Библия

210

(от греч. Biblía, буквально — книги) сборник разновременных, разноязычных и разнохарактерных сочинений (8 в. До н. Э. — 2 в. Н. Э.), который лежит в основе богослужения и догматики иудаизма и христианства, признаётся ими священным. Б. Состоит из Ветхого завета, признаваемого Священным писанием и иудейской и христианской религиями, и Нового завета, признаваемого лишь христианством. Ветхий завет, написанный на древнееврейском и частично на арамейском языке (в 39 книгах), завершен в 3—2 вв. До н. Э. Здесь и народные мифы, и легенды (книга Бытие), частично восходящие к общесемитическим преданиям (миф о грехопадении первых людей, о потопе). История повествования (книга Самуила, Царей), являющиеся важным источником по истории древней Палестины и соседних народов.

Запись этических норм и ритуальных предписаний (книга Второзаконие, куда входят Десять заповедей). Публицистические произведения (книга Пророки). Философские размышления (книги Иов, Екклесиаст). Любовная лирика (книга Песнь песней). Религиозная поэзия (псалмы, приписанные царю Давиду, в совокупности называемые Псалтырь (См. Псалмы)). Псевдоисторические повести (книга Есфирь). Согласно традиции, книги Ветхого завета разделяются на три части. Закон (по-еврейски Тора), или Пятикнижие, составление которого приписывается Моисею (См. Моисей), Пророки [куда, помимо книг т. Н. Пророков (Исайя, Иеремия, Иезекииль и 12 «малых пророков»), входят также книги Иисуса Навина, Судей, 1-я и 2-я книги Царей и др.] и Писания, или Агиографы.

Эти произведения, создававшиеся на протяжении многих веков (некоторые фрагменты, например Песнь Деборы, входящая в состав книги Судей, восходят к 12 в. До н. Э.), объединяются с 5 в. До н. Э. В сборники, подвергаются редактированию иерусалимским жречеством, внедрявшим идею, будто у евреев изначально господствовал монотеизм (единобожие). Ветхозаветный канон вырабатывался между 90—100 н. Э., а в 7—9 вв. Богословы, называемые масоретами (от древнееврейского масора — предание), создают унифицированный текст Ветхого завета. Древнейшие дошедшие до нас полные рукописи Ветхого завета (конец 9—10 вв.) передают масоретскую редакцию. Только кумранские рукописи (найденные в 1947—65 в пещерах на побережье Мёртвого моря) позволили познакомиться в оригинале с отдельными книгами и фрагментами Б.

В домасоретской редакции и создали серьёзную базу для изучения складывания ветхозаветного текста. В христианских богослужениях Ветхий завет используется в переводах на греческий, латинский, старославянский и новые языки. В основе многих из этих переводов — древнегреческий перевод (т. Н. Перевод 70 толковников, по-латински — Септуагинта), сделанный с домасоретского текста во 2 в. До н.э. (дошёл в рукописях, начиная с 4 в. Н. Э.), содержит разночтения по отношению к масоретской версии (соответствующие в некоторых случаях кумранским рукописям). Септуагинта включает, кроме того, ряд произведений, не вошедших в еврейский канон Б. (см. В ст. Апокрифы). Латинский перевод (главным образом с древнееврейского текста, с использованием имевшегося латинского перевода с Септуагинты) выполнен богословом Иеронимом в 386—406 (сохранились рукописи 6 в.) и положен в основу католической Б., т.

Н. Вульгаты. На Руси Б. Переводилась преимущественно с греческого, хотя возможно, что при переводе некоторых книг пользовались и еврейским оригиналом. Первая полная русская Б. Появилась в 1499, причём часть книг была переведена с латинского текста Иеронима. В период Реформации (См. Реформация) в Западной Европе появляются переводы Б. На новые языки (в том числе перевод М. Лютера). Новый завет написан на древнегреческом языке (дискуссионным остаётся вопрос, не было ли Евангелие от Матфея первоначально написано по-арамейски) и состоит из 4 Евангелий (См. Евангелия), Деяний апостольских, 21 послания и Откровения (Апокалипсиса) Иоанна Богослова. Согласно традиции, новозаветные произведения принадлежат ближайшим последователям Христа или их ученикам и датируются в основном серединой 1 в.

Н. Э. На самом деле они созданы позднее, по-видимому, во 2-й половине 1 — начале 2 вв. (древнейшая дошедшая рукопись — фрагмент Евангелия от Иоанна — датируется приблизительно 125 н. Э.). Новый завет сложился в результате компромисса между различными группировками ранних христиан, причём его канонический состав не был утвержден до конца 4 в. Существовал ряд Евангелий, посланий и откровений, не признанных церковью. Из последних некоторые (Откровение Иоанна, послания Иакова, Иуды и др.) впоследствии были включены в канон. Новый завет — важнейший источник по истории становления христианства. Разнородная по своему происхождению, Б. Отражала различные социальные, политические и этические воззрения. Наряду с призывом к улучшению положения угнетённых (особенно в книгах Пророков) и к разрушению Римской империи (Апокалипсис) в Б.

Господствует апология монаршей власти, общественного неравенства, собственности. Провозглашается, что «нет власти аще не от бога». Идеалом семейных отношений выступает патриархальная семья с подчинением женщины домовладыке, с включением в семью наложниц и домочадцев. Исторический процесс рассматривается как проявление «промысла божьего», земля — как средоточие Вселенной, мир — как имеющий начало и конец. Признанная священной («боговдохновенной») книгой христианской церкви, Б. На протяжении всего средневековья определяла форму выражения мысли в Европе. Библейская космогония, социальное учение, этика были признаны церковью непререкаемой нормой и использовались в интересах эксплуататорских классов. К Б. Прибегали для оправдания привилегий феодалов, инквизиции, рабства, приниженного положения женщины.

Еретические учения (в т. Ч. Павликианство и богомильство, отвергавшие боговдохновенность Ветхого завета) не столько оспаривали, сколько переосмысливали учение Б., находя в ней подчас обоснование идеи равенства («Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто был господином?»). Ссылками на Б. Аргументированы крестьянские требования во время Великой крестьянской войны (1524—26) и программы Английской буржуазной революции. Библейские образы, сюжеты составили арсенал средневекового искусства, в первую очередь в иконописи и скульптуре церквей. И позднее Б. Давала сюжеты для художников, писателей, композиторов (Рембрандта, Дж. Мильтона, И. С. Баха, Дж. Байрона, Т. Манна и др.). Изучение Б. Началось ещё в древности и первоначально имело преимущественно богословский характер.

В средние века создаётся особая дисциплина — экзегетика, ставившая целью истолкование отдельных мест Б. И, в частности, объяснение противоречий, которые и тогда уже бросались в глаза, однако трактовались как мнимые. Библейская критика начинается с 17—18 вв. (Б. Спиноза, Ж. Астрюк). Она показала, что Б. Не есть исключительная, боговдохновенная книга, но сложный литературный памятник, отражающий интересы различных общественных кругов, изобилующий противоречиями. Так, в книге Бытие изложены два взаимоисключающих мифа о сотворении человека [в одной версии мужчина и женщина были созданы одновременно, в другой женщина (Ева) — позднее, из ребра мужчины (Адама)]. В одном мифе о потопе дождь, вызвавший потоп, шёл 40 дней, в другом — 150 дней и т.п.

В различных евангелиях по-разному определяются время рождения Христа, место, куда увезли младенца Иисуса, продолжительность проповеди Христа. В Б. Имеются и теологические противоречия. В одних посланиях говорится, что человек спасается верой, в других — делами. Противоречивы и социально-этические принципы Б. (осуждение богатства и примирение с богатством. Призыв «принести меч» в этот мир и угроза, что поднявший меч от меча и погибнет. Призыв не судить других людей и, напротив, подвергнуть их суду. Призыв не расходиться с женой и, наоборот, оставить жену и т.п.). Противоречия вскрыты не только между Ветхим и Новым заветом, но и внутри отдельных книг. Вместе с тем были обнаружены повторы, стереотипы. Библейская критика показала, что мировоззрение Б.

Не уникально и имеет определённые корни и параллели в различных верованиях, обрядах, обычаях древних народов (особенно в вавилонской мифологии). Были вскрыты элементы политеизма и архаичных культов, противоречащих основной тенденции Б. К монотеизму. Было установлено, что Пятикнижие не могло принадлежать Моисею. Уже в начале 19 в. Было доказано, что одна из его книг — Второзаконие — создана в 621 до н. Э., значительно позднее того времени, к которому традиция относит смерть Моисея. Стилистически Пятикнижие составляет единое целое с книгой Иисуса Навина, где повествуется о событиях после смерти Моисея. Был раскрыт ряд источников (т. Н. «Элохист» и «Яхвист»), из которых почерпнуты нередко противоречивые версии одних и тех же преданий и т.д.

Был раскрыт и характер жреческой переработки Б. Сличение книги Хроник (Паралипомен) с книгами Самуила и Царей показало, что при редактировании были изменены даты, введены одни эпизоды, опущены другие с целью показать, что история Иудеи — история славы Яхве (так было опущено всё, что могло бросить тень на царя Давида, которого представили основоположником культа Яхве, а не отважным царьком-разбойником, каким изображало его раннее предание). Библейская критика, задевавшая интересы церкви, натолкнулась на упорное сопротивление конфессиональной науки, хотя некоторые её выводы стали использоваться богословами (особенно протестантами) в целях очищения библейских повествований от явных нелепиц. Ряд утверждений библейской критики в последние годы были пересмотрены в свете новых исследований (в частности, на основе данных т.

Н. Библейской археологии). Некоторые библейские предания, считавшиеся мифом (например, возникновение христианства на территории Палестины), по-видимому, содержат историческое зерно. Для пользования Б. Имеются отдельно изданные алфавитные указатели всех встречающихся в Б. Слов и собственных имён — т. Н. Симфонии, или конкорданции. Лит. Маркс К. И Энгельс Ф., О религии, М., 1955. Ленин В. И., О религии, М., 1955. Ранович А. Б., Очерки истории древнееврейской религии, М., 1937. Велльгаузен Ю., Введение в историю Израиля, пер. С нем., СПБ, 1909. Фрэзер Дж., фольклор в Ветхом завете, пер. С англ., М.—Л., 1931. Ленцман А. Я., Происхождение христианства, М., 1960. Амусин И. Д., Рукописи Мертвого моря, М., 1960. Крывелев И. А., Книга о Библии, М., 1958.

Его же, Как критиковали Библию в старину, М., 1966. Косидовский З., Библейские сказания, [пер. С польск.], М., 1966. Церен Э., Библейские холмы, [пер. С нем.], М., 1966. Лившиц Г. М., Очерки историографии Библии и раннего христианства, Минск, 1970. Eissfeldt О., Einleitung in das Alte Testament, 3 Aufl., Tübingen, 1964. GIanzman G., Fritzmyer J., An introductionary bibliography for the study of the Scripture, N. Y., 1965. Feine P., Behm J., Einleitung in das Neue Testament, 14 Aufl., Hdlb., 1965. А. П. Каждан..

Значения в других словарях
Библиотечных ассоциаций федерация

международная (ИФЛА, англ. International federation of library associations — IFLA, франц. Fed ération Internationale des associations de bibliothecaires — FIAB), основана в 1929. Объединяет (1970) 100 библиотечных организаций 65 стран и 5 международных библиотечных объединений. Деятельность федерации направлена на развитие и укрепление международного библиотечного сотрудничества, федерация принимала участие в составлении единых правил каталогизации произведений печати, в подготовке конвенций п..

Библиофильство

библиофилия (от греч. Biblíon — книга и philía — любовь, буквально — любовь к книге), собирательство редких и ценных изданий. Помимо большого значения для умственного и духовного развития самого собирателя (библиофила), Б. Выполняет немалую общественную роль, способствуя образованию выдающихся собраний произведений печати, сбережению редких изданий и отдельных экземпляров книг, замечательных по качеству печати, иллюстраций, переплётов, книг, имеющих автографы или записи их бывших владельцев и ч..

Бибракта

Бибракте (Bibracte), древний город, центр галльского племени эдуев (См. Эдуи), ныне городище (площадь 135 га) Мон-Бёвре в 27 км от г. Отен во Франции. Город был укреплен рвом и стеной из камня и дерева. Раскопками вскрыты каменные основания домов. Однокомнатных, углублённых в землю жилищ и мастерских ремесленников, многокомнатных богатых вилл. Найдены бронзовые и железные орудия, глиняные сосуды, монеты и пр. В 58 до н. Э. Юлий Цезарь у Б. Разбил гельветов. В конце 1 в. До н. Э. Население было ..

Бива

озеро на острове Хонсю, крупнейшее в Японии. Лежит в межгорной тектонической котловине. Площадь 716 км2, длина 63 км, ширина 20 км, глубина до 95 м. Западные берега высокие, восточные — низкие. Сток в залив Осака через р. Йодо. Судоходные каналы связывают Б. С гг. Осака и Киото. Судоходство. Туризм.. ..

Библия

БИБЛИЯ (от греч. Biblia - букв. - книги), собрание древних текстов, канонизированное в иудаизме и христианстве в качестве Священного Писания. Признаваемая тем и другим часть Библии, первая по времени создания, получила у христиан название Ветхий Завет, другая часть, прибавленная христианами и признаваемая только ими, называется Новый Завет. За этой терминологией стоит христианское представление, согласно которому "завет" (мистический договор или союз), заключенный Богом с одним народом (евреями)..

Библия

БИБЛИЯ (от греческого biblia, буквально - книги), собрание древних текстов, канонизированное в иудаизме и христианстве в качестве Священного Писания. Признаваемая тем и другим часть Б., первая по времени создания, получила у христиан название Ветхий завет, другая часть, прибавленная христианами и признаваемая только ими, называется Новый завет. Ислам, не принимая ни Ветхого, ни Нового завета, в принципе признаёт их святость. Появление Б. У славян связано с переводческой деятельностью Кирилла и М..

Библия

Библия (с греч. Τά βιβιλία — книги) называется в христианской церкви собрание книг, написанных по вдохновению и откровению Св. Духа чрез освященных от Бога людей, называемых пророками и апостолами. Это название в самых свящ. Книгах не встречается и впервые приложено к собранию священн. Книг на Востоке в IV в. Св. Иоанном Златоустом и св. Епифанием Кипрским. Евреи свои священ. Книги обозначали названиями. Писания, св. Писания, завет, книги завета, закон и пророки. Христиане новозаветные писания о..

Библия

Книга, содержащая священные писания еврейской и христианской религий. Еврейская Библия, сборник древнееврейских священных текстов, входит и в христианскую Библию, образуя ее первую часть - Ветхий Завет. Как христиане, так и евреи считают ее записью договора (завета), заключенного Богом с человеком и открытого Моисею на горе Синай. Христиане верят, что Иисус Христос возвестил о новом Завете, который является исполнением Завета, данного в Откровении Моисею, но вместе с тем заменяет его. Поэтому кн..

Библия

, см. Свящ. Писание .. ..

Библия

Библия не может быть делом Всевышнего уже потому, что Он слишком лестно отзывается там о себе и слишком плохо о человеке. Но, может быть, это как раз и доказывает, что Он ее Автор. Кристиан Фридрих Геббель Я читаю уголовный кодекс и Библию. Библия — жестокая книга. Может быть, самая жестокая, которая когда-либо была написана. Жорж Сименон Библия гораздо в меньшей степени пуританка, чем мы. Адольф Рудницкий Бывают колченогие столы, под которые подкладывают Библию — чтоб не шатались. Кароль Ижиков..

Библия

(греч. Biblion - книга). Священные книги Ветхого и Нового завета.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)(греч.) значит книги, которые христианская церковь признает написанными как бы Духом Божием, через посредство его избранников. Названием Библии (книги) первоучители церкви желали дать понять, что по своему содержанию она преимущественно заслуживает быть прочитанною. Сборник книг, входящих в состав Библии, разделяется на "Ветхий" и "Новый Зав..

Библия

Книга книг, пятикнижие, священное писание, писание. ..

Библия

Ж. Слово Божие в полноте своей, Святое Писание ветхого и нового заветов. Иногда отделяют последний, и собственно Библией называют один ветхий завет. Библейный, библейский, относящийся к Библии. Библейник м. Ученый изыскатель, толкователь Библии, богослов. Библейщина ж. Содержание Библии, библейское повествование. Библиотека ж. (библия собств. Книги) место для хранения книг и самое собрание их. Книгохранилище, книжница. Библиотечный, ей принадлежащий, к ней относящийся, книжничный. Библиоmекарь м..

Библия

Ж.Книга, содержащая мифы и догматы иудейской и христианской религии.. ..

Библия

БИ́БЛИЯ -и. Ж. [греч. Biblia - книги] [с прописной буквы] Свод священных книг иудейской и христианской религий, состоящий из Ветхого Завета (признаваемого каждым из этих вероучений) и Нового Завета (признаваемого только христианством). Детская Б. (упрощённое изложение преданий и догматов этих религий).. ..

Библия

-и, ж. (Б прописное). Канонизированное собрание священных книг иудейской и христианской религий. Дохристианская часть Библии (Ветхий Завет). Христианская часть Библии (Новый Завет). II прил. Библейский, -ая, -ое. Библейские сказания. Библейское лицо (перен. Иконописное).. ..

Библия

Библии, ж. (греч. Мн. Biblia - книги) (церк. Лит.). 1. Книги т. Наз. Священного писания у евреев.|| То же, как часть священного писания у христиан, т. Наз. Ветхий Завет. 2. Свод всех книг т. Наз. Священного писания у христиан, включая Ветхий и Новый Завет (реже).. ..

Библия

Появилось в русском языке в конце XVв., а восходит к греческому, где это слово означает "лыко папируса", по названию сирийского порта Библ, откуда в Грецию ввозился папирус, использовавшийся для письма.. ..

Библия

Заимств. В XV в. Из лат. Яз., где biblia <. Греч. Biblia «книги» (Нового и Ветхого завета) — форма мн. Числа от biblion «книга». Книга (тогда рукописная) получила свое название по г. Библос (около Бейрута), откуда в Грецию преимущественно поставляли папирус.Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Библия

Би́блия впервые в 1499 г. См. Срезн. III, Доп. 14. Из лат. Biblia от греч. Βιβλίον . Βίβλος, βύβλος "лыко папируса" – по названию сирийского порта Библ, откуда греки ввозили папирус. См. Клюге-Гётце 54.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Библия

БИБЛИЯ (греч. П„α ОІО№ОІО»О№α - книги) - название собрания произведений религиозной литературы, признаваемого в христианской и иудейской религиях священным (название П„α ОІО№ОІО»О№α заимствовано из вступления к книге Премудрости Иисуса сына Сираха, где этим именем обозначено собрание еврейских священных книг). Различаются христианская и еврейская Б. Первая, кроме книг, входящих в состав еврейской Б., содержит еще ряд произведений древнехристианской литературы (так наз. Новый завет. Еврейская ча..

Библия

Библия – обширное собрание книг разного происхождения и содержания (слово «Библия» происходит от греч. Βιβλία «книги»). Делится на два отдела. Ветхий завет и Новый завет. Ветхий завет состоит из 48 книг, написанных в период от XI в. До н. Э. До I в. Н. Э. В основном на древнееврейском языке. Из этого числа книг 39 входили в канон древнего иудаизма, остальные читались и переписывались, но не рассматривались как священные тексты. По содержанию они делятся на историко-юридические (Пятикнижие Моисея..

Библия

(от греч. Biblia букв. Книги). ..

Библия

-Священное Писание, откровение слова Божия, изложенное на том или ином языке. Книги Священного Писания писались сорока двумя различными авторами, руководимыми Духом Святым, в различное время в продолжение более двенадцати столетий (книги Ветхого Завета-с 15 в. До 4 в. До РХ, книги Нового Завета-в 1 в. По РХ). В Ветхом Завете упоминаются те источники, из которых черпались фактические и исторические сведения. К ним относятся. - книга завета (Исх 24.7), - книга закона (Вт 31.26. Нав 24.26), - книга..

Библия

(греч. Ta biblia, букв. - книги) - собрание "священных" книг иудейской и христ. Религий. Лит. Памятник, к-рый включает искусственно объединенные разнообразные по содержанию и форме сказания, легенды, мифы, законы и др. Произв. 12 в. До н. Э. - 2 в. Н. Э. Состоит из 2 частей - Ветхого завета (книги на др.-евр. И арамейском яз., признаваемые иудеями и христианами) и Нового завета (в осн. На греч. Яз. - признаваемые только христианами). Ветхий завет (у иудеев - священное писание или писания, канони..

Библия

БИБЛИЯ (греч. Biblia - книги) - собрание разновременных, разноязычных и разнохарактерных сочинений (были созданы на протяжении 13 в. До н.э. - 11 в. Н.э.), которые провозглашаются иудаизмом и христианством священными и лежат в основе их догматики и богослужения. Б. Состоит из Ветхого Завета, признаваемого Священным Писанием иудеями и христианами, а также Нового Завета, признаваемого богодухновенным только христианами. Ветхий Завет был написан на древнееврейском и арамейском языках, Новый - на др..

Библия

(греч. Biblia - книги), или Священное Писание - книга, включающая в себя написанные на др.-евр. Языке книги иудейского канона, называемые христианами (вместе с несколькими т.н. Книгами второго канона, дошедшими только в пер. На греч. Или написанными по-греч.) Ветхим Заветом, и Новый Завет, состоящий из Евангелий, Деяний и Посланий апостолов (Петра, Иоанна, Иакова, Иуды и Павла) и Апокалипсиса.Текст Ветхого Завета, который складывался в течение не менее чем тысячи лет и был завершен приблизительн..

Библия

Библия. Слово "библия" происходит от греч. Слова библос - "книги". Б. - это собрание 66 отдельных книг. О толковании Б. См. Священное Писание.I. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ 1) СОСТАВ ВЗ. В наст. Время ВЗ представляет собой совокупность 39 сочинений различных лит. Жанров и принадлежащих перу разных авторов. По содержанию эти книги делятся на три группы. а) исторические (Пятикнижие, Нав, Суд, Руфь, 1-4Цар, 1-2Пар, 1 Езд, Неем). Б) учительные (Есф, Иов, Пс, Притч, Еккл, Песн). В) пророческие (Ис, Иер, Иез, Дан, ..

Библия

(термин). Слово Б. Происходит от греч. T¦ bibl...a - книги. Соответствующий евр. Термин в применении к Свящ. Писанию впервые встречается еще в ветхозав. Время. "Я, Даниил, сообразил по книгам (евр. Сфар(м) число лет, о котором было слово Господне к Иеремии" (Дан 9:2). В христ. Церкви термин "Б." употребляется с кон. 1 в., как это видно из найденного в 1875 фрагмента 1 Кор свт.*Климента Римского (14,2). Там слово t¦ bibl...a обозначает ВЗ. У отцов Церкви слово "Б." встречается редко (раннее свиде..

Библия

, см. Свящ. Писание .. ..

Библия

(греч. - книги) - свод книг, составляющих Священное Писание и написанных по вдохновению и откровению Святого Духа через избранных от Бога людей, называемых пророками и апостолами. Библия разделяется на два отдела. Ветхий Завет и Новый Завет. Ветхий Завет состоит из 39 книг, написанных в дохристианские времена. Новый Завет - из 27 книг, написанных апостолами христианской Церкви.. ..

Библия

Игpальные каpты. ..

Дополнительный поиск Библия Библия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Библия" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Библия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 6 символа