Хорезм

101

историческая область и древнее государство в Средней Азии, в низовьях р. Амударьи. Первые упоминания о X. Встречаются в Бехистунской надписи (См. Бехистунская надпись) Дария I и «Авесте» (См. Авеста). Многие исследователи, кроме того, отождествляли с X. Авестийскую Арьянам-войчах — первую зороастрийскую страну. В изучение истории X. Значительный вклад внесли русские учёные-востоковеды конца 19 — начала 20 вв. — В. В. Бартольд, Н. И. Веселовский, советский историк А. Ю. Якубовский. Новый этап в изучении истории X. Начат в 30-х гг. 20 в. Работами Хорезмской археолого-этнографической экспедиции АН СССР под руководством С. П. Толстова. Древнейшие археологические памятники X. Относятся к эпохе неолита. На территории древней Акчадарьинской дельты Амударьи открыты стоянки охотников и рыболовов, относящиеся к кельтеминарской культуре (См.

Кельтеминарская культура) (4—3 тыс. До н. Э.). В эпоху энеолита (начало 2 тыс. До н. Э.) население, по-видимому, уже было знакомо с примитивным орошаемым земледелием и начатками скотоводства (ранний этап т. Н. Суярганской культуры). В результате смешения культуры местного населения со срубно-андроновской культурой пришельцев из степей южного Приуралья сложилась археологическая Тазабагъябская культура, относящаяся к кругу культур степной бронзы. В середине 2-го тыс. До н. Э. На протоках Акчадарьинской дельты носители этой культуры — земледельцы и скотоводы оставили множество поселений и могильник (Кокча-3). На поселениях сохранились остатки домов-полуземлянок, следы развитой ирригационной сети, полей. Среди находок — зернотёрки, бронз, серпы, ножи.

В конце 2-го тыс. До н. Э. Развивается Амирабадская культура (9—8 вв. До н. Э.). Совершенствуется ирригационное земледелие, развивается отгонное скотоводство, оседлые поселения превращаются в большие (до 20 домов) деревни. В то же время в степях к С.-В. От оазиса, в низовьях Сырдарьи, складывается культура с преимущественно скотоводческими хозяйством, носители которой были всё же тесно связаны с земледельческими оазисами [см. Тагискен (Северный)]. На основе этой культуры позднего бронзового века в степях Приаралья сложилась культура сако-массагетских племён [см. Тагискен (Южный), Уйгарак], на протяжении столетий культурно-исторически связанных с X. Полагают, что в 7—6 вв. До н. Э. Хорезмийцы, относимые Страбоном к сако-массагетским народам, возглавляли конфедерацию племён, населявших почти всю Среднюю Азию и часть Восточного Ирана, однако, возможно, наиболее развитые центры этого объединения (т.

Н. Большого Хорезма) лежали в бассейне Мургаба и Герируда. В хорезмском оазисе дальнейшее совершенствование техники ирригационного земледелия, основанной уже на сооружении крупных магистральных каналов, явилось одним из решающих факторов в последующем становлении древнехорезмийской государственности. В середине 6 в. До н. Э., вероятно при Кире II, X. Вошёл в состав государства Ахеменидов (См. Ахемениды). На рубеже 6 и 5 вв. До н. Э. О «городе Хорасмии» и стране хорезмийцев впервые сообщает древнегреческий автор — Гекатей Милетский. К этому времени относится городище Кюзели-Гыр и ряд др. Поселений. Согласно Геродоту, X. Вместе с Парфией, Согдом и Арейей входил в состав XVI сатрапии государства Ахеменидов. Анализ античных сочинений позволяет предположить, что при Артаксерксе II (404—358) X.

Стал отдельной сатрапией. Её центром, вероятно, была большая крепость (городище Калалы-Гыр). Ко времени восточного похода Александра Македонского X. Уже независим. Весной 328 до н. Э. В ставку Александра прибыл для переговоров хорезмийский царь Фарасман, или Фратаферн. В 4—3 вв. До н. Э. X. Переживает экономический и культурный подъём. Расширяются и совершенствуются оросительные системы, строятся новые города (городища Базар-Кала, Джанбас-Кала) и культовые центры (Кой-Крылган-Кала), развиваются ремёсла и искусство. В конце 1-го тыс. До н. Э. В культуре X. Отчётливо проявляется влияние степных племён, что, видимо, связано с историческими судьбами Кангюя (См. Кангюй). Многочисленные находки кушанских монет, стиль некоторых памятников изобразительного искусства позволяют предположить, что в первых веках н.

Э. X. Находился в зависимости от Кушанского царства (См. Кушанское царство). В то же время о существовании в 3 в. Н. Э. Местной династии свидетельствуют результаты раскопок священного дворца на городище Топрак-Кала. Документами на дереве и коже, найденными во дворце, в X. Засвидетельствовано рабовладение. Они датированы в годах т. Н. Хорезмийской эры, начало которой приходится на серединую 1 в. Н. Э. Применение этого летосчисления археологически прослежено в X. До 8 в. Господствующей формой религии в X. Был местный вариант зороастризма. На некоторых поселениях обнаружены «храмы огня». В искусстве древнего X., которое в период Ахеменидов подверглось воздействию переднеазиатской художественной традиции, постоянно сохранялись отдельные черты культуры саков (См.

Саки). На основе синтеза местных и заимствованных элементов в 4—3 вв. До н. Э. Сформировалась самобытная художественная культура X. В изобразительном искусстве первых вв. Н. Э. Проявились эллинистические влияния, воспринятые при посредстве парфян и кушан. Отличительные черты архитектуры древнего X. — массивность и лаконичность объёмов, скупость наружного декора — обусловлены преобладанием стройматериалов из лёссовой глины (пахса, сырцовый кирпич). Наряду со сводами применялись балочные перекрытия на колоннах. Традиционны каменные базы в форме горшка на 3-ступенчатом квадратном основании. Города, обычно прямоугольные в плане, с регулярной поквартальной застройкой по сторонам осевой улицы, укреплены стенами со стрелковыми галереями и башнями (Кюзели-Гыр.

См. Илл.). В отдельных кварталах или дворцовых комплексах возводили храмы и святилища с мощёной площадкой для священного огня. Дворцы (Калалы-Гыр, 5—4 вв. До н. Э., Топрак-Кала, 2—3 вв.) включали парадные дворы с айванами, залы и многочисленные комнаты, соединённые коридорами. Дворец Топрак-Кала был поднят на высокие цоколи (около 15 и 25 м). Погребальные сооружения представлены башнеобразными постройками с крестовидной планировкой на городище Кюзели-Гыр (5 в. До н. Э.) и цилиндрическим храмом-мавзолеем Кой-Крылган-Кала (4—3 вв. До н. Э. См. Илл.). Сельские дома, обычно пахсовые, имели жилые и хозяйственные помещения, расположенные по сторонам коридора или дворика. Живопись и скульптура Х. Развивались в синтезе с архитектурой, были проникнуты идеями прославления плодоносящих сил природы и обожествления царской власти (Топрак-Кала, глиняные раскрашенные статуи и барельефы, многоцветные росписи минеральными красками).

Уникальны керамические оссуарии (См. Оссуарий) в виде статуй (5 в. До н. Э. — первые вв. Н. Э. См. Илл.) — условно-обобщённые образы умерших. Широко распространены терракотовые статуэтки. Богини плодородия, изображенной в традиции переднеазиатской коропластики, фигурки коней, реже встречаются мужские персонажи в «скифской» одежде. В 4—3 вв. До н. Э. Изготовлялись керамические фляги с барельефами мифологического содержания. Бируни сообщает о воцарении в Х. В 305 царя Африга, об основании им новой династии и строительстве цитадели-резиденции в г. Кят (близ современного г. Бируни). Он называет имена 21 хорезмийского царя (нумизматические данные и некоторые письменные источники подтвердили точность его списка для конца 7 — 8 вв.). 4—6 вв.

— время начавшейся феодализации и формирования новой, афригидской культуры (См. Афригидская культура), характерной для раннефеодального Х. Вплоть до 8 в. На её складывание значительное влияние оказали окрестные степные племена. Резко сократилась ирригационная сеть, господствующие типы поселений этого времени — феодальная усадьба, усадьба-замок (укрепленный, с башнями-донжонами на пирамидальных цоколях, с «гофрированными» стенами) и общинный дом, которые группируются вокруг относительно крупных феодальных центров. Из произведений изобразительного искусства этого времени известна серия хорезмийских серебряных чаш 6—8 вв. С изображениями царей, богов, ритуальных сцен. В 712 Х. Завоевали арабы. Арабский полководец Кутейба, как сообщает Бируни, передал власть своему ставленнику.

Но в Кяте вплоть до 10 в. Продолжали править представители афригидской династии. Всё большее значение стала приобретать столица Северного Х. — Ургенч, правитель которого Мамун ибн Мухаммед в 995 объединил Х. При нём и его преемнике Мамуне II ибн Мамуне отмечается новый расцвет Х. В это время в Ургенче работали такие крупные учёные, как Бируни и Ибн Сина (Авиценна). В 1017 Х. Завоевал султан Махмуд Газневи, в 1043 — сельджуки. В конце 11 в. В Ургенче пришла к власти новая династия — т. Н. Великих хорезмшахов, представитель которой Атсыз (1127—56), продолжая политику собирания земель, начатую его предшественниками, подчинил всю северо-западную часть Средней Азии. Его внук Текеш ибн иль-Арслан (1172—1200) освободил Х. От сельджуков (1194).

При сыне Текеша Мухаммеде II Ала-ад-дине (См. Мухаммед II Ала-ад-дин) (1200—20) государство великих хорезмшахов достигло наибольшего могущества. Его границы простирались от северных берегов Каспия до Персидского залива и от Кавказа до Гиндукуша. В искусстве Х. После арабского завоевания постепенно стали преобладать черты, общие для стран Халифата (см. Арабская культура). Наряду с пахсой, сырцом и деревом (каркасные постройки) стали применять обожжённый кирпич (в монументальном строительстве). Средневековые зодчие Х. Разработали оригинальные шатрово-купольные конструкции (мавзолеи 12 в. В Ургенче древнем), использовали в архитектурном декоре узорную кладку из кирпича, резную терракоту, ганч. Высокими художественными достоинствами отличается поливная керамика Х.

В 1220, в результате нашествий войск Чингисхана, государство хорезмшахов распалось, Х. Вошёл в состав улуса Джучи, а затем в Золотую Орду (См. Золотая Орда). Во 2-й половине 14 в. Х. Переживал новый период расцвета, его столица Ургенч обогатилась великолепными постройками с богатым керамическим поливным декором (наборная резная мозаика), например мавзолей династии Суфи, т. Н. Тюрабек-Ханым (см. Илл.) и др. Правители Х. Приобрели фактическую независимость. К этому времени, видимо, закончился процесс тюркизации языка хорезмийцев. В 1388 Тимур разрушил Ургенч и подчинил себе весь Х. На протяжении почти столетия продолжалась борьба между Тимуридами и золотоордынскими ханами за обладание Х. В 1505 Х. Попал под власть Шейбани-хана.

В 1512 к власти в Х. Пришла узбекская династия, восходившая к Джучи. Она правила до конца 17 в. Позднее фактическими правителями Х. Были военачальники из узбекского рода Кунграт, как правило, номинально возводившие на трон кого-либо из Чингизидов. С начала 17 в. Столицей Х. Стала Хива. Её архитектурные ансамбли дают наиболее яркое представление о зодчестве и декоративно-монументальном искусстве позднефеодального Хорезма. Термин «Хивинское ханство» употреблялся, однако, только в русской и западо-европейской литературе. В местной официальной терминологии Х. Продолжал называться Хорезмским государством, чем и объясняется наименование образовавшейся в 1920 Хорезмской народной советской республики (См. Хорезмская Народная Советская республика).

Лит. Бартольд В. В., Туркестан в эпоху монгольского нашествия, Соч., т. 1, М., 1963. Его же, Сведения об Аральском море и низовьях Аму-Дарьи с древнейших времен до XVII в., там же, т. 3, М., 1965. Якубовский А. Ю., Развалины Ургенча, «Известия Государственной академии истории материальной культуры», 1930, т. 6, в. 2. Толстой С. П., Древний Хорезм, М., 1948. Его же. По следам древнехорезмийской цивилизации, М., 1948. Его же, По древним дельтам Окса и Яксарта, М., 1962. Труды Хорезмской археолого-этнографической экспедиции, т. 1—10, М., 1952—77. Материалы Хорезмской археолого-этнографической экспедиции, в. 1—10, М., 1959—1975. Неразик Е. Е., Сельские поселения афригидского Хорезма, М., 1966. Лившиц В. А., Хорезмийский календарь и эры Древнего Хорезма, в сборнике.

Палестинский сборник, в. 21 (84), Л., 1970. Пьянков И. В., Хорасмии Гекатея Милетского, «Вестник древней истории», 1972, № 2. М. А. Итина, Ю. А. Рапопорт. Хорезм. Топрак-Кала. Древнехорезмийский документ на дереве. 3 в. Н. Э. Хорезм. Аяз-Кала-2. Развалины крепости. Сер. 1-го тыс. Н. Э. Хорезм. Калалы-Гыр. Раскопки дворцового здания. Рубеж 5—4 вв. До н. Э. Кой-Крылган-кала. Общий вид после раскопок. Кюзели-Гыр. Остатки башни на северо-восточной стене. Майоликовая мозаика купола т. Н. Мавзолея Тюрабек-ханым около Куня-Ургенча (Туркменская ССР). 14 в. Керамический оссуарий, увенчанный фигурой сидящей женщины. Хорезм. Кой-Крылган-кала..

Значения в других словарях
Хордоугломер

инструмент для измерения и построения углов. Применяется в артиллерии при полной подготовке данных для стрельбы графическими методами и при выполнении топографических работ с помощью стереотрубы. X. Связывает величину угла с хордой на окружности определяемого радиуса и заменяет таблицы хорд. Шкала хорд на X. Неравномерная. Точность измерительных работ с X. Составляет одно деление угломера (0—01), т. Е. 1/1000 длины радиуса окружности. Построение (измерение) углов с помощью X. И циркуля-измерите..

Хордофоны

(от греч. Chorde — струна и phone — звук) общее название музыкальных инструментов, источником звука которых служит натянутая струна. X. Делятся на различные виды струнных щипковых музыкальных инструментов (См. Струнные щипковые музыкальные инструменты) (лютня, мандолина, арфа, дутар, балалайка, клавесин), струнных смычковых музыкальных инструментов (См. Струнные смычковые музыкальные инструменты) (скрипка, виола и др.) и струнных ударных музыкальных инструментов (См. Струнные ударные музыкальные..

Хорезми

IХорезми́ (гг. Рождения и смерти неизвестны) узбекский поэт 14 в. О его жизни нет достоверных сведений. Автор поэмы «Повесть о любви» («Мухаббат-наме», 1353). Сохранилось два списка поэмы. Ранний, выполненный уйгурским письмом в 1432, и второй, переписанный в 1508—09 арабским письмом. Уйгурский список состоит из 10 писем-стихотворений на староузбекском языке. Список, сделанный арабским письмом, включает 11 «писем», из них 8 — на староузбекском языке, 3 — на фарси. Обе рукописи хранятся в Британс..

Хорезми (узбекский поэт)

Хорезми (гг. Рождения и смерти неизвестны), узбекский поэт 14 в. О его жизни нет достоверных сведений. Автор поэмы «Повесть о любви» («Мухаббат-наме», 1353). Сохранилось два списка поэмы. Ранний, выполненный уйгурским письмом в 1432, и второй, переписанный в 1508‒09 арабским письмом. Уйгурский список состоит из 10 писем-стихотворений на староузбекском языке. Список, сделанный арабским письмом, включает 11 «писем», из них 8 ‒ на староузбекском языке, 3 ‒ на фарси. Обе рукописи хранятся в Британск..

Хорезм

ХОРЕЗМ - древнее государство Ср. Азии с центром в низовьях Амударьи - область развитого ирригационного земледелия, ремесла и торговли, высокой культуры. Возникло в 7-6 вв. До н. Э. Земли Хорезма подвергались завоеваниям. 4-6 вв. - начало складывания раннефеодальных отношений. В 712 Хорезм завоевали арабы. С 1220 в составе Монгольской империи. Затем улус Джучи. С 16 в. Большая часть территории Хорезма была включена в Хивинское ханство.. ..

Хорезм

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Хорезм

Древнее государство Ср. Азии с центром в низовьях Амударьи - область развитого ирригационного земледелия, ремесла и торговли, высокой культуры. Возникло в 7-6 вв. До н. Э. Земли Хорезма подвергались завоеваниям. 4-6 вв. - начало складывания раннефеодальных отношений. В 712 Хорезм завоевали арабы. С 1220 в составе Монгольской империи. Затем улус Джучи. С 16 в. Большая часть территории Хорезма была включена в Хивинское ханство.. ..

Хорезм

        древнее и средневековое государство в низовьях реки Амударья (современные области Туркменской ССР, Узбекской ССР, территории Каракалпакской АССР). Античная историческая традиция причисляет хорезмийцев к племенам круга саков. Полагают, что в VII-VI вв. До н. Э. Хорезм возглавлял конфедерацию восточно- иранских племён (так называемый Большой Хорезм), в середине VI в. До н. Э. Был завоёван древнеиранской державой Ахменидов, на рубеже V-IV вв. До н. Э. Стал независимым. Не позднее IV в. До н..

Хорезм

См. Куня-Ургенч, Ургенч. ..

Хорезм

– древнее государство Средней Азии с центром в низовьях Амударьи – область развитого ирригационного земледелия, ремесла и торговли, высокой культуры. Возникло в VII–VI вв. До н. Э. Земли X. Подвергались завоеваниям. IV–VI вв. – начало складывания раннефеодальных отношений. В 712 г. X. Завоевали арабские феодалы. С 1220 г. В составе Монгольской империи, затем улус Джучи. С XVI в. Большая часть территории X. Была включена в Хивинское ханство.. ..

Хорезм

Древнее гос-во в низовьях р. Амударьи. Первые упоминания о X. Встречаются в Бехистунской надписи Дария и Авесте ((Яшт X. 14). Многие исследователи, кроме того, отождествляют с X. Авестийскую Арьянам-вайчах - первую зороастрийскую страну). В изучение истории X. Значит. Вклад внесли рус. Ученые-востоковеды кон. 19 - нач. 20 вв. - В. В. Бартольд, Н. И. Веселовский, сов. Историк А. Ю. Якубовский. Новый этап в изучении истории X. Начат в 30-х гг. 20 в. Работами Хорезмской археолого-этнографич. Экспед..

Хорезм

(Kharismia)Монгольское завоевание Средней Азии. ..

Дополнительный поиск Хорезм Хорезм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Хорезм" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хорезм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Х". Общая длина 6 символа