Феодор Жидовин

100

Иначе Новокрещеной — писатель XV века, автор "Послания". К евреям, написанного в ответ на их письменный запрос "о взыскании истинного пути и веры христианьскыя", и перевода на церковно-славянский язык сборника еврейских молитв, под названием. "Книгы, глаголемые Псалтырь". Из личных отступлений автора в Послании известно, что он был родом еврей и крестился в православную веру в сорокалетнем возрасте, будучи "потвержден". К тому "великим князем Василием Васильевичем, русскым царем, потвердником христианьскыя веры и проводителем к небесному царствию, и благословением архиепископа нашего Ионы, митрополита киевьскаго и всея Руси", — следовательно, когда-то до 31-го марта 1461 г.

То обстоятельство, что в обращении Ф. Принимали близкое участие сам великий князь и митрополит, как бы показывает, что бывший еврей в каком-либо отношении — например, по роду своих занятий или личным качествам — представлялся этим высоким лицам значительным человеком. Послание написано при Ионе, митрополите всея Руси, т. Е. Между 15 декабря 1448 г. И 31 марта 1461 г., может быть, немного времени спустя после крещения ("40 лет ходих. Во тме, ныне же пакы узрех. Истинного Бога"). Содержание его составляют убежденная проповедь истинности одного христианства и резкое осуждение иудейства, которое приравнивается к состоянию "свиньи, иже в грязи почивает". Из текста сочинения между прочим видно, что Ф.

Ради христианства порвал со "своим родом и своим имением". Материал, употребленный в качестве доказательства истинности христианства, обнаруживает в авторе пытливое изучение новой веры по первоисточникам и литературе (знакомство со священным писанием, минеями, сборниками, евангелием Никодима и проч.). В послесловии к переводу молитв говорится, что он составлен по "благословению и приказанию Филиппа, митрополита всея Руси", т. Е. Между 11 ноября 1464 г. И 5-го апреля 1473 г., когда святительствовал митр. Филипп, из чего следует заключить, что автор был близок к митр. Филиппу и исполнял (по крайней мере один раз исполнил) его литературные поручения. Существует, впрочем, мнение, что имя митр. Филиппа употреблено здесь с целью ввести в заблуждение легковерных читателей-христиан, так как Псалтырь является богослужебной книгой жидовствующих, о которой якобы упоминается в известном послании архиепископа новгородского Геннадия к сарскому епископу Прохору, а сам Ф.

— никто иной, как еретик-жидовствующий, прикрывающийся лишь именем христианина. Это мнение, помимо свидетельства "Послания". Ф. О христианской настроенности автора, опровергается, во-первых, несоответствием ссылки на Геннадия, говорящего не о сборнике еврейских молитв, а настоящей Псалтыри Давидовой, лишь приспособленной жидовствующими для своих целей, и, во-вторых — безразличным для учения жидовствующих содержанием переведенных Ф. Молитв. Язык обоих памятников показывает, что Ф. Пришел откуда-то с запада России, вероятнее всего из Литвы. Покровительство же ему вел. Князя и митрополитов ведет к предположению, что он жил там же, где жили его покровители. Кроме указанных произведений, Ф. Приписываются, более или менее решительно, еще исправление славянского перевода Пятикнижия по еврейскому тексту и перевод книги Эсфирь, но без достаточных оснований.Варлаам, архим., "Опис.

Рукоп. Кирилло-Белозерского монастыря". ("Учен. Зап. II отд. Имп. Академии Наук", кн. V). — Строев П., "Хронологич. Указание материалов отечеств. Истории, литературы, пропов. До начала XVIII ст.". ("Журн. Мин. Нар. Просв.", 1834 г., февраль). — Его же, "Библиологический словарь", ч. I, СПб., 1881 г. — Филарет, архиеп., "Обзор русской духовной литературы", ч. I, СПб., 1884 г. — Горский и Невоструев, "Опис. Славян. Рукоп. Москов. Синод. Библ.", I, М., 1855 г. — Голубинский Е. Е., "История рус. Церкви", т. II, кн. І, М., 1904 г. — Тихонравов Н. С., Собрание сочинений, т. I. — Вишняков Н., прот., "Происхождение Псалтири", СПб., 1875 г. — Амфилохий, еп., "Древнеслав. Псалтирь", т.

III, M., 1881 г. — Соколов М., "Послание Ф. Жидовина". ("Чт. Общ. Ист. И Древн. Рос.", 1902 г.). — Шамбинаго С. К., "Следы непосред. Влияния евреев, сказавшиеся в памятниках древн. Письменности". ("Помощь", сборн., СПб., 1903 г.). — Иловайский Д. И., "История России", т. II, и "Соврем. Изв.", 1884 г., № 263. — Евсеев И. Е., "Книга пр. Даниила в переводе жидовствующих". ("Чт. Общ. Ист. И Древн. Pос.", 1902 г.). — Его же, "Заметки по древн. Славян. Переводу Св. Писания". ("Извест. Имп. Академии Наук", т. VIII, СПб., 1898 г.). — Сперанский М., "Псалтирь жидовствующих в переводе Ф.-еврея". ("Чт. Общ. Ист. И Древн. Pос.", 1907 г.). — Соболевский А. И., "Переводная литература Московской Руси XIV—XVII вв.", СПб., 1903 г.

— Его же, Рецензия на изд. "О ереси жидовствующих", М., 1902 г. ("Журнал Мин. Нар. Просв.", 1902 г., октябрь). — Его же, Рецензия на вышеуказанную работу Сперанского ("Ж. М. Н. Пр.", 1907 г., ноябрь). — Перетц В. Н., "Новые труды о жидовствующих XV в. И их литературе", Киев, 1908 г. Н. Т.{Половцов}.

Значения в других словарях
Феодор Евстафьевич (Остафьевич)

— боярин новгородский XV века. В 1435 г. Он стоял во главе рушан вместе с Михаилом Буйносовым во время соединенного похода новгородцев, рушан и порховичей против Ржевы, не платившей Новгороду дани. После похода Ф. Благополучно возвратился домой."П. C. P. Л.", т. III, стр. 111. Т. IV, стр. 121. — "Новгородская летоп. По Синод. Харат. Списку", стр. 416.{Половцов}. ..

Феодор Елисеевич (Федор Олисиевиць)

— новгородский тысяцкий XV века. В летописях упоминается под 6942 и 43 годами. В 1434 г., 22-го июля, он вместе с посадником новгородским Самсоном Ивановичем "целовал крест за весь Великий Новгород, и за все пригороды, и за вси волости". Пред псковскими послами, пришедшими просить у Новгорода мира, который и был заключен в том же году. В 6943 (1435 г.) Ф. Е. Находился в числе воевод новгородских, ходивших "казнить Ржевиць". После похода на Ржеву "Божией помощью, приидоша в..

Феодор Иванов

— диакон, один из первых раскольнических вождей и писателей. Ум. 14 апреля 1682 г. В среде раскола он не без основания считался человеком "паче иных в божественном писании потрудившимся и много полезное о церкви ведущим", мужем "книгочтения всепотщательного и рассуждения добросиятельного". Хорошо знал вероучение, священные и божественные книги и отеческие писания, душеполезных книг "читал. Десятков шесть", в самом начале раскольнического движения делал специальные из..

Феодор Иванович, живописец

— калмык, баденский придворный живописец, замечательный рисовальщик и гравер офортом. По рассказам его, он был взят казаками в Киргизской степи (ему было тогда 5 или 6 лет). Полагают, что это случилось в 1770 г., во время усмирения Торноутского племени, которое, находясь под защитой России, ушло в этом году к китайцам. Ф. И. Был привезен в Петербург и окрещен в православную веру. Императрица Екатерина II подарила его баденской наследной принцессе Амалии (впоследствии матери императрицы Елисаветы..

Дополнительный поиск Феодор Жидовин Феодор Жидовин

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Феодор Жидовин" в словаре Большая биографическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Феодор Жидовин, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 14 символа