Рейснер, Ларисса Михайловна

66

[1895—1926] — советская писательница, журналистка. Член ВКП(б) с 1918. Р. В Польше. Отец Р. — профессор государственного права, до 1905 — политический эмигрант. Высшее образование Р. Получила в петербургском Психоневрологическом институте. Начало ее лит-ой деятельности—1912—1913. Первым произведением Рейснер была пьеса "Атлантида". (альманах "Шиповник", 1913) — незрелая вещь с мифологическим сюжетом о юноше, обреченном на смерть и смертью своей спасающем человечество от гибели, — написанная в абстрактно-символических тонах под некоторым влиянием Л. Андреева. В 1915—1916 вместе с отцом Р., объединив вокруг себя группу молодых поэтов — В. Рождественский, В. Злобин, Л. Никулин и др., — издавала журнал "Рудин".

(вышло 8 номеров), задачей которого было — "клеймить бичом сатиры, карикатуры и памфлета все безобразие русской жизни". Пораженческий характер, оппозиционная антиправительственная направленность журнала уживались с утонченно-эстетскими стихами, близкими символизму (см.) и отчасти акмеизму (см.). Рейснер выступала под псевдонимами Л. Xpaповицкий, И. Смирнов и др. Перед нами автор то изысканного сонета, то революционного гимна, то сатирической заметки о профессорской схоластике, шаржа на проф. Туган-Барановского, пытающегося превратить "революционное учение марксизма". В "пасхального масляного барашка", то наконец автор критических статей (о Блоке, Северянине, Маяковском и т. Д.). В 1916—1917 Рейснер — сотрудник интернационалистского журнала "Летопись".

(см.) и газеты М. Горького "Новая жизнь".Р. — представительница той группы интеллигенции, которая с первых дней Октября без колебаний и до конца связала свою судьбу с судьбой рабочего класса. Героическая жизнь молодой писательницы запечатлена в ряде ее очерков, фельетонов, газетных заметок, путевых дневников. Биография писательницы сливается с биографией бойца-большевика.Р., комиссар Морского генерального штаба, в 1918—1919 — на Чехо-словацком фронте. Памятником этой эпохи является книга очерков "Фронт". Героизм самого автора, выступающего в роли разведчицы, пробирающейся в тыл к белым, скрадывается, затушевывается описанием героев Волжской флотилии, знаменитой обороны Свияжска и других эпизодов революционной войны.В 1920 Р.

— в составе советской дипломатической миссии в Афганистане. Разоблачение колониальной политики английского империализма, изображение пробуждающейся стихийной классовой ненависти угнетенных афганских масс — таково содержание очерков Р., написанных в Афганистане (изданы в 1925). За пестротой красок, восточной экзотикой писательница-коммунистка видит темный и страшный быт "мертвого Востока", где на фабрике ("Машин-хане") "бьют палками по голым плечам,. Где хозяин фабрики — вотчинный помещик, главнокомандующий, шеф полиции и абсолютный монарх в одном лице".В 1923 Р. — в Германии. Героическая борьба гамбургских рабочих отражена в одном из наиболее удачных и популярных произведений Р.

— "Гамбург на баррикадах". [1924]. Описание самого восстания перемежается с портретами революционных борцов. В плане контраста задуманы публицистически заостренные очерки-фельетоны "В стране Гинденбурга", где изображению крупнейших предприятий германской капиталистической индустрии, ее промышленных королей противопоставлено описание "концентрационного лагеря нищеты". — армии безработных.Жадный интерес к жизни, к новым людям строящегося социалистического общества заставляют Р. По возвращении из Германии поехать в угольные и горные районы Урала и Донбасса. Плод этой поездки — книга "Уголь, железо и живые люди". [1925]. Не скрывая всех трудностей строительства, Рейснер показывает те "гигантские шаги, которыми идет вперед новая бытовая культура".Последнее крупное произведение Р.

— исторические этюды-портреты, посвященные декабристам ("Портреты декабристов", 1925). Мастерски воссоздаются Рейснер классово-отточенные, социально-дифференцированные образы участников декабрьского восстания. Штейнгеля — этого "мятежника не по чувству, а по голому разуму", непримиримого бунтаря Каховского, представителя "мелкодворянской, канцелярской, захудалой Руси", аристократического вождя, неудачного диктатора — князя Трубецкого.Произведения Р. — вдумчивого, острого наблюдателя, участника описываемых событий и фактов — не сухие хроникерские заметки, а темпераментные, взволнованные, проникнутые лирическим пафосом документальные записи виденного. В своей творческой практике Р.

Пользовалась разнообразными, но очень близкими, почти смежными литературно-журнальными жанрами — фельетон, очерк, мемуар, портрет и т. Д. Метафоричность, обилие и разнообразие развернутых сравнений — одна из характерных черт стиля писательницы. Влияние русских и западных символистов, налет эстетизма особенно сильно сказываются на первых послереволюционных произведениях Р. Реминесценции из области античного мира, мифологии — "зелено-пурпурные Эосы", "черные Стиксы", мистические образы "черного ворона", вычурные эстетские метафоры (напр. "жизнь борется за правду, за белых лебедей своего воскресенья". И т. Д.) — дисгармонировали с материалом и характером очерков. От этих пережитков интеллигентско-утонченной культуры постепенно освобождалась Р.

Изысканность и вычурность письма заменяются в дальнейшем чеканными, реалистически-конкретными языковыми образами. Стремясь к наибольшей выразительности, конкретности своих очерков, Р. Умело подбирает сравнения и метафоры, связанные с той обстановкой, бытом, средой, которые она описывает. Так напр. Приморский город Гамбург сравнивается с "крупной, мокрой, еще трепещущей рыбой, только что вынутой из воды", а язык Гамбурга, пропитанный морем, "солон, как треска,. Скользок, богат и легок, как чешуя глубоководной редкой рыбины". В стране Гинденбурга даже "дымы ползут", как "цифры ежегодных Крупповских дивидендов", и т. Д.Публицистическая заостренность, сочетающаяся с лирической взволнованностью, с пафосом революционного бойца, характеризует творчество Р.

Оптимистическое утверждение жизни, радость и боевой задор строителя социалистич. Общества пронизывают все произведения Р., первой советской очеркистки.Наиболее зрелыми, художественно крепкими являются такие произведения Р., как "Гамбург на баррикадах", "В стране Гинденбурга". И "Портреты декабристов".Преждевременная смерть прервала жизнь яркого художника, борца-большевика в самом разгаре ее творческой деятельности.Библиография. I. Собр. Сочин., со вступ. Ст. К. Радека, тт. I — II, Гиз, М. — Л., 1928 (т. I. Фронт—1918—1919, Афганистан. Т. II. Гамбург на баррикадах, В стране Гинденбурга, Уголь, железо и живые люди, Декабристы). II. Ильинский И., Памяти Лариссы Рейснер, "Печать и революция", 1926, III.

Кольцов М., Милый спутник, "30 дней", 1926, III. Смирнов П., Памяти Лариссы Рейснер, "Новый мир", 1926, III. Сосновский Л., Памяти собрата, "Жизнь искусства", 1926, VII. Инбер Вера, Ларисса Рейснер, "Красная новь", 1927, II. Оксенов И., Ларисса Рейснер, Критический очерк, Л., 1927. Смирнов П., Неотразимый образ, Заметки о Лариссе Рейснер, "Новый мир", 1929, П. БоронинаЕ., Ларисса Рейснер, "Залп", 1931, № 2. Никулин Л., Записки спутника, Ленинград, 1932. Pадек К., Портреты и памфлеты, т. I, Москва, 1933 (ст. О Лариссе Рейснер — перепеч. Вступ. Статья из собр. Сочин.).III. Витман А., Покровская Н., Этингер Н., Восемь лет русской художественной литературы, Гиз, М. — Л., 1926.

Владиславлев И., Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, Москва — Ленинград, 1928.Л. Поляк.{Лит. Энц.}.

Значения в других словарях
Рейснер, Игорь Михайлович

Род. 1898(99), ум. 1958. Востоковед, специалист по проблемам индийской общины, истории народного и национально-освободительного движения на Востоке, общественной мысли. Стоял у истоков советской индологии и афганистики.. ..

Рейснер, Лариса Михайловна

Рейснер Л. М.(1895—1926) — дочь коммуниста-профессора М. А. Рейснера, род. 1 мая 1895 г. В Люблине, в царстве Польском, где отец был преподавателем в Пулавском агроном. Институте. Детство провела и первое образование получила в Германии (Берлине и Гейдельберге), где росла в атмосфере, созданной близкими отношениями отца с русской революционной эмиграцией и руководящими кругами германской соц.-демократии. Эти годы положили основание ее близкому отношению к германской культуре. Годы, проведенные с..

Рейснер, Михаил Андреевич

(Reusner, 1868—1928. Автобиография) — родился в Виленской губ., в семье чиновника из балтийских дворян-интеллигентов (Literaten). Род этот вышел в свое время из Галиции в Германию и уже в XVI в. Дал несколько писателей. Из них приобрел большую известность Николаус фон Реуснер, гуманист, последователь Аристотеля, юрист и поэт, получивший за научные заслуги титул пфальцграфа. Русская ветвь рода произошла благодаря деклассированию некоторых балтийских его потомков. К ним принадлежит и Р. Он получил..

Рейсс, Фердинанд Фридрих (Федор Федорович)

(1778—1852) — заслуженный профессор химии в московском университете, доктор медицины и хирургии. Вскоре по окончании тюбингенского университета Р. Сделался известным в ученом мире химическим исследованием лимфы и млечного сока лошади, которое произвел вместе с Эммертом ("Chemische Untersuchungen der Lymphe des Pferdes", 1801) и благодаря которому был приглашен в 1803 г. В московский университет на кафедру экстраординарного профессора химии, где оставался до 1832 г., занимая в то же вре..

Дополнительный поиск Рейснер, Ларисса Михайловна Рейснер, Ларисса Михайловна

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Рейснер, Ларисса Михайловна" в словаре Большая биографическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Рейснер, Ларисса Михайловна, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 27 символа