Феодор Жидовин
Иначе Новокрещеной — писатель XV века, автор "Послания". К евреям, написанного в ответ на их письменный запрос "о взыскании истинного пути и веры христианьскыя", и перевода на церковно-славянский язык сборника еврейских молитв, под названием. "Книгы, глаголемые Псалтырь". Из личных отступлений автора в Послании известно, что он был родом еврей и крестился в православную веру в сорокалетнем возрасте, будучи "потвержден". К тому "великим князем Василием Васильевичем, русскым царем, потвердником христианьскыя веры и проводителем к небесному царствию, и благословением архиепископа нашего Ионы, митрополита киевьскаго и всея Руси", — следовательно, когда-то до 31-го марта 1461 г.
То обстоятельство, что в обращении Ф. Принимали близкое участие сам великий князь и митрополит, как бы показывает, что бывший еврей в каком-либо отношении — например, по роду своих занятий или личным качествам — представлялся этим высоким лицам значительным человеком. Послание написано при Ионе, митрополите всея Руси, т. Е. Между 15 декабря 1448 г. И 31 марта 1461 г., может быть, немного времени спустя после крещения ("40 лет ходих. Во тме, ныне же пакы узрех. Истинного Бога"). Содержание его составляют убежденная проповедь истинности одного христианства и резкое осуждение иудейства, которое приравнивается к состоянию "свиньи, иже в грязи почивает". Из текста сочинения между прочим видно, что Ф.
Ради христианства порвал со "своим родом и своим имением". Материал, употребленный в качестве доказательства истинности христианства, обнаруживает в авторе пытливое изучение новой веры по первоисточникам и литературе (знакомство со священным писанием, минеями, сборниками, евангелием Никодима и проч.). В послесловии к переводу молитв говорится, что он составлен по "благословению и приказанию Филиппа, митрополита всея Руси", т. Е. Между 11 ноября 1464 г. И 5-го апреля 1473 г., когда святительствовал митр. Филипп, из чего следует заключить, что автор был близок к митр. Филиппу и исполнял (по крайней мере один раз исполнил) его литературные поручения. Существует, впрочем, мнение, что имя митр. Филиппа употреблено здесь с целью ввести в заблуждение легковерных читателей-христиан, так как Псалтырь является богослужебной книгой жидовствующих, о которой якобы упоминается в известном послании архиепископа новгородского Геннадия к сарскому епископу Прохору, а сам Ф.
— никто иной, как еретик-жидовствующий, прикрывающийся лишь именем христианина. Это мнение, помимо свидетельства "Послания". Ф. О христианской настроенности автора, опровергается, во-первых, несоответствием ссылки на Геннадия, говорящего не о сборнике еврейских молитв, а настоящей Псалтыри Давидовой, лишь приспособленной жидовствующими для своих целей, и, во-вторых — безразличным для учения жидовствующих содержанием переведенных Ф. Молитв. Язык обоих памятников показывает, что Ф. Пришел откуда-то с запада России, вероятнее всего из Литвы. Покровительство же ему вел. Князя и митрополитов ведет к предположению, что он жил там же, где жили его покровители. Кроме указанных произведений, Ф. Приписываются, более или менее решительно, еще исправление славянского перевода Пятикнижия по еврейскому тексту и перевод книги Эсфирь, но без достаточных оснований.Варлаам, архим., "Опис.
Рукоп. Кирилло-Белозерского монастыря". ("Учен. Зап. II отд. Имп. Академии Наук", кн. V). — Строев П., "Хронологич. Указание материалов отечеств. Истории, литературы, пропов. До начала XVIII ст.". ("Журн. Мин. Нар. Просв.", 1834 г., февраль). — Его же, "Библиологический словарь", ч. I, СПб., 1881 г. — Филарет, архиеп., "Обзор русской духовной литературы", ч. I, СПб., 1884 г. — Горский и Невоструев, "Опис. Славян. Рукоп. Москов. Синод. Библ.", I, М., 1855 г. — Голубинский Е. Е., "История рус. Церкви", т. II, кн. І, М., 1904 г. — Тихонравов Н. С., Собрание сочинений, т. I. — Вишняков Н., прот., "Происхождение Псалтири", СПб., 1875 г. — Амфилохий, еп., "Древнеслав. Псалтирь", т.
III, M., 1881 г. — Соколов М., "Послание Ф. Жидовина". ("Чт. Общ. Ист. И Древн. Рос.", 1902 г.). — Шамбинаго С. К., "Следы непосред. Влияния евреев, сказавшиеся в памятниках древн. Письменности". ("Помощь", сборн., СПб., 1903 г.). — Иловайский Д. И., "История России", т. II, и "Соврем. Изв.", 1884 г., № 263. — Евсеев И. Е., "Книга пр. Даниила в переводе жидовствующих". ("Чт. Общ. Ист. И Древн. Pос.", 1902 г.). — Его же, "Заметки по древн. Славян. Переводу Св. Писания". ("Извест. Имп. Академии Наук", т. VIII, СПб., 1898 г.). — Сперанский М., "Псалтирь жидовствующих в переводе Ф.-еврея". ("Чт. Общ. Ист. И Древн. Pос.", 1907 г.). — Соболевский А. И., "Переводная литература Московской Руси XIV—XVII вв.", СПб., 1903 г.
— Его же, Рецензия на изд. "О ереси жидовствующих", М., 1902 г. ("Журнал Мин. Нар. Просв.", 1902 г., октябрь). — Его же, Рецензия на вышеуказанную работу Сперанского ("Ж. М. Н. Пр.", 1907 г., ноябрь). — Перетц В. Н., "Новые труды о жидовствующих XV в. И их литературе", Киев, 1908 г. Н. Т.{Половцов}.
Дополнительный поиск Феодор Жидовин
На нашем сайте Вы найдете значение "Феодор Жидовин" в словаре Большая биографическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Феодор Жидовин, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ф". Общая длина 14 символа