Геннадий, преподобный Костромской и Любимоградский

69

(в миру Григорий) — преподобный Костромской и Любимоградский. Родился "в Литовстей стране". От "болярина Иоанна". Позднейшее сказание об обретении мощей Геннадия называет местом его рождения прямо Могилев. В ранней юности он тайно ушел на богомолье в Москву, а потом в Новгород. Из Новгорода он пришел к преп. Александру Свирскому и хотел поселиться в его монастыре, но Александр прямо объявил, что у него "в пустыни младым отроком невозможно жити". И послал его в Комельский монастырь к преп. Корнилию. Пробыв там "во искусе довольно время", Григорий был пострижен с именем Геннадия. Вскоре он сделался образцовым иноком и любимым учеником Корнилия. Братия завидовала Геннадию. Среди них возникли "ропта и непослушание".

Самому Корнилию. Избегая "бури злоречия, клеветы и шептания", Корнилий вместе с Геннадием удалились на Сурское озеро в 25 верстах от Любима, теперь уездного города Ярославской губернии, в старину же бывшего Костромским пригородом. При помощи живших там государевых бортников иноки устроили келью и проводили время в трудах, "лес секуще и землю орюще". Для осушения болот они выкопали своими руками четыре пруда. По настоянию великого князя Василия Ивановича Корнилий в 1529 г. Возвратился в свой Комельский монастырь, а "отходною пустынею", т. Е. Новоустроенным Любимским лесным скитом, он "благословил". Геннадия. Для немногочисленного, состоявшего из 6 человек, братства была построена церковь во имя Преображения Господня.

С помощью великого князя Геннадий украсил церковь "всякою лепотою церковною". Великий князь пожаловал и хлебную ругу. С увеличением числа монахов Геннадий построил другую церковь во имя преп. Сергия Радонежского. Игумен был для братии "образ смирения и терпения". Рубил и разносил по кельям дрова, трудился в поварне и пекарне, мыл власяницы. Для отдыха он с любовью занимался иконописанием. Для "усмирения плоти". Он носил на себе железные вериги и кресты. Геннадия уважали знатные люди, как отец царицы Анастасии Романовны и сам царь Иван Васильевич. Геннадий, по свидетельству его ученика, "не умеяше грамоте", (т. Е., во всяком случае, не умел писать), но оставил два литературных труда аскетическо-назидательного характера, "Наставление новоначальному иноку".

И предсмертное "Поучение ко братии и ко всем людем". В них Геннадий оставался верным завету своего наставника преп. Корнилия. "приими древних святых отец разум, терпение, любовь и смирение, паче же молитву соборную и келейную и потрудися в подвизех нелицемерных". По мнению Геннадия, монах должен знать только церковь, трапезу да свою келью, "монастырские дела исправляти неропотливо, нелениво и безмятежно", беречь монастырское имущество, не быть "враждотворцем и неподобнословцем". Между прочим, Геннадий увещевал своих преемников и "крестьян насилием не обидети". Церковь для инока должна быть "земным небом". "Собора церковного не отлучайтеся, — увещевал Геннадий своих учеников, — первая бо мерзость монахом еже в церкви не приходити.

Аще ли монах шесть недель святыни не причастится, несть монах". Неграмотный Геннадий советовал монахам приобретать книги. "Подобает бо вам, чада моя, — писал он, — в них вницати и ум прилагати к сведению разума". Преподобный Геннадий скончался 23 января 1565 г. Через 20 лет после его кончины ученик и второй преемник его Алексий написал его житие и канон ему и возбуждал дело об его канонизации, не получившее тогда хода. Впрочем, в 1628 г. В Костроме была церковь в честь преп. Геннадия. Когда через 80 лет после кончины Геннадия стали рыть рвы для фундамента каменной церкви, 19 августа 1644 г. Открыли гроб Геннадия, причем не только тело его, но и одежды оказались "целы и нерушимы и никакоже тлению предавшиеся".

Мощи, поставленные на время в монастырской церкви Алексия Человека Божия, 23 ноября 1646 г. Были торжественно перенесены в новоосвященную Преображенскую церковь и поставлены на вскрытии у правого клироса Блоговещенского придела. Тогда же по благословению патриарха Иосифа было установлено церковное празднование преп. Геннадию. Впоследствии мощи "по неизвестным причинам и неизвестно когда были сокрыты под спуд". Под спудом они почивают и в настоящее время в соборной Преображенской церкви Спасо-Геннадиева монастыря Ярославской епархии. В 1861 г. Была напечатана служба с акафистом преп. Геннадию, сочиненная Г. Карцевым и "пересочиненная". Архиеп. Ярославским Нилом.Толстой, гр. М. В., "Книга, глаголемая Описание о Российских Святых", № 370.

Ключевский, "Жития Святых как исторический источник", 303. Голубинский, "История Канонизации", 128. "Святые угодники Божии и подвижники Костромские", 7—19. Самарянов, "Памятная книга для Костромской епархии", 1868 г., отд. I, 64—65. "Житие и чудеса преподобного Геннадия, Костромского и Любимоградского чудотворца", изд. Геннадиева монастыря, М., 1895 г., 1—46. "Минеи Четьи, в русском переводе", январь, 800— 812. "Служба и акафист Преподобному Отцу нашему Геннадию, Костромскому и Любимоградскому Чудотворцу", М., 1888 г. (здесь и житие его, писанное Алексием). Попов, "ПравославныеАкафисты". ("Православный Собеседник", 1902, № 6, 770—772.В.

Шереметевский.{Половцов} Геннадий, преподобный Костромской и Любимоградский(в миру Григорий) — преподобный, костромской и любимоградский, † 23 янв. 1565 г.{Половцов}.

Значения в других словарях
Геннадий, наместн. Чолнского Спасского мон.

Орловск. Еп., 1728—30 г.{Половцов}. ..

Геннадий, преподобный Важеозерский

— преподобный Важеозерский, малоизвестный подвижник конца XV и начала XVI века, положил начало монашеству на Важ-озере в 57 верстах от Олонца, на том месте, где впоследствии была устроена Задне-Никифоровская Преображенская пустынь преп. Никифором, учеником преп. Александра Свирского. Подробное житие Геннадия исчезло во время разорения пустыни литовцами в начале XVII века, и важнейший источник для биографии преподобного представляет "служба". Ему, "сочиненная в давнее время". В ..

Геннадий, преподобный отшельник

(† в 1565 г.) — преподобный. Сын богатых родителей, рано почувствовал влечение к иноческой жизни, тайно оставил отцовский дом и в рубище нищего ушел в Москву, а оттуда в Комельскую пустынь в Вологодских лесах, где принял пострижение у старца Корнилия. К Г., поселившемуся на Сурском озере в Костромских лесах, вскоре стали отовсюду стекаться сподвижники, жаждавшие подвигов отшельничества. Преподобный Г. Ходил иногда с Суры в Москву. Рассказывают, что в одну из таких своих побывок он навестил дом б..

Геннадий, преподобный печерский

— преподобный печерский. Память его вместе с памятью прочих печерских угодников празднуется 28 августа. Мощи почивают в Феодосийской пещере.{Брокгауз} Геннадий, преподобный печерскийпреподобн. Печерский, память 28 авг.{Половцов}. ..

Дополнительный поиск Геннадий, преподобный Костромской и Любимоградский Геннадий, преподобный Костромской и Любимоградский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Геннадий, преподобный Костромской и Любимоградский" в словаре Большая биографическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Геннадий, преподобный Костромской и Любимоградский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 50 символа