Павел Пономарев

151

(в миру Петр) — архиепископ ярославский. Род. 1745 г., в селе Александровой слободе (Дмитровского уезда Московской губ.). Сконч. 19 марта 1806. Сын диакона, он воспитывался с 10 января 1760 г. В Троицкой Лаврской семинарии, из философского класса которой был отправлен для изучения французского и немецкого языков в Московский университет (1768), а для слушания богословских лекций — в Славяно-греко-латинскую Академию. По окончании университетского и академического курсов (1772) он состоял в Троицкой Лаврской семинарии учителем французского и немецкого языков (1772—1779) и преподавателем истории (1779—1782), соединяя, вместе с тем, после пострижения в монашество (в июне 1775), должность наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры (с 28 августа 1775 до августа 1782).

Возведенный в сан архимандрита, П. Недолго занимал место ректора и учителя богословия в Славяно-греко-латинской Академии и управлял Заиконоспасским монастырем (с августа 1782), после чего был настоятелем монастырей Московской епархии. Симонова (с 27 ноября 1783), Воскресенского (с 13 октября 1785) и Новоспасского (с 14 января 1786), а также членом Св. Синода (с 9 ноября 1792). Наконец, рукоположенный в архиерейский сан, он состоял епископом Нижегородским и Алатырским (с 12 февраля 1794), архиепископом Тверским и Кашинским (с 26 октября 1798), Ярославским и Ростовским (с 26 декабря 1799). Он погребен в Успенском соборе в Ярославле. Его литературные труды. "История о Епаминонде, Фивском полководце, с примечаниями историческими и критическими, сочинение Серана де ла Тура", перев.

С франц. (М., 1774). "Краткое историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры с приложением знатных происшествий, случившихся в оной". (СПб., 1782. М., 1790, 1794, 1796, 1801, 1809, 1815, 1818, 1825), и "Слово, говоренное 24 ноября 1793 г. В Большой Придворной Церкви, в день Тезоименитства Имп. Екатерины Алексеевны". (СПб., 1793). Другие же проповеди и перевод с франц. "Церковная история". Тильемона — остались в рукописях. Мнение его о невозможности восстановления Клинцовской раскольнической типографии удостоилось Высочайшего одобрения. Кроме того, как член Российской Академии, избранный в феврале 1784 г., он принимал участие в составлении V и VI частей "Словопроизводного Словаря", особенно занимаясь определением правил ударения в русском языке.Митр.

Евгений, "Словарь о писателях духовного чина", СПб., 1827, т. II, стр. 144—145. "Нижегородские губ. Ведом.", 1849, № 10, стр. 37—39. Н. Чередеев "Биографии Тверских иерархов", Тв., 1859, стр. 147—149. В. Пассек, "Историческое описание Моск. Симонова мон.", M., 1843, стр. 222. Архим. Макарий, "История Нижегородской иерархии", СПб., 1857, стр. 180—187. Смирнов, "История Моск. Славяно-греко-латинской Академии", М., 1855, стр. 323—324 и 354—355. Его же, "История Троицкой Лаврской семинарии", М., 1867, стр. 350—352, 372, 374, 505—506. Снегирев, "Описание Моск. Новоспасского мон.", М., 1863, стр. 58. Арх. Филарет, "Обзор русс. Духовной литературы", Чернигов, 1863, стр.

154—155. "Летопись занятий Археографической Комиссии", СПб., 1868, вып. IV, отд. II, стр. 68—69. "Православное Обозрение". 1868, кн. 9, стр. 10—13. "Русс. Вестник". 1868, № 4, стр. 462 и след. "Русс. Архив". 1869, № 7—8, стр. 1109. Сухомлинов, "История Российской Академии", СПб., 1874, вып. I, стр. 10, 18, 230—232, 415, 420. Строев, "Списки иерархов", СПб., 1877, стр. 145, 147, 152, 160, 334, 445, 607. "Собр. Мнен. И отзыв. Митр. Моск. Филарета", т. Дополн., с. 17—19.Д. Я.{Половцов} Павел Пономарев— духовный писатель († в 1805 г.), воспитанник Московской семинарии, префект Славяно-греко-латинской академии, епископ нижегородский, потом тверской и ярославский, член Академии наук. Славился как проповедник, но напечатаны из его проповедей лишь отрывки (в "Истории нижегородской иерархии".

Макария) и речь Екатерине II (в хрестоматии Пенинского). Составил "Описание Троице-Сергиевой лавры". (СПб., 1782. Еще несколько изданий до 1837 г.). В Акд. Наук им представлены примечания на 5-ю и 6-ю часть ее "Словаря".{Брокгауз} Павел Пономарев(Петр) — архиепископ Ярославский и Ростовский.Родился 4 октября 1749 года в селе Александрова Слобода Дмитровского уезда Московской губернии в семье диакона.10 января 1760 года поступил в Троицкую лаврскую духовную семинарию.В1768 году отправлен в Москву для изучения языков в университете и для слушания лекций по богословию в Московской Славяно-греко-латинской академии.В 1772 году по окончании курса в академии и университете поставлен учителем французского и немецкого языков в Троицкой лаврской духовной академии.В июне 1775 года, по совету митрополита Платона (Левшина, † 1812), принял монашество и 28 августа того же года назначен наместником Троице-Сергиевой лавры.С1779 года — преподаватель истории.С 1782 года ректор Московской Славяно-греко-латинской академии и архимандрит Московского Заиконоспасского монастыря.С 27 ноября 1783 года — архимандрит Московского Симонова монастыря.С 13 октября 1785 года — настоятель Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.С 14 января 1786 года — настоятель Московского Новоспасского монастыря.С 1792 года — член Святейшего Синода.12 февраля 1794 года хиротонисан во епископа Нижегородского и Алатырского.С 26 октября 1798 года — епископ Тверской и Кашинский.15 мая 1799 года возведен в сан архиепископа.С 26 декабря 1799 года — архиепископ Ярославский и Ростовский.Скончался 19 марта 1806 года.

Погребен в Успенском соборе в городе Ярославле.Архиепископ Павел, тогда еще Петр Пономарев, для завершения образования поступил в Московскую Славяно-греко-латинскую академию и с разрешения митрополита Платона, благоволившего к нему, слушал в Московском университете философию и элоквенцию (словесность, риторику). Он учился настолько хорошо, что немецкий информатор университета Сергей Иванов дал такой отзыв о нем. "Немецкого грамматического класса ученик Петр Пономарев обучался в бытность свою с такой прилежностью и старанием, что всякий из его сверстников тому завидовал ежечасно, почему и успехи оказал достойные всякой похвалы. Что же касается до его поступков, то оказал такие, которые благородному и честному человеку всегда приличными и достойными быть казались".Приняв монашество по настоянию митрополита Платона и сделавшись наместником лавры, архимандрит Павел стал заниматься преимущественно переводами с французского языка.

Его перевод истории о Фивском полководце Эпаминонде пользовался большой известностью в конце XVIII века.Пылкий и непреклонный его характер был причиной частых переводов его из монастыря в монастырь. Он управлял всеми ставропигиальными монастырями.Будучи епископом Нижегородским, по рассказам современников, оставил среди подвластного ему духовенства далеко не добрую память, как епископ злой и немилостивый.Преосвященный Макарий (Миролюбов, † 1894) говорил. "Усматривая беспорядки, Павел с твердой волей и строгостью начал искоренять их".При нем невежество и пороки не оставались без должного наказания. По различию преступлений одни посылались под надзор и в работу в монастыри, другие долгое время находились под запрещением, а некоторые лишались и совсем священства и по приказу преосвященного отдавались в солдаты.Такой строгий надзор епископ не ограничивал одними священноцерковнослужителями, но простирал его и на детей духовного звания, требуя, чтобы с 10 лет они поступали в духовную семинарию.Особенно жесток он бывал при частых своих объездах епархии.

Епископ Павел с первых же дней своего приезда обратил особое внимание на Нижегородскую духовную семинарию, и хотя строго взыскивал с начальства и учеников, но зато улучшил положение последних. Конечно, преосвященный Павел в своих решениях был отчасти прав. При пылком своем характере, знакомый с иностранной литературой, находившийся в частом общении с французскими эмигрантами, он не мог относиться равнодушно к невежеству и грубым поступкам своих подчиненных.Решительно выступал преосвященный Павел против раскольников. Он воскрешал, по возможности, "питиримовские времена". (имеется в виду архиепископ Нижегородский и Алатырский Питирим. † 1738), тем более что светские власти, ввиду выгоды преследования раскольников, всегда были к услугам Нижегородского преосвященного.В бытность свою на Нижегородской кафедре преосвященный Павел сделался известен императору Павлу, который во время поездки в Казань дважды был в Нижнем.

Для встречи императора преосвященный приказал с необыкновенной быстротой если не исправить, то хотя бы замазать ветхости в кафедральном соборе, построенном в 1632 году и угрожавшем падением. Всем священникам были сшиты новые ризы, а певчим форменные платья.Как член Святейшего Синода, преосвященный Павел долго жил в Санкт-Петербурге. Первоприсутствующим тогда в Синоде был митрополит Амвросий (Подобедов, † 1818). Сравнивая двух владык, Амвросия и Павла, обер-прокурор Святейшего Синода А. А. Яковлев в своих записках замечает, что митрополит Амвросий отличался мягкосердечием и откровенностью до болтливости, тогда как епископ Павел — мстителен, корыстолюбив, зол, скрытен, упрям, многосведущ. И в Нижнем, и в Ярославле о нем сохранились предания как о человеке суровом.Он был очень дружен с первоприсутствующим в Синоде митрополитом Амвросием.

Но по своей натуре преосвященный Павел был плохой товарищ. В своих записках обер-прокурор А. А. Яковлев описывал следующий случай. Владыка Павел, будучи как-то в размолвке с митрополитом Амвросием, предложил Яковлеву действовать заодно против Амвросия, высказав при этом и программу действий, и главную цель. Амвросия отправить в Новгород, а ему (Павлу) надеть белый клобук и занять место первоприсутствующего. Яковлев решительно отказался от союза с ним. Увидев себя в крайне неловком положении и опасаясь, что обер-прокурор передаст Амвросию их разговор, Павел поспешил к митрополиту и прямо от прокурора поехал в Александро-Невскую лавру. Притворяясь оскорбленным и вместе с тем вполне преданным митрополиту, сказал ему, что обер-прокурор сейчас предлагал ему действовать с ним заодно в деле удаления его (Амвросия), за что обещал выхлопотать ему белый клобук.

Амвросий поверил, помирился с Павлом, и с того времени между ними был заключен самый тесный союз.7 октября 1803 года архиепископ Павел уволен из Святейшего Синода и отправлен на свою епархию. Удаление из Синода и неблаговоление государя так подействовали на самолюбивого архипастыря, что он, обладавший до этого цветущим здоровьем, заболел, и развившаяся в нем после удара болезнь истощила его силы и свела в могилу.Почил он на 57-м году от рождения.Труды:Краткое историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры с приложением знатных происшествий, случившихся в оной. Сочиненное оныя Лавры наместником иеромонахом Павлом. — СПб., 1782. М., 1790, 1796, 1801, 1809,1815,1818,1824,1829. Слово, говоренное 24 ноября 1793 года в Большой Придворной Церкви в день тезоименитства императрицы Екатерины Алексеевны.

— СПб., 1793.Отрывки из проповедей // Макарий (Миролюбов), архимандрит. История нижегородской иерархии, содержащая в себе сказания о нижегородских иерархах с 1672 по 1850 год. — СПб., 1857. Примечания на 5-ю и 6-ю части Словаря Академии Наук.Серан де ла Тур. История о Епаминонде, Фивском полководце (перевод с французского). — М., 1774.Литература. // .

Значения в других словарях
Павел Пономарев

Павел (Пономарев) - духовный писатель (умер в 1805 г.), воспитанник московской семинарии, префект славяно-греко-латинской академии, епископ нижегородский, потом тверской и ярославский, член Академии Наук. Славился как проповедник, но напечатаны из его проповедей лишь отрывки (в "Истории нижегородской иерархии" Макария ) и речь Екатерине II (в хрестоматии Пенинского). Составил "Описание Троице-Сергиевой лавры" (Санкт-Петербург, 1782. Еще несколько изданий до 1837 года). В Академию Наук им предста..

Павел Озеров

Игумен Авраамиева Городецкого мон. (костром. Галицк.) 1679 г.{Половцов}. ..

Павел Подлипский

(в миру Петр) — архиепископ черниговский. Род. 23 июня 1788 в селе Подлипье Переяславского уезда Владимирской губ. Сконч. 27 ноября 1861 в Переяславском Троицком Данииловом мон. Сын сельского причетника, он воспитывался во Владимирской и Троицкой Лаврской семинариях, а затем в С.-Петербургской дух. Академии. По окончании же академического курса со степенью кандидата (1814 г.) принял монашество и определен учителем во Владимирскую семинарию, где и состоял инспектором (с 1817). Возведенный в сан а..

Павел Попов

(Петр) — епископ Камчатский, Курильский и Благовещенский.Родился в 1813 году в Енисейской губернии в семье священника.14 июля 1834 года окончил курс Иркутской духовной семинарии и 7 октября рукоположен во священника при Нерчинском заводе.В 1837 году переведен в кафедральный собор города Красноярска.С 6 декабря 1858 года — протоиерей.2 марта 1860 года пострижен в монашество. Возведен в сан архимандрита, а 6 марта того же года хиротонисан во епископа Якутского, викария Камчатской епархии.13 марта ..

Павел Попов 1-й

(в миру Петр) — епископ камчатский. Род. 1813 г. В Енисейской губ. Сконч. 25 мая 1877 г. В Благовещенске на Амуре. Он воспитывался в Иркутской дух. Семинарии и по окончании курса (1833) был рукоположен во священника при Нерчинском заводе (1834—1837), а оттуда переведен в Красноярский собор (1837—1860). Постриженный после того в монашество из вдовых протоиереев, был хиротонисан в архиерейский сан и последовательно состоял. Епископом якутским, викарием Иркутской епархии (с 6 марта 1860), епископом..

Павел Пономарев

Павел (Пономарев) - духовный писатель (умер в 1805 г.), воспитанник московской семинарии, префект славяно-греко-латинской академии, епископ нижегородский, потом тверской и ярославский, член Академии Наук. Славился как проповедник, но напечатаны из его проповедей лишь отрывки (в "Истории нижегородской иерархии" Макария ) и речь Екатерине II (в хрестоматии Пенинского). Составил "Описание Троице-Сергиевой лавры" (Санкт-Петербург, 1782. Еще несколько изданий до 1837 года). В Академию Наук им предста..

Дополнительный поиск Павел Пономарев Павел Пономарев

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Павел Пономарев" в словаре Большая биографическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Павел Пономарев, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 15 символа