Черный, Иосиф Иегуда (Иосиф Яковлевич)
— путешественник-этнограф. Род. В 1835 г. В Минске, ум. В 1880 г. В Одессе. Родители Ч. Прочили сына в винокуры, но страсть к путешествиям побудила молодого Ч. Забросить свою профессию, и он направился без всяких средств на Кавказ, где занялся изучением общественного, религиозного и семейного быта местных евреев, которые считают себя потомками десяти колен Израилевых. Ч. Поместил тогда в разных евр. Изданиях. "Ha-Maggid", "Ha-Karmel", "Ha-Meliz", "Neueste Post". И др. Ряд статей о жизни дагестанских, бухарских и персидских евреев. Описывая их тяжелое экономическо-правовое положение, а также их низкий умственный уровень, он обращался к разным лицам и учреждениям, с просьбой содействовать улучшению быта этих отдаленных еврейских общин, и вступил по этому поводу в переписку с С.
Д. Луццатто, И. М. Заксом, председателем Alliance Israélite Кремье и др. В 1864 г. Ч. Обратился к Обществу для распространения просвещения между евреями, прося оказать ему содействие в задуманном им более детальном обследовании жизни и исторического прошлого евреев Кавказа и Закавказского края. Рекомендательные письма Общества ко многим видным административным лицам помогли Ч. Получить от бывшего тогда наместником Кавказа вел. Кн. Михаила Николаевича и начальников отдельных областей Закавказского края открытые листы к местным административным властям с поручением оказывать Ч. Содействие и покровительство. Ч. Путешествовал по Кавказу и Закавказью свыше десяти лет, после чего вернулся в конце 1879 г. В Одессу, чтобы привести в порядок и опубликовать накопившийся у него ценный историко-этнографический материал.
Смертельная болезнь (чахотка горла) не дала ему возможности закончить свой труд, и Ч. Перед смертью завещал весь собранный им материал "Обществу просвещения". На средства последнего и под редакцией А. Я. Гаркави была опубликована в двух частях (Sefer Ha-Massaoth, 1884) лишь та часть записок Ч., которая имеет непосредственное отношение к быту и истории кавказских евреев. Этот материал распадается на две категории. 1) собранные путешественником письменные памятники кавказских евреев, относящиеся к последним трем столетиям. 2) устные рассказы туземцев об их прошлом и имеющие значительный этнографически-бытовой интерес собственные наблюдения Черного над экономическим и религиозно-духовным бытом горских евреев.
Особенно подробно Ч. Останавливается в своих записках на быте и особенностях евреев, населяющих Дагестанскую область и Кутаисскую губернию. Неопубликованными остались записки Ч., содержащие сведения о других племенах, населяющих Кавказ, генеалогические таблицы местных княжеских родов (в том числе родословная князей Багратионов, считающих себя потомками царя Давида) и др. Ч. Печатал о своих путешествиях и в русских изданиях. В "Терских Ведомостях". ("Краткие исторические сведения о горских евреях", 1869), в "Сборнике сведений о кавказских горцах", выпуск III, 1—44 (1870), в "Кавказе". (1875) и др.Ср. Sefer Ha-Massaot, предисловие. L. Rosental, Toldot chebrat marbei hasskalah, I, 46, 103, 173—174, II, 124—128.
"Систематический указатель", ind. "Ha-Meliz", 1880, 117. "Ha-Zefirah", 1880, 148. J. E., IV, 44. "Bocx.", 1884, XII, отд. 2, 23—54.{Евр. Энц.}.
Дополнительный поиск Черный, Иосиф Иегуда (Иосиф Яковлевич)
На нашем сайте Вы найдете значение "Черный, Иосиф Иегуда (Иосиф Яковлевич)" в словаре Большая биографическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Черный, Иосиф Иегуда (Иосиф Яковлевич), различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ч". Общая длина 38 символа