Иаков Черноризец
— На основании изысканий митрополита Макария и Погодина, монаху XI в. И. Черноризцу приписываются. "Сказание о свв. Страстотерпцах Борисе и Глебе". "Житие блаж. Кн. Владимира". "Память и похвала русскому кн. Владимиру, како крестися Владимер и дети своя крести и всю землю Русскую от конца и до конца, и како крестися бабка Владимера Ольга, преже Владимера". И "Послание к Божию слузе Дмитрию". (вел. Кн. Изяславу). Этому же И. Черноризцу некоторые исследователи приписывают славянский перевод написанного к Черноризцу И. "Правила м. Иоанна". Наиболее ранним сочинением И. Черноризца, по-видимому, было "Сказание о Борисе и Глебе". "Житие Владимира". Написано позднее, а еще позже — "Память и похвала в.
Кн. Владимиру". "Сказание о Борисе и Глебе", обнаруживающее в авторе очень близкого современника, полно морально-лирических отступлений. Этому оно, вероятно, и обязано своею большей распространенностью, сравнительно с подобным же произведением Нестора. Автор как бы старается противопоставить идеал христианской добродетели мучеников-князей пороку и преступности Святополка. Впрочем, автор винит не столько злую волю последнего, сколько исконного врага рода человеческого, дьявола. В уста мучеников автор влагает частые и длинные речи, обращения, сетования. Труд И. Черноризца в значительной доле послужил источником для Нестора. "Житие Владимира", рассказывающее о совещаниях Владимира касательно перемены веры, о походе на Корсунь, о крещении князя и бракосочетании, о крещении киевлян, о нравственной перемене, совершившейся в князе, наконец о его кончине, — своим содержанием и порядком изложения почти сходно с летописным рассказом, и видимо послужило источником для последнего.
На древность памятника указывает язык "Жития", равно как и то, что Владимир святой представляется здесь еще непрославленным, а русский народ называется "новым". По отношению к вере. В большинстве списков "Жития". К нему присоединяется третье соч. И. Черноризца — "Память и похвала кн. Русскому Владимиру", столь же древнее по языку. Оно написано, по-видимому, на основании устных, еще свежих, преданий и рассказов о равноапостольном кн. Владимире и св. Ольге. Как и на "Житии", на "Похвале". Еще не заметно влияния каких-либо письменных памятников XI в. Помимо стороны литературной, произведения И. Черноризца имеют весьма важное значение и как памятники исторические. Они нередко дополняют летописи новыми указаниями и представляют некоторые новые данные для начальной истории нашей церкви.
Так, автор сообщает, что Владимир ходил на Корсунь не перед крещением и не для него, а спустя четыре года после крещения. Ни словом не упоминается о приходе к Владимиру послов с предложением вер и т. Д. Дошедшие до нас списки "Жития". И "Похвалы". — довольно поздние (с XVI в.) и представляют между собою значительные отличия. "Послание к вел. Кн. Изяславу". Написано в ответ на послание князя, до нас не дошедшее. Оно любопытно по высоте взгляда на христианские обязанности. Только любовью к ближним можно исполнить заповедь Христа. "Если хочешь, — пишет Черноризец князю, — и чудеса творить, по примеру апостолов, — и это возможно. Они врачевали хромых, исцеляли сухоруких, — ты научи хромых в вере, ноги текущих на игрища обрати к церкви, руки иссохшие от скупости сделай простертыми на подаяние нищим".
Отличительная черта послания — преобладание афоризмов и изречении из св. Писания. Есть в послании и бытовые черты. "Церковное правило". М. Иоанна, обращенное к И. Черноризцу, вместе с "Уставом". Кн. Владимира было первым опытом у нас местного церковного законодательства. Язык славянского перевода "Правила". Весьма неясен. Сохранился и греческий его подлинник. Биографических известий о И. Черноризце почти не сохранилось. Преп. Феодосий Печерский, перед смертью († 1074), предлагал своей братии на место себя в игумены пресвитера И., который не был постриженником Печерского м-ря. А пришел туда с р. Альты (вероятно, из Переяславского м-ря, построенного во имя Бориса и Глеба, на месте их убиения). Предполагают, что этот пресвитер И.
— одно лицо с И.-писателем.Ср. Калайдович, в I ч. "Русск. Достопамятностей". (М., 1815). Востоков, в "Описании Рум. Музея". Макарий, в "Хр. Чтении". (1849 г. Кн. 2). Погодин, в "Известиях II отд. Акад. Н.". (I, СПб., 1852). Бутков, "Разбор трех древних памятников духовной литературы". ("Современник", 1852, ч. II). A. Ф. Тюрин, "Мнение о И. Мнихе академика П. Г. Буткова". (в "Известиях II отд. А. Н.", II, 1853). Неволин, "О м-те Иакове II, как сочинителе послания к архиепископу римскому Клименту". (там же, II). Срезневский, "Древние жизнеописания русских князей Х — XI в.". (там же, II). Макарий, "Еще об И. Мнихе". (там же, II). Позднее в "Истории русской церкви", II, 1868, стр.
141—158). Шевырев, "Истории русской словесности". (II, 1860). И. И. Хрущов, "О древнерусских исторических повестях и сказаниях". В приложениях к "Истории русской црк.". Макария переизданы (по списку XVI в.) "Житие Владимира". И "Память и Похвала". И напечатано, по списку XVI в. "Послание к Изяславу". "Сказание о св. Борисе и Глебе", по древнейшему списку (Сильвестровскому сборнику XIV в.), изд. Срезневским, в СПб., в 1860 г., вместе с подобным же сочинением пр. Нестора. Лучшее издание "Правила м. Иоанна". Принадлежит проф. Павлову ("Русская историческая библиотека", VI, СПб., 1880).А. Архангельский.{Брокгауз}.
Дополнительный поиск Иаков Черноризец
На нашем сайте Вы найдете значение "Иаков Черноризец" в словаре Большая биографическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Иаков Черноризец, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "И". Общая длина 16 символа