Церковная музыка
музыка, звучащая во время церковного (христианского) богослужения. Разновидность религиозной (духовной) музыки, с древнейших времён известной у всех народов мира. Последняя включает и произведения, исполняемые вне церкви — в быту, в концертах. Эмоциональное воздействие музыкального искусства использовалось церковью для привлечения людей в храмы, для насаждения религиозных идей и представлений. В каждой церкви — православной, католической, протестантской и др. — сложились свои принципы музыкального оформления богослужения. Существенные различия обнаруживает и Ц. М. Различных местных ветвей одной и той же церкви (например, русской, болгарской, сербской, грузинской, греческой и др. Православных церквей). Католическая Ц.
М. Основывается на григорианском хорале (См. Григорианский хорал). Все католические песнопения исполняются на латинском языке (лишь в 60-х гг. 20 в. Было допущено пение в церкви и на родных языках). Они многоголосны и поются А капелла или в сопровождении органа, оркестра. Важнейшие формы католической Ц. М. — Месса, Реквием, Мотет, Псалмы, магнификат, Тедеум, Стабат матер. Основная форма лютеранской Ц. М. — Протестантский хорал, который поётся и церковным хором, и самими верующими на родном языке в сопровождении органа и др. Музыкальных инструментов. Наиболее распространены формы лютеранской Ц. М. «Страсти», духовная Оратория, церковная Кантата, мотет, псалм, духовная песня. Главный вид древнерусской Ц. М. — Знаменный распев (см. Также Глас, Осмогласие, Строчное пение, Демественное пение, Крюки).
Пение вначале было одноголосным, с 16 в. Становится многоголосным (см. Партесное пение). Песнопения исполняются на церковнославянском языке без инструментального сопровождения во время обедни (литургии (См. Литургия)), всенощной, венчания, молебна, панихиды и др. Праздничная литургия иногда завершается духовным концертом. В течение длительного времени Ц. М. У многих народов была единственным видом профессиональной музыки. Она развивалась, испытывая постоянное влияние народной музыки, а впоследствии и светской. Так, уже в 15—16 вв. Во многих католических духовных сочинениях Я. Обрехта, Г. Дюфаи, Жоскена Депре и др. Композиторов использовались напевы бытовых народных песен. В жанрах Ц. М. Были созданы величайшие творения — «Страсти по Матфею» и месса си минор И.
С. Баха, реквием Моцарта, «Торжественная месса» Бетховена и др. Лит. Разумовский Д., Церковное пение в России, в. 1—3, М., 1867—69. Розеншильд К., Музыкальное искусство и религия, М., 1964. Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, 2 изд., М., 1971. Weinmann К., Geschichte der Kirchenmusik,.., Münch., 1925. DougIas W., Church music in history and practice, L., 1963..
Дополнительный поиск Церковная музыка
На нашем сайте Вы найдете значение "Церковная музыка" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Церковная музыка, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ц". Общая длина 16 символа