо и энциклопедистов. В 1791 совершил поездку в Америку, где полгода путешествовал по девственным лесам. Вернувшись во Францию, Ш. Примкнул к роялистским отрядам, а в 1793 эмигрировал в Англию. Там он написал свое первое произведение, в к-ром показывал неизбежность революции из-за упадка старого режима. Книга была проникнута антихрист. Нacтроениями. Но в 1798 Ш. Пережил внезапный внутренний переворот и вернулся в лоно Церкви. "Мое обращение, - писал он, - не было следствием какого-либо великого сверхъестественного откровения. Убеждение мое вышло из сердца".
Тогда же он начал работать над большим апологетич. Трудом, к-рый опубликовал уже по возвращении в Париж (1800). Труд этот назывался "Гений христианства" ("Genie du christianisme", 1802. Полный рус.пер. Был сделан М.П.Погодиным в 1821, но в печати не появился). В книгу были включены две повести. "Атала" (рус.пер. СПб., 1891) и "Рене - Бенжамен Констан. Адольф" (рус.пер. М., 1932). Книга вышла в период примирения между Церковью и государством во Франции и была встречена с энтузиазмом (за 2 года вышло 4 изд.). Наполеон I взял Ш. Под свое покровительство и назначил первым секретарем франц. Посольства в Риме. В 1806 писатель посетил Св. Землю, после чего из-под его пера вышли поэма в прозе "Мученики, или торжество христианства" (1809.
Рус.пер. СПб., 1892) и "Путешествие из Парижа в Иерусалим" (1811. Рус.пер. 1815-17). Постепенно Ш. Разочаровался и в бонапартистах, и в Бурбонах. В последние годы жизни он предсказывал закономерность прихода демократии. Скончался Ш. В первые дни революции 1848. В "Гении христианства" мн. Страницы посвящены Библии. Подобно *Гердеру, Ш. Подчеркивал ее эстетич. Ценность, что для писателя было неотделимо от ее духовного значения. В 5-й кн. "Гения христианства" ("Библия и Гомер") Ш. Paзвивал мысль о том, что эстетич. Ценность Писания не уступает великим творениям *античности, что древнеевр. Язык обладает особой неповторимой выразительностью. "Простота Библии более скупа и сурова. Простота же Гомера более пространна и цветиста. Первая нравоучительна и прибегает к одним и тем же оборотам для выражения новых мыслей.
Вторая же не скупится на слова и часто повторяет в одних и тех же выражениях только что сказанное". Если поэмы Гомера полны отступлений, пышных эпитетов, детальных описаний, то "повествование Библии стремительно". Божественное, возвышенное в ней "почти всегда неожиданно. Оно поражает вас, как молния. Оно обжигает вас прежде, чем вы успеваете понять, что произошло". Библия, по словам Ш., глубоко человечна. "Священное Писание раскрывает наше происхождение, объясняет нашу природу. Все христианские таинства говорят о нашей судьбе. Ради нас принес Себя в жертву Сын Божий. В христианстве - от Моисея до Иисуса Христа. Все являет нам внутреннего человека, все стремится рассеять мрак, к-рым он окутан. Именно христианское учение, в отличие от ложных религий, отделявших Творца от творения, навсегда объединило Бога и человека".
Ш. Указывает на огромное творческое воздействие Библии и христианства на европ. Культуру, в частн. На *Данте, *Мильтона, Ж.Расина. Христианство создало новое отношение к жизни, к Богу, к нравственности, к-рое во многом превосходит античность. Той же теме посвящены и "Мученики". В поэме повествуется о любви римского юноши-христианина и девушки-язычницы. В их беседах красоте эллинских мифов противопоставляется красота Свящ. Писания. Оeuvres compl-tes, v.1-38, Р., 1826-60. В рус. Пер. Замогильные записки Шатобриана, СПб., 1851. Гений христианства. Ч.2. Поэтика христианства, в кн. Эстетика раннего франц. Романтизма, М., 1982. Д е з е с с а р Э., Ш., в кн. Пти-де-Жюльвилль, Иллюстрир. История франц. Лит-ры в XIX в., пер. С франц., М., 1907. Д е Л а Б а р т Ф., Ш.
И поэтика мировой скорби во Франции в кон. XVIII и нач. XIX столетия, К., 1905. Е г о ж е, Ш. И его сверстники, в кн. История Западной лит-ры (1800-1910), под ред. Ф.Д.Батюшкова, М., 1913, т.2. КЛЭ, т.8. M о р у а А., Ш., "Замогильные записки", в его кн. От Монтеня до Арагона, пер. С франц., М., 1983. ЭСБЕ, т.39. В а s s a n F., Chateaubriand et la Terre Sainte, Р., 1959. G i r a u d V., Le Christianisme de Chateaubriand, v.1-2, Р., 1925-28. BTS, 1975, ( 172. Проч. Лит-ру см. В NCE, v. 3..
Дополнительный поиск Шатобриан
На нашем сайте Вы найдете значение "Шатобриан" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шатобриан, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ш". Общая длина 9 символа