Лжедимитрий I

93

— царь московский (1605—1606). Происхождение этого лица, равно как история его появления и принятия на себя имени царевича Димитрия, сына Иоанна Грозного (см.), остаются до сих пор весьма темными и вряд ли даже могут быть вполне разъяснены при настоящем состоянии источников. Правительство Бориса Годунова, получив известие о появлении в Польше лица, назвавшегося Димитрием, излагало в своих грамотах его историю следующим образом. Юрий или Григорий Отрепьев, сын галицкого сына боярского, Богдана Отрепьева, с детства жил в Москве в холопах у бояр Романовых и у кн. Бор. Черкасского. Затем, навлекши на себя подозрение царя Бориса, он постригся в монахи и, переходя из одного монастыря в другой, попал в Чудов м-рь, где его грамотность обратила внимание патр.

Иова, взявшего его к себе для книжного письма. Похвальба Григория о возможности ему быть царем на Москве дошла до Бориса, и последний приказал сослать его под присмотром в Кириллов м-рь. Предупрежденный вовремя, Григорий успел бежать в Галич, потом в Муром, и, вернувшись вновь в Москву, в 1602 г. Бежал из нее вместе с некиим инок. Варлаамом в Киев, в Печерский м-рь, оттуда перешел в Острог к кн. Константину Острожскому, затем поступил в школу в Гоще, и наконец вступил на службу к кн. Ад. Вишневецкому, которому впервые и объявил о своем якобы царском происхождении. Этот рассказ, повторенный позднее и правительством царя Василия Шуйского, вошедший в большую часть русских летописей и сказаний и основанный главным образом на показании или "Извете".

Упомянутого Варлаама, был сперва всецело принят и историками. Миллер, Щербатов, Карамзин, Арцыбашев отождествляли Л. С Григорием Отрепьевым. Из новых историков такое отождествление защищают С. М. Соловьев и П. С. Казанский — последний, однако, не безусловно. Уже очень рано возникли сомнения в правильности такого отождествления. Впервые подобное сомнение было высказано в печати митроп. Платоном ("Краткая церковная история", изд. 3-е, стр. 141). Затем уже более определенно отрицали тождество Л. И Отрепьева А. Ф. Малиновский ("Биографические сведения о кн. Д. М. Пожарском", М., 1817), М. П. Погодин и Я. И. Бередников ("Ж. М. Н. Пр.", 1835, VII, 118—20). Особенно важны были в этом отношении работы Н. И. Костомарова, убедительно доказавшего недостоверность "Извета".

Варлаама. Костомаров предполагал, что Л. Мог происходить из зап. Руси, будучи сыном или внуком какого-нибудь московского беглеца. Но это лишь предположение, не подтвержденное никакими фактами, и вопрос о личности первого Л. Остается открытым. Почти доказанным можно считать лишь то, что он не был сознательным обманщиком и являлся лишь орудием в чужих руках, направленным к низвержению царя Бориса. Еще Щербатов считал истинными виновниками появления самозванца недовольных Борисом бояр. Мнение это разделяется большинством историков, причем некоторые из них немалую роль в подготовке самозванца отводят полякам и, в частности, иезуитам. Оригинальный вид приняло последнее предположение у Бицына (Н. М. Павлова), по мнению которого было два самозванца.

Один (Григорий Отрепьев) был отправлен боярами из Москвы в Польшу, другой — подготовлен в Польше иезуитами, и последний-то и сыграл роль Димитрия. Это чересчур искусственное предположение не оправдывается достоверными фактами истории Л. И не было принято другими историками. То обстоятельство, что Л. Вполне владел русским языком и плохо знал латинский, бывший тогда обязательным для образованного человека в польском обществе, позволяет с большою вероятностью предположить, что по происхождению Л. Был русский. Достоверная история Л. Начинается с появления его в 1601 г. При дворе кн. Конст. Острожского, откуда он перешел в Гощу, в арианскую школу, а затем в кн. Ад. Вишневецкому, которому и объявил о своем якобы царском происхождении, вызванный к этому, по одним рассказам, болезнью, по другим — оскорблением, нанесенным ему Вишневецким.

Как бы то ни было, последний поверил Л., равно как и некоторые другие польские паны, тем более, что на первых же порах явились и русские люди, признавшие в Л. Мнимо-убитого царевича. Особенно близко сошелся Л. С воеводой сандомирским, Юрием Мнишком, в дочь которого, Марину, он влюбился. Стремясь обеспечить себе успех, Л. Пытался завести сношения с королем Сигизмундом, на которого, следуя, вероятно, советам своих польских доброжелателей, рассчитывал действовать чрез иезуитов, обещая последним присоединиться к католичеству. Папская курия, увидав в появлении Л. Давно желанный случай к обращению в католичество московского государства, поручила своему нунцию в Польше, Рангони, войти в сношения с Л., разведать его намерении и, обратив в католичество, оказать ему помощь.

В начале 1604 года Л. В Кракове был представлен нунцием королю. 17 апреля совершился его переход в католичество. Сигизмунд признал Л., обещал ему 40000 злотых ежегодного содержания, но официально не выступил на его защиту, дозволив лишь желающим помогать царевичу. За это Л. Обещал отдать Польше Смоленск и Северскую землю и ввести в московском государстве католицизм. Вернувшись в Самбор, Л. Предложил руку Марине Мнишек. Предложение было принято, и он выдал невесте запись, по которой обязался не стеснять ее в делах веры и уступить ей в полное владение Вел. Новгород и Псков, причем эти города должны были остаться за Мариной даже в случае ее неплодия. Мнишек набрал для будущего зятя небольшое войско из польских авантюристов, к которым присоединились 2000 малороссийских казаков и небольшой отряд донцов.

С этими силами Л. 15 августа 1604 г. Открыл поход, а в октябре перешел московскую границу. Обаяние имени царевича Димитрия и недовольство Годуновым сразу дали себя знать. Моравск, Чернигов, Путивль и др. Города без боя сдались Л. Держался только Новгород-Северский, где воеводой был П. Ф. Басманов. 50000 московское войско, под начальством Мстиславского явившееся на выручку этого города, было наголову разбито Л. С его 15000 армией. Русские люди неохотно сражались против человека, которого многие из них в душе считали истинным царевичем. Поведение боярства, которое Борис при первых вестях о Л. Обвинил в постановке самозванца, усиливало начинавшуюся смуту. Некоторые воеводы, выступая из Москвы, прямо говорили, что трудно бороться против прирожденного государя.

Большинство поляков, недовольных задержкой платы, оставило в это время Л., но зато к нему явилось 12000 казаков. В. И. Шуйский разбил 21 янв. 1605 г. Л. При Добрыничах, но затем московское войско занялось бесполезной осадой Рыльска и Кром, а тем временем Л., засевший в Путивле, получил новые подкрепления. Недовольный действиями своих воевод, царь Борис послал к войску П. О. Басманова, перед тем вызванного в Москву и щедро награжденного. Но и Басманов не мог уже остановить разыгравшейся смуты. 13 апр. Умер внезапно царь Борис, а 7 мая все войско с Басмановым во главе перешло на сторону Л. 20 июня Л. Торжественно въехал в Москву. Провозглашенный перед тем царем Федор Борисович Годунов еще раньше был убит посланными Л. Вместе со своей матерью, а уцелевшую сестру его Ксению Л.

Сделал своей любовницей. Позднее она была пострижена. Через несколько дней после въезда Л. В Москву обнаружились уже замыслы бояр против него. В. И. Шуйский был уличен в распускании слухов о самозванстве нового царя и, отданный Л. На суд собора, состоявшего из духовенства, бояр и простых людей, приговорен к смертной казни. Л. Заменил ее ссылкой Шуйского с двумя братьями в галицкие пригороды, а затем, вернув их с дороги, простил совершенно, возвратив им имения и боярство. Патр. Иов был низложен, и на место его возведен архиепископ рязанский, грек Игнатий, который 21 июля и венчал Л. На царство. Как правитель Л., согласно всем современным отзывам, отличался недюжинной энергией, большими способностями, широкими реформаторскими замыслами и крайне высоким понятием о своей власти.

"Остротою смысла и учением книжным себе давно искусив", говорит о нем кн. Хворостинин и прибавляет. "самодержавие выше человеческих обычаев устрояя". Он переустроил думу, введя в нее в качестве постоянных членов высшее духовенство. Завел новые чины по польскому образцу. Мечника, подчашия, подскарбия. Принял титул императора, или цезаря. Удвоил жалованье служилым людям. Старался облегчить положение холопов, воспрещая записи в наследственное холопство, и крестьян, запрещая требовать обратно крестьян, бежавших в голодный год. Л. Думал открыть своим подданным свободный доступ в Зап. Европу для образования, приближал к себе иноземцев. Он мечтал составить союз против Турции из императора германского, королей французского и польского, Венеции и московского государства.

Его дипломатические сношения с папою и Польшей были направлены главным образом к этой цели и к признанию за ним императорского титула. Папа, иезуиты и Сигизмунд, рассчитывавшие видеть в Л. Покорное орудие своей политики, сильно ошиблись в расчетах. Он держал себя вполне самостоятельно, отказался вводить католицизм и допустить иезуитов и добился того, чтобы Марина по прибытии в Россию наружно исполняла обряды православия. Довольно индифферентный к различиям религий, в чем, может быть, сказалось влияние польского арианства, он избегал, однако, раздражать народ. Равным образом Л. Решительно отказался делать какие-либо земельные уступки Польше, предлагая денежное вознаграждение за оказанную ему помощь. Отступления от старых обычаев, какие допускал Л.

И какие стали особенно часты со времени прибытия Марины, и явная любовь Л. К иноземцам раздражали некоторых ревнителей старины среди приближенных царя, но народные массы относились к нему доброжелательно, и москвичи сами избивали немногих говоривших о самозванстве Л. Последний погиб исключительно благодаря заговору, устроенному против него боярами и во главе их — В. И. Шуйским. Удобный повод заговорщикам доставила свадьба Л. Еще 10 ноября 1605 г. Состоялось в Кракове обручение Л., которого заменял в обряде посол московский Власьев, а 8 мая 1606 г. В Москве совершился и брак Л. С Мариной. Воспользовавшись раздражением москвичей против поляков, наехавших в Москву с Мариной и позволявших себе разные бесчинства, заговорщики в ночь с 16 на 17 мая ударили в набат, объявили сбежавшемуся народу, что ляхи бьют царя, и, направив толпы на поляков, сами прорвались в Кремль.

Захваченный врасплох Л. Пытался сначала защищаться, затем бежал к стрельцам, но последние под давлением боярских угроз выдали его, и он был застрелен Валуевым. Народу объявили, что, по словам царицы Марфы, Л. Был самозванец. Тело его сожгли и, зарядив прахом пушку, выстрелили в ту сторону, откуда он пришел.Литература. Миллер, "Sammlung Russ. Geschichte". Щербатов, "Росс. Ист.". (VIII). Карамзин, "История Г. Р.". (XI). Арцыбашев, "Повествование о России". (кн. V). Погодин, "Историко-критические отрывки". (I, М., 1846). Соловьев, "История России". (VIII). Костомаров, "Кто был первый Лжедимитрий?". (СПб. 1864) и "Смутное время московского государства". (тт. IV, V и VI "Историч.

Монографий). Бицын (Н. М. Павлов), "Правда о Лжедимитрии", в "Дне". 1864 г., и полнее в "Русском Архиве". L886 г., № 8 (здесь перепечатана и полемика его с Костомаровым). Добротворский, "Кто был первый Лжедимитрий". ("Вестник Зап. России", 1866. № 6). Казанский, "Исследование о личности первого Лжедимитрия". ("Русский Вестник", 1877, №№ 8, 9 и 10). Белов, "Об историческом значении русского боярства до конца XVII в.". (СПб. 1886). Левитский, "Из истории Лжедимитрия I. Где, когда и кем был обращен, в католичество Л.?". ("Христианское Чтение", 1883, №№ 9—10). Его же, "Лжедимитрий I как пропагандист католичества в Москве". (СПб., 1886).

Pierling, "Rome et Démétrius". (Пар., 1878). Бестужев-Рюмин, "Обзор событий смутной эпохи". ("Ж. М. Н. Пр.". 1887, № 7). Платонов, "Древнерусские повести и сказания о смутном времени". (СПб. 1888). Иконников, статьи в "Киев. Унив. Известиях". (1885 г., №№ 2 и 3. 1889, №№ 5 и 7). Иловайский, "Русс. История". (т. III). В. М—н.{Брокгауз}.

Значения в других словарях
Лжедимитрий I

Царь московский (1605-1606). Происхождение этого лица, равно как история его появления и принятия на себя имени царевича Димитрия, сына Иоанна Грозного (см.), остаются до сих пор весьма темными и вряд ли даже могут быть вполне разъяснены при настоящем состоянии источников. Правительство Бориса Годунова, получив известие о появлении в Польше лица, назвавшегося Димитрием, излагало в своих грамотах его историю следующим образом. Юрий или Григорий Отрепьев, сын галицкого сына боярского, Богдана Отре..

Лжедимитрий I

Лжедимитрий I - царь Московский в 1605 - 1606 годах. Происхождение этого лица, равно как история его появления и принятия им имени царевича Димитрия , сына Иоанна Грозного , остаются до сих пор темными. Правительство Бориса Годунова , получив известие о появлении в Польше лица, назвавшегося Димитрием, излагало в своих грамотах его историю следующим образом. Юрий Отрепьев, сын галицкого сына боярского, Богдана Отрепьева, с детства жил в Москве в холопах у бояр Романовых и у князя Бориса Черкасско..

Лже-Симеон

Самозванец, выдававший себя за сына Феодора Иоанновича 1673, † 1674 г.{Половцов}. ..

Лже-Симеон II

(Матюшка) — самозванец, сын варшавского мещанина Ивашки Андреева Воробьева, подданного князя Дмитрия Вишневецкого, в конце 1673 г. Явился в запорожскую Сечь к кошевому Ивану Серко, назвался царевичем Симеоном, сыном царя Алексея Михайловича, и объяснил, что, похвалившись погубить бояр и первым из них — деда своего, боярина Илью Милославского, возбудил этим гнев матери своей, царицы Марии Ильинишны, которая повелела стряпчему Севастьянову отравить его. Но тот, отравив певчего, лицом похожего на ц..

Лжедимитрий II

(Вор Тушинский, затем Калужский) — появление и успех второго самозванца могут быть поняты лишь после ознакомления с обстоятельствами, предшествовавшими этим событиям. Прежде всего следует отметить тот факт, что против первого Лжедимитрия в мае 1606 года был организован заговор, а не поднят открытый мятеж. Дело в том, что глава движения, хитроумный и ловкий князь Василий Иванович Шуйский, не решился поднимать народ на "царя Димитрия Ивановича", так как не был уверен в успехе явной агита..

Лжедимитрий III

— не известно точно настоящее имя этого Самозванца. По одним известиям, это был "Матюшка роздьякон", по другим "Вор Сидорка". Он появился уже после смерти Тушинского Вopa и избрал местом своих похождений город Псков, отчего его впоследствии звали "Псковским Вором". Прежде всего Вор, по известию Нового Летописца, "с Москвы из-за Яузы". "прииде в Новгород". 23-го марта 1611 года и смутил его жителей. К Самозванцу стали стекаться враждебные порядку элем..

Лжедимитрий I

Лжедимитрий I - царь Московский в 1605 - 1606 годах. Происхождение этого лица, равно как история его появления и принятия им имени царевича Димитрия , сына Иоанна Грозного , остаются до сих пор темными. Правительство Бориса Годунова , получив известие о появлении в Польше лица, назвавшегося Димитрием, излагало в своих грамотах его историю следующим образом. Юрий Отрепьев, сын галицкого сына боярского, Богдана Отрепьева, с детства жил в Москве в холопах у бояр Романовых и у князя Бориса Черкасско..

Дополнительный поиск Лжедимитрий I Лжедимитрий I

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Лжедимитрий I" в словаре Большая биографическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лжедимитрий I, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 13 символа