Феодор Иванов

71

— диакон, один из первых раскольнических вождей и писателей. Ум. 14 апреля 1682 г. В среде раскола он не без основания считался человеком "паче иных в божественном писании потрудившимся и много полезное о церкви ведущим", мужем "книгочтения всепотщательного и рассуждения добросиятельного". Хорошо знал вероучение, священные и божественные книги и отеческие писания, душеполезных книг "читал. Десятков шесть", в самом начале раскольнического движения делал специальные изыскания в пользу его во "многих харатейных древних книгах". И в "печатных всех тоже. И в киевских, и в сербских, и в болгарских, и в острожских", "грамматику знал отчасти". И имел некоторые познания даже в языках греческом и латинском.

Как писатель Ф. Обнаружил умение основательно и ясно писать. Биографические сведения о нем до выступления на защиту старой веры крайне незначительны и отрывочны. Из показания его на одном из допросов по обвинению в принадлежности к расколу известно, что он был сын попа Ивана, который "служил в вотчине боярина кн. Никиты Ивановича Одоевского в Дмитровском уезде, в селе Колычеве. А он. Федка, с ним жил у церкви Покрова Пресв. Богородицы. А переведен отец ево из ево ж боярской вотчины, из села Троицкого". "после морового поветрия". В 1654 г., когда, может быть, умер его отец, а сам он еще не принял священного сана, "была. На него запись такая, что было ему жить за князь Сергеем Михайловичем Одоевским, а написано в той записи, бутто он крестьянский сын, и та запись взята на него поневоле".

Освободившись от последствий этой записи, Ф. Служил где-то диаконом до 1658 г., когда по "перехожей грамоте". Был перемещен на диаконское место к приделу собора Пресв. Богородицы в Благовещенском соборе, что у великого государя на сенях. С этим перемещением Ф. Становился в непосредственную близость к богомольному царю и кружку группировавшихся около последнего наиболее выдающихся духовных лиц. Возможно, что этим перемещением он обязан был своим выдающимся качествам и что на новом месте ему давали какие-нибудь особые поручения, выходившие за пределы его службы. По крайней мере, на одном из допросов он ссылается, как на нечто известное правительству, на свою командировку в Переяславль Рязанский. Первое время своей службы при соборе Ф.

Ничем не проявлял своих симпатий к старой вере. Он так же, как и другие священнослужители кремлевских церквей, "по служебникам новые печати служивал". Это время ушло у него, как он показывал впоследствии, на проверку вводимых церковных новшеств по старописанным харатейным книгам, "за 400 л. И за 500 л. Кои писаны", и печатным "всем". Изданиям. Когда у него составилось определенное убеждение, что все вообще нововведения неправильны, и что, в частности, "блудят. Што кошки по кринкам. Нынешние переправщики по книгам и, яко мыши, огрызуют божественные писания", он прекратил служение по новым книгам и вошел в сношения с раскольническими деятелями. 9 мая 1665 г. По приказанию царя у Ф.

Были отобраны келейные книги и бумаги, и сам он отведен к митрополиту сарскому Павлу. В тот же день митрополит Павел сделал ему первый допрос о причине неслужения по новоисправленным книгам и о сношениях с главарями раскола, после чего Ф. Был посажен на цепь в доме митрополита. 13 декабря тем же митрополитом Павлом был произведен второй допрос, в связи со вновь открывшимися из отобранных бумаг данными. В течение последующих за тем 5-ти недель "многие поставки были, и распросы, и ласкания, и уговоры от Павла того митрополита, по приказу цареву, во дворе его, и в соборной церкви, и в патриаршей крестовой", дабы оставил свои заблуждения. Попытки уговорить Ф. Делались и со стороны его родных. В январе 1666 г.

Его перевели "для соблюдения". До созыва собора, в Покровский монастырь, что на убогих, но и оттуда он "во град часто поемлем был". Для увещаний. 11 мая его позвали на собор, где на вопросы иерархов он "отрыгнул словеса злоклеветные и ложные". — назвал восточных патриархов неправославными, на вопрос о православии русских архиереев ответил "со усумнением. Бог их весть". И похулил богоисправленный символ, Святого аллилуиа устроение и первых перстов в знаменовании крестном сложение. Относительно символа, аллилуиа и сложения перстов он подал собору особое письмо. После безуспешных увещаний собор 13 мая приговорил Ф. К лишению сана и отлучению от церкви. Этот приговор был приведен в исполнение в тот же день в Успенском соборе.

Перед самым обрядом снятия сана и анафематствования Ф. Послал царю увещательное послание о многих сокровенных тайнах церковных и о новых ересях. За исполнением приговора последовало заключение Ф. Под стражу в Никольском Угрешском монастыре. Там он почувствовал раскаяние и прислал собору покаянное письмо, в котором изъявлял покорность иерархам, отказывался от своих мудрований и бил челом государю о прощении и освобождении. Вследствие этого письма 2 июня 1666 г. По приказанию царя с него был снят допрос через архимандрита Угрешского монастыря Викентия и 27 августа взято письменное обязательство о совершенном повиновении собору и о согласии принять новые обряды и книги. Вслед за тем или же немного ранее 27 августа его перевели, "совершенного ради покаяния и исправления", в Покровский монастырь, что на убогих.

По-видимому, и теперь в нем не замечалось полного исправления, так как отсюда его отправили на два месяца к митрополиту сарскому Павлу для новых увещаний. По возвращении в Покровский монастырь Ф. "выкрадчи из дому своего, где преж сего жил, жену свою и детей, бежал", но был пойман и отдан "под начал до указу", кажется, в Троице-Сергиеву лавру. В 1667 г. Его взяли на время собора в Mo сковский Богоявленский монастырь. Здесь имел с ним прения и опять безуспешно пытался его убедить проживавший там иконийский митрополит Афанасий. Ввиду явного упорства Ф. Собор не имел повода вторично рассматривать его дело и потому утвердил прежнее решение о нем и его соумышленниках, дополнив это решение определением о передаче обвиняемых градскому суду.

21 февраля 1668 г. "великий государь указал. У благовещенского роздьякона у Фетки урезать языка и сослать в Пустозера". Казнь состоялась 25 февраля "в другом часу дня", и того же дня Ф. Отправлен в Пустозерск, куда прибыл 20 апреля. В Пустозерске Ф. Встретил Аввакума, Лазаря и др. "отцов раскола". Узники помещались в земляных тюрьмах, длиной "по сажени, а от полу до потологу головой достать". Тюрьма Ф. Каждую весну затоплялась водой, которая стояла месяца полтора и иногда два. Сначала узники жили в тесном единении, но затем у Ф. Начались нелады с Аввакумом на догматической почве. Они вели между собою бесконечные и большей частью мелочные споры — например, по поводу одной описки в Псалтири "больши года бранилися".

— и наконец совершенно разошлись. Аввакум, далее, предал проклятию своего соратника и на каждом шагу старался чинить ему неприятности. Так, один раз, когда Ф. В неурочное время вылез из своей тюрьмы через окно, чтобы побеседовать с кем ему было нужно, Аввакум дал знать об этом страже, и та сильно побила Ф. В другой раз, в весеннее половодье, Аввакум научил стрельца просечь борозду к уже затопленной избе Ф., "да паче притекает сверху вода". Главным занятием узников было составление и рассылка посланий сторонникам старой веры. В писаниях этих немалую роль играли чудеса, якобы случавшиеся с ними, видения и проч. Между прочим они широко распространили весть, что будто бы отрезанные у них языки чудом вновь отросли и служат к славе Божией.

Результатом этого было то, что царь приказал вновь им отрезать языки и отсечь по руке. Когда и после того узники не переставали своими письмами повсюду возбуждать народ и поносить церковь и царя, их по определению гражданской власти 14 апреля 1682 г. Сожгли в срубе.От Ф. Сохранились следующие сочинения. 1) Письмо к игумену Феоктисту, 1665 г. (напеч. В "Материалах по истории раскола". Н. Субботина, т. I). 2) Челобитная на попа Сисоя, 1666 г. (ibid., I). 3) Письмо собору pycских архипастырей 1666 г. (ibid., IV). 4) Челобитная царю Алексею Михайловичу, 1666 г. (ibid., VI). 5) Прение с митрополитом иконийским Афанасием (ibid., VI). 6) Послание к Иоанну некоему (ibid., VI). 7) О послании в заточение и мучения Феодора (ibid., I).

8) Сказание об Аввакуме, Лазаре и Епифании (ibid., VI). 9) Письмо из Пустозерска к семье протопопа Аввакума (изд. В "Памятн. Первых лет рус. Старообрядчества". Я. Барскова, СПб., 1912 г.). 10) Послание из Пустозерска к сыну Максиму и прочим (ibid., VI). 11) О позваний антихристовой ирелести (ibid., VI). 12) Послание ко всем православным об антихристе (ibid., VI). 13) Книга, глаголемая ответ православных (рукопись. Отрывки напеч. Ibid., VI и VIII). 14) О богоотшельнике Никоне (ibid., VI). 15) Ответ на вопрос некоего инока (ibid., VII) и 16) Ответ православных (рукоп.)."Диакон Ф., его сочинения и учение". (статья неизвестного автора в "Православном Собеседнике", 1859 г., II). — Субботин, "Материалы для остории раскола", том.

I, VI, VII и VIII. — Смирнов H., "Внутренние вопросы в расколе в XVII в.",СПб., 1898 г. — Товаров А., "Благовещенского собора диакон Ф. Иванов". ("Владимирские Епарх. Ведом.", 1893, 1894 и 1895 гг.). — Перетц, "Слухи и толки о патр. Никоне". ("Известия отд. Рус. Языка и слов.", т. V, в. 1). — Барсков Я., "Памятники первых лет рус. Старообрядчества", изд. Имп. Археогр. Ком., СПб., 1912 г. — Дружинин В. Г., "Писания русских старообрядцев". (перечень списков), изд. Имп. Археогр. Ком., СПб., 1912 г. — "Виноград Российский", изд. Журнала "Старообрядец", M., 1906 г. — Извеков H., npom., "Moсковские дворцовые церкви", во II т. "Трудов Комиссии по изучению церковной старины в Москве и московской епархии", М., 1906 г.Н.

Т.{Половцов} Феодор Иванов— писатель, диакон московского Благовещенского собора. Сначала он тайно придерживался раскола, но потом был уличен в принадлежности к нему и осужден собором 1666 и 1667 гг., а гражданской властью лишен языка, сослан в Пустозерск и там сожжен 1 апреля 1681 г. Главные его сочинения. "Сказание о церковных догматех и обличение на еретиков и отступников". "Письмо", поданное собору российских архипастырей на допросе 11 мая 1666 г. "О познании антихристовой прелести". "Послание ко всем православным об антихристе". "Прение с Афанасием митрополитом иконийским", где излагается учение раскольников о перстосложении. "Послание из Пустозерска к сыну Максиму и прочим сродникам и братьям по вере".

Сочинения Ф. Напечатаны в VI т. "Материалов для истории раскола". См. "Диакон Ф., его сочинения и учение". ("Правосл. Собеседник", 1859, II). П. С. Смирнов, "Внутренние вопросы в расколе в XVII веке". (СПб., 1898).{Брокгауз}.

Значения в других словарях
Феодор Елисеевич (Федор Олисиевиць)

— новгородский тысяцкий XV века. В летописях упоминается под 6942 и 43 годами. В 1434 г., 22-го июля, он вместе с посадником новгородским Самсоном Ивановичем "целовал крест за весь Великий Новгород, и за все пригороды, и за вси волости". Пред псковскими послами, пришедшими просить у Новгорода мира, который и был заключен в том же году. В 6943 (1435 г.) Ф. Е. Находился в числе воевод новгородских, ходивших "казнить Ржевиць". После похода на Ржеву "Божией помощью, приидоша в..

Феодор Жидовин

Иначе Новокрещеной — писатель XV века, автор "Послания". К евреям, написанного в ответ на их письменный запрос "о взыскании истинного пути и веры христианьскыя", и перевода на церковно-славянский язык сборника еврейских молитв, под названием. "Книгы, глаголемые Псалтырь". Из личных отступлений автора в Послании известно, что он был родом еврей и крестился в православную веру в сорокалетнем возрасте, будучи "потвержден". К тому "великим князем Василием Ва..

Феодор Иванович, живописец

— калмык, баденский придворный живописец, замечательный рисовальщик и гравер офортом. По рассказам его, он был взят казаками в Киргизской степи (ему было тогда 5 или 6 лет). Полагают, что это случилось в 1770 г., во время усмирения Торноутского племени, которое, находясь под защитой России, ушло в этом году к китайцам. Ф. И. Был привезен в Петербург и окрещен в православную веру. Императрица Екатерина II подарила его баденской наследной принцессе Амалии (впоследствии матери императрицы Елисаветы..

Феодор Иванович, князь стародубский

— св. Благоверный князь стародубский, сын князя Ивана Михайловича стародубского, родился в городе Стародубе-Ряполовском, ныне — село Кляземский городок, Ковровского уезда Владимирской губ. Св. Ф. Был послан своим отцом в орду, где он будто бы "подвигнул хана Узбека к умерщвлению князя Александра Мих. Тверского", но и сам там принял мученическую кончину. По повелению хана Узбека Ф. Был убит 23 июня 1330 года. Тело его было взято из орды для погребения в Стародубе, но лошади, везшие тело..

Дополнительный поиск Феодор Иванов Феодор Иванов

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Феодор Иванов" в словаре Большая биографическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Феодор Иванов, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 13 символа