Агапит Вознесенский

139

(до пострижения Семен) — род. В 1793 г., умер 1-го января 1854 г., епископ томский и енисейский с 12 августа 1834 г. По 10 июня 1841 г., а затем член московской синодальной конторы. Вознесенский был кандидатом третьего выпуска Спб. Духовной академии и, по окончании в ней курса в 1819 г., определен учителем Полтавской семинарии. В 1821 г. Постригся в монашество. С 1826 г., в сане архимандрита, был ректором сначала тульской, а затем астраханской, тамбовской и черниговской семинарий. С 12 августа 1834 г. Агапит был первым епископом вновь учрежденной томской епархии. По увольнении в 1841 г. На покой, с назначением членом московской синодальной конторы, он получил в управление Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. 2 марта 1850 г.

Переведен в Новоспасский, а 30 июня 1852 г. — в Донской Богородичный, где и скончался. Строгий монах, он не способен был угождать людям и потворствовать слабостям. Московский митрополит, рукополагавший его в епископа и уважавший в нем человека строгой жизни, сам приветствовал его речью (напеч. В "Христиан. Чтении", 1834 г., III, стр. 324). В этом же журнале напечатаны две речи епископа Агапита. 1838 г. (II, 128) и 1846 г. (II, 340). Митрополит Филарет поддерживал его своим влиянием как в Воскресенском монастыре, так и в трудных обстоятельствах, когда в епархии не полюбили строгого к себе и другим архипастыря. Благодаря влиянию Филарета обер-прокурор Св. Синода граф Пратасов поручил поставленному епископом алеутским и камчатским Иннокентию, при проезде через Сибирь в свою епархию, собрать и доставить сведения о причине жалоб на Агапита.

В письме к графу преосв. Иннокентий между прочим сообщал. "Агапит обращался со мною по-братски. Он есть ревнитель совершенной правды и законов, в особенности христианского. Он, несмотря ни на какие обстоятельства и отношения, от всех требует точного исполнения своих обязанностей. Он требовал от всех вступающих в брак знания заповедей и проч. Это почли и почитают притеснением".Филарет (Дроздов), "Слова и речи", т. III, 279 (изд. 1877). Ив. Барсуков, "Иннокентий, митроп. Москов.", стр. 150—151, "Моск. Вед.", 1842 года, № 40. "Русск. Архив", 1879 г., кн. II, 142, 271—272, и 1881 г., 388. Строев, "Списки иерархов". Чистович, "Ист. Спб. Дух. Акад.".{Половцов} Агапит Вознесенский(Семен Саввич) — епископ Томский и Енисейский.Родился в 1793 году в семье священника в Калужской губернии.В 1815 году, по окончании курса Калужской духовной семинарии, поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию.В 1819 году окончил академию со степенью кандидата богословия и был определен профессором Полтавской духовной семинарии.14 сентября 1821 года пострижен в монашество и 9 октября рукоположен во иеромонаха.С 1 сентября 1823 года — инспектор Полтавской духовной семинарии.С 21 января 1826 года — ректор Тульской духовной семинарии.С 11 апреля 1826 года — архимандрит Белевского Спасо-Преображенского монастыря.С 27 февраля 1829 года — ректор Астраханской духовной семинарии и настоятель Астраханского Спасо-Преображенского монастыря.С 22 сентября 1831 года — ректор Тамбовской духовной семинарии.29 апреля 1832 года переведен в Черниговскую духовную семинарию.12 августа 1834 года хиротонисан во епископа Томского.10 июня 1841 года уволен на покой в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь с правом управления им и назначен членом Московской синодальной конторы.2 марта 1850 года переведен в Московский Новоспасский монастырь, а 30 июня 1852 года — в Донской монастырь.Скончался 1 января 1854 года.Строгий монах в личной жизни, он не способен был угождать людям и потворствовать слабостям.Митрополит Московский Филарет, рукополагавший его во епископа, уважал в нем человека благочестивой жизни и всегда оказывал ему поддержку, особенно в трудных обстоятельствах жизни, например когда в епархии невзлюбили строгого к себе и другим архипастыря и на него стали поступать жалобы в Святейший Синод.

Под влиянием святителя Филарета, обер-прокурор Святейшего Синода граф Н. А. Протасов поручил епископу Камчатскому Иннокентию (Вениаминову), при поездке его через Сибирь в свою епархию, собрать и доставить сведения о причине жалоб на Агапита.Преосвященный Иннокентий между прочим сообщал. "Агапит обращался со мною по-братски. Он есть ревнитель совершенной правды и законов, в особенности христианского. Он, несмотря ни на какие обстоятельства и отношения, от всех требует точного исполнения своих обязанностей. Он требовал от всех вступающих в брак знания заповедей и пр. Это почли и почитают притеснением".Вообще же он был человек симпатичный, добрый, правдивый, по жизни — строгий монах.С другой стороны, он не отличался энергичностью и деловитостью.

Будучи членом Московской синодальной конторы, преосвященный Агапит состоял во главе официально назначенной следственной комиссии по доносу на протоиерея Г. П. Павского, законоучителя, профессора Санкт-Петербургской духовной семинарии. По отзыву священника Миловского Н., Агапит был следователь плохой, не умевший взяться за дело как нужно. Допросы учинял длинные-предлинные.Труды:Краткое поучение в Неделю сыропустную, говоренное Агапитом, епископом Томским, в домовой архиерейской церкви 1836 года // Христианское чтение. — 1838, ч. 1, с. 231—236. Слово, произнесенное Московской синодальной конторы членом преосвященным епископом Агапитом по случаю освящения на 8-й день сентября 1846 года по Высочайшей воле устроенного придела в память рождения Его Императорского высочества великого князя Александра Николаевича в большой церкви Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря // Христианское чтение.

— 1846, ч. 4, с. 287—301.Литература:Барсуков И. П. Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, по его сочинениям, письмам и рассказам современников. — М., 1883, с. 150—151.Филарет (Дроздов), митрополит. Слова и речи. — М., 1844—1845 или 1847—1861, т. 3, с. 279.Руднев. "История Тульской семинарии", с. 46—47.Здравомыслов К. Я. "Об епископе Агапите Вознесенском", с. 56, 61.Прибавления к "Церковным ведомостям". — 1896, № 2, с. 55.Московские ведомости. — М., 1842, № 40.Русский архив. — 1879, кн. 2, с. 142, 271—272. — 1887, кн. 2, с. 461. — 1893, кн. 3, с. 50. — 1903, кн. 1, № 3, с. 370, 372. Кн. 1, № 4, с. 544. Кн. 2, № 8, с. 574. Кн. 3, № 9, с. 99, 107. — 1904, кн. 1, № 2, с. 236.Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии.

1814—1869 гг. — СПб., 1907, с. 4.Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1415.Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872, № 283.Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи. Полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 389—399, 468—474, 901—904.Русский биографический словарь. В 25 т. — СПб. М., 1896—1913, т. 1, с. 50.Полный православный богословский энциклопедический словарь. В 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. Г., т. 2, с. 2170.Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.).

— СПб., 1896, № 283.Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 146,148,157, 516,1017.Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 74..

Значения в других словарях
Агапит

— инок Киево-Печерского монастыря, безмездный лечец и исцелитель XI в., † в 1095 г. Приобрел большую известность исцелением труднобольных посредством молитвы и зелья, которое принимал сам и давал больному. Заочно исцелил Владимира Мономаха. Имевший большую практику и враждовавший с Агапитом врач-армянин не мог распознать даваемые А. Зелья, но, видевши многие исцеления, уверовал и принял христианство. Мощи Агапита почивают в Антониевых пещерах. Житие его — см. Патерик Печерский, под 1 июнем.{Брок..

Агапит Введенский

(до пострижения Петр Иванович) — архимандрит Ново-Спасского монастыря в Москве и член московской синодальной конторы. Род. В 1800 г., умер 28 мая 1877 г. После семинарского курса он окончил курс магистром в московской духовной академии в 1828 году, затем постригся и был инспектором владимирской семинарии, а с 1834 по 1842 г. Ректором вифанской семинарии. В 1842 году он отказался от училищных должностей, как объяснял митрополит Филарет в донесении Св. Синоду, частью по нездоровью, частью по любви..

Агапит Скворцов

(в миру Александр) — род. В половине XVІІІ в., умер в 1811 г. После пострижения в 1782 г. Назначен учителем риторики, а с 1785 г. — пиитики в Перервинской семинарии, где потом состоял префектом. С 1787 г. Игумен, проповедник московской Заиконоспасской академии. С 20 декабря 1789 г. Игумен Голутвина монастыря. В 1795 и 1796 г. Инспектор Коломенской семинарии. При Александре I Агапит был ректором воронежской и тверской семинарий и настоятелем монастырей Трегуляева и Антониева-Николаевского. Из пос..

Агапит, архимандрит Боголюбова монастыря

1829—34 гг. Архимандрит Боголюбова монастыря. 1833—39 гг. Лужецкий.{Половцов}. ..

Дополнительный поиск Агапит Вознесенский Агапит Вознесенский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Агапит Вознесенский" в словаре Большая биографическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Агапит Вознесенский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 19 символа