Тарковский, Андрей Арсеньевич

115

(04.04.1932—29.12.1986) — кинорежиссер, нар. Артист России (1980). Сын рус. Поэта А.А.Тарковского. Род. В Ивановской обл. В 1960 окончил режиссерский ф-т (мастерская М.И.Ромма) Всес. Гос. Ин-та кинематографии. Работал на киностудии "Мосфильм". С 1982 снимал фильмы на Западе, в 1984 в результате многолетней конфронтации с руководством Госкино СССР эмигрировал в Италию. Поставил фильмы. В 1961 "Каток и скрипка". (соавтор сценария). В 1962 "Иваново детство", получивший гл. Приз Междунар. Кинофестиваля в Венеции. В 1966—1971 "Андрей Рублев". (соавтор сценария), приз ФИПРЕССИ на Междунар. Кинофестивале в Канне в 1969. В 1972 "Солярис". (соавтор сценария), спец. Приз Междунар. Кинофестиваля в Канне.

В 1975 "Зеркало". (соавт. Сценария). В 1980 "Сталкер". (он же гл. Художник). В 1983 в Италии "Ностальгия". (соавтор сценария), получивший три премии на Междунар. Кинофестивале в Канне. В 1986 в Швеции "Жертвоприношение". (автор сценария). Гл. Идея, к-рую Т. Выдвинул в самом начале своего творч. И потом реализовал в фильмах, состоит в том, что искусство "должно поселять в человеке надежду и веру. Даже если мир, о к-ром рассказывает художник, не оставляет места для упований. Нет, даже еще более определенно. Чем мрачнее мир, к-рый возникает на экране, тем яснее должен ощущаться положенный в основу творч. Концепции художника идеал, тем отчетливее должна приоткрываться перед зрителем возможность выхода на новую духовную высоту".

Он относился к кино как способу "достижения какой-то истины в той максимальной степени, на какую я способен". Для Т. Изначально кинематограф был полноценным, серьезным искусством. В своем последнем интервью для парижского еженедельника "Фигаро-магазин". Он говорил. "Только при наличии собственного взгляда на вещи режиссер становится художником, а кинематограф — искусством". Т. Был убежден, что высшее предназначение художника в том, чтобы выразить в своем творч. Те идеалы, к-рые выстраданы народом, чтобы в своих произведениях показать предчувствие народом перемен к лучшему. Принципиально важно отметить, что в жизни, в своей кинематографической деятельности он соответствовал своему пониманию высокого предназначения художника.

Бескомпромиссно отстаивал свою позицию в искусстве. Его фильмы носили независимый характер. Снимал только то, что ему хотелось снимать. Выступал против общедоступности фильмов и коммерциализации кинематографа. Был беспощаден в первую очередь к себе и к др. В работе над фильмами. В последнем фильме, зная о смертельной болезни, остался верен своим творч. Убеждениям. В том же интервью он говорил. "Художник есть совесть об-ва, как аппарат наиболее чуткий, восприимчивый к происходящему вокруг него. Большому художнику удается создавать шедевры именно потому, что он способен видеть как-то зорче др., с радостью или болью преувеличенно воспринимать мир", он воплощает нравств. Идеал своего времени. Комментируя уже свои первые фильмы, Т.

Подчеркивает, что они о крайнем проявлении верности нравств. Долгу, борьбе за него, вере в него на уровне конфликта личности, где катастрофа означает несломленность человеч. Души, о поиске нравственного идеального варианта поведения. Его волнует проблема преодоления, убежденности, нравственного преображения на пути борьбы в рамках собственной судьбы. По самой сути поднимаемые Т. Вопросы имеют экзист. Значение, так как неразрывно связаны с существованием самого человека. Его выход на новую дух. Высоту несломленность человеч. Души, поиск нравственного идеала бытия человека. Он видел свою задачу и в том, "чтобы создать свой индивидуальный поток времени. Образ в кино не просто холодное документальное воспроизведение объекта на пленке.

Образ в кино строится на умении выдать за наблюдение свое ощущение объекта". Кино "не исчерпывается визуальным рядом, а лишь намекает на что-то, распространяющееся за кадр, на то, что позволяет выйти из кадра в жизнь". Фильм "больше, что он дает нам непосредственно, эмпирически". (О кинообразе. Запись и комментарий О.Сурковой // Искусство кино. 1979. № 3). С филос. Позиций в его концепции просматривается эволюция субъектно-объектных отношений, специфика гуманит. Познания, ярко выраженный личностно-эмоциональный характер художеств. Освоения действительности, трансцендирующее постижение жизни, метафизика кинокартины. С т. Зр. Спец., Т. Создал язык кино XXI века, внес принципиально новое в визуализацию мышления.

Многочисленные критики и исследователи его творч. Отмечают конкретность и иносказание его фильмов. Для Т. Сюжеты есть' лишь внешн. Поводы для обнаружения внутр. Мира человека. Гл. Для него, что и как он хочет показать в фильме, и это мало зависит от избр. Им сюжета и жанра. В его кинофильмах присутствуют и разл., но тоже постоянные темы (преодоления, творч., дома, жертвоприношения), а также рассматриваются образы, метафоры, символы, архетипы. По свидетельствам с ним работавших, идеалом Т. В кино было абсолютное и единоличное "авторство". (не случайно он, режиссер-постановщик, часто писал в соавт. Сценарии, а в одном фильме был и гл. Художником). Он мечтал снять картину, равную зрительскому времени, причем, снимая земное, передать ощущение космического.

Исследователь филос. Аспектов в фильмах Т. И.И.Евлампиев показал, что в творч. Т. Адекватно воплотились нек-рые важные традиции рус. Религ. Филос., в частности концепция Всеединства. Т. Стремился пересмотреть традиц. Стереотипы в понимании сущности отношений человека с миром и роли человека в мире, в связи с чем человек предстает как неотъемлемая, слитная часть бытия и как центр бытия, как его составляющая, через к-рый осуществляется связь всех элементов и через к-рый "...все мельчайшие элементы бытия получают какой-то смысл, какое-то значение, складываясь в гармоничное целое". ("Страсти по Андрею". Философия жертвенности. Андрей Тарковский и традиции русской философии // ВФ. 2000. № 1. С.56—57. Андрей Тарковский и новая философия человека // ВФ.

1996. № 12). Он считает гл. Темой Т. Осмысление предельной вовлеченности человека в бытие, полной зависимости человеч. Бытия от бытия др. Человека и от мирового бытия. По самой своей сути мировоззрение Т. Носит филос. Характер. Рассмотрение мира в целом и отношение человека к этому миру. Мировоззренч. Проблемы у него решаются в пользу гуманист. И оптимистической истины. По воспоминаниям, Т. Был верующим человеком, о его отношении к религии свидетельствуют высказывания и фильмы, в к-рых присутствуют религ. Мотивы (напр., мотив Троицы в фильмах "Андрей Рублев". И "Сталкер"), христ. Символика. Как художник путь постижения Бога он мог выразить только через свое искусство. В своем интервью для "Фигаро-магазин".

Т., исходя из своего 25-летнего опыта работы в кино, так охарактеризовал творч. Вообще. "Художник творит инстинктивно, он не знает, почему именно в данный момент он пишет именно это. Только потом он начинает анализировать, находить объяснения, умствовать и приходить к ответам, не имеющим ничего общего с инстинктом, с инстинктивной потребностью творить, выражать себя. В нек-ром роде творч. Есть выражение дух. Существа в человеке в противоположность существу физ., творч. Есть как бы док-во существования этого дух. Существа". Сюжет созревает в душе бессознательно, а фильмы "отличаются от сценариев, потому что они развиваются “по внутр., интуитивным законам — как бы помимо воли их автора”". Т. Крайне скептически относился к попыткам объяснения (даже самим автором) смысла фильма.

Если не убеждает зрителя то, что они видят на экране, то слова подавно бессильны, ибо принципиально важно эмоциональное восприятие произведения и если оно не возникло, то словесное воздействие на сознание, на интеллект не поможет понять этой картины. По сути контакт с произведением искусства происходит не на понятийно-абстрактном, рациональном, а на образно-чувственном, эмоциональном уровне.Т. Похоронен во Франции, на православном кладбище близ Парижа.Творч. Т. — многочисленные интервью, встречи со зрителями, их письма, архивные материалы, воспоминания современников, автобиографичные заметки, история жизни и филос. Творч. — все это еще недостаточно изучено. Не переведена на рус. Язык его кн. "Запечатленное время", в к-рой обобщен опыт работы над фильмами и теор.

Размышления об искусстве и творч. И самое гл. — его фильмы, вызывающие постоянный интерес зрителей и спец. Как в России так и за рубежом, требуют объяснения, понимания и сотворч.Соч. Запечатленное время // Вопросы киноискусства. Вып.10. М., 1967. Солярис без экзотики // Литературная газ. 1970. № 4. Зачем прошлое встречается с будущим. Беседа с кинорежиссером (ведет и комментирует О.Евгеньева) // Искусство кино. 1971. № 11. Режиссер и зритель. Проблема контакта. (Беседа с А.Тарковским. Записала О.Суркова) // Молодой коммунист. 1974. № 6. Перед новыми задачами. (Записала О.Суркова) // Искусство кино. 1977. № 7. Единомышленник прежде всего // Сов. Художники театра и кино. М., 1977. О кинообразе. (Запись и комментарий О.Сурковой) // Искусство кино. 1979.

№ 3. Запечатленное время (на нем. Языке). ФРГ. 1985;Для меня кино — это способ достичь какой-то истины // Сов. Россия. 1988. № 77.А.И.Скоблик Тарковский, Андрей Арсеньевич Род. 1932, ум. 1986. Кинорежиссер. Выпускник Московского института востоковедения, позднее режиссерского факультета ВГИКа (1960, мастерская М. Ромма). Первая работа — короткометражный фильм "Каток и скрипка". (дипломная работа, 1960, в 1961 г. Удостоен главного приза фестиваля студенческих фильмов в Нью-Йорке). Фильмография. "Иваново детство". (1962), "Страсти по Андрею". (1966, на экранах с 1971 г. Как "Андрей Рублев"), "Солярис". (1972, "Серебряная пальмовая ветвь". К/ф в Канне), "Зеркало". (1975), "Сталкер".

(1979, премия экуменического жюри к/ф в Канне, 1982), "Время путешествия". (док. Ф., 1982), "Ностальгия". (1983, Италия — Франция, Гран-при к/ф в Канне, 1983), "Жертвоприношение". (1986, специальная премия, премия экуменического жюри на кинофестивале в Канне, 1986). Народный артист РСФСР (1980). С 1982 г. В эмиграции..

Значения в других словарях
Таривердиев, Микаэл Леонович

Род. 15 авг. 1931 в Тбилиси. Композитор. Нар. Арт. РСФСР (1986). В 1957 окончил Ин-т им. Гнесиных по кл. Композиции А. И. Хачатуряна. С 1979 секретарь правления СК РСФСР. Гос. Премия СССР (1977). Премия Ленинского комсомола (1977).Соч. Оперы — Кто ты. (Москва, 1968), Граф Калиостро (по А. Н. Толстому, 1980), моноопера "Ожидание". (1983). Балеты — Тень (1966), Поэма о счастье (1972), Девушка и смерть (по М. Горькому, 1975), Девочка на шаре (1984). Для симф. Орк. — увертюра "К звезда..

Тарков, Савва

(также Тархов) — дьяк Сибирского приказа. В 1660 г., тогда подьячий, был послан под началом тобольского сына боярского Якова Корвацкого с товарищами в Тобольский уезд для составления переписных книг. В 1662 г., состоя подьячим Обской и Обдорской съезжей избы, приехал с Обской и Обдорской застав вместе с письменным головой Варфоломеем Головиным в Тобольск и здесь подал воеводе Ивану Андреевичу Хилкову письмо, в котором докладывал, что на заставах узнал о происходящих там съездах остяков к остяцко..

Тарковский, Арсений Александрович

Род. 1907, ум. 1989. Поэт, переводчик. Участник Великой Отечественной войны. Вследствие ранения лишился обеих ног. Автор философской и любовной лирики, стихов о войне. Среди стихотворений — "Свеча", "Хлеб", "Белый день", "Марине Цветаевой", "Памяти Марины Цветаевой". (цикл), "Немецкий автоматчик подстрелит на дороге...", "Не стой тут...", "Ехал из Брянска в теплушке слепой...", "Хорошо мне в теплушке...", &..

Тарковский-Шамхал, Абу-Мусселим-Хан

Кн., ген.-лейт. Возведен в княжеское достоинство с фамилией Тарковского 21 дек. 1849 г.{Половцов}. ..

Дополнительный поиск Тарковский, Андрей Арсеньевич Тарковский, Андрей Арсеньевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Тарковский, Андрей Арсеньевич" в словаре Большая биографическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тарковский, Андрей Арсеньевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 29 символа