Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?

109

(«Что тако́е "друзья́ наро́да" и как они́ вою́ют про́тив социа́л-демокра́тов?») первое фундаментальное произведение В. И. Ленина, посвященное разработке вопросов диалектического и исторического материализма, политэкономии и научного социализма, обоснованию идеи соединения социализма с рабочим движением, созданию марксистской рабочей партии в России. В Полн. Собр. Соч., 5 изд., напечатана в т. 1, с. 125—346. В книге подверглись критике взгляды идеологов либерального народничества (См. Народничество) — мнимых «друзей народа» (Н. К. Михайловского, В. П. Воронцова, С. Н. Кривенко, С. Н. Южакова и др.), выступавших против марксизма в журнале «Русское богатство». Разрабатывались идейно-теоретические принципы российской революционной социал-демократии, основы её программы и тактики.

Книга написана в 1894 и нелегально размножена на гектографе тремя отдельными выпусками. Философские взгляды народников разоблачались в 1-м выпуске. Политэкономические теории — во 2-м выпуске (до сих пор не найден. Вновь критику их Ленин дал в работе «К характеристике экономического романтизма», 1897). Тактика, экономическая и политическая платформа — в 3-м выпуске. Гектографированные издания книги читались в революционных кружках Петербурга, Москвы, Киева, Харькова и других городов России. Книга была известна членам группы «Освобождение труда» (См. Группа Освобождение труда) и другим русским социал-демократам за границей. В книге Ленин доказал полную несостоятельность философско-социологических взглядов либеральных народников, их субъективно-идеалистического метода, преувеличивавшего роль идей и «критически мыслящих личностей» в истории, отрицавшего объективные законы развития общества.

Вместе с тем в книге раскрывалась диалектико-материалистическая сущность марксистской философии, материалистическое понимание истории. Ленин опроверг народническую теорию об «активных героях» и «пассивной толпе», показал, что народ — подлинный творец истории, главная движущая сила общественного прогресса. Он разоблачил попытку народников «уличить» марксистов в якобы неразрешимом «конфликте» между исторической необходимостью и свободой личности, вскрыл антинаучность их утверждения, что выдающаяся личность может успешно действовать вопреки законам истории. Показал, что сила личности состоит не в том, чтобы выступать против исторической необходимости, а в том, чтобы действовать в соответствии с назревшими потребностями общественного развития.

Ленин поставил решение этой проблемы на практическую почву — признание исторической необходимости не сводится к пассивному созерцанию событий, а предполагает в условиях России активную деятельность социал-демократов, направленную на сплочение рабочего класса для борьбы против самодержавия и капитализма. Ленин доказал, что экономические воззрения народников столь же несостоятельны, как и философские. Народники 80-х и 90-х гг. Уже не могли отрицать развития капитализма в России, но считали, что у него нет перспектив. Отстаивая концепцию «самобытного», некапиталистического пути развития России, они утверждали, что русский капитализм носит «искусственный характер» ввиду отсутствия в стране внутреннего рынка.

Народники затушёвывали разложение крестьянской общины, идеализировали мелкое товарное производство, называли его «народным» и противопоставляли крупному капиталистическому производству, которое разоряет крестьянство и тем самым якобы сокращает внутренний рынок. Ленин показал, что капитализм не только разоряет крестьянство, но и расслаивает его на основные классы капиталистического общества — буржуазию и пролетариат. Разорившийся крестьянин продаёт свою рабочую силу и покупает необходимые предметы потребления, а сельская буржуазия покупает продукты промышленности, в том числе и орудия производства. Это означает, что капитализм сам создаёт и расширяет внутренний рынок. Народники не понимали и самого характера капитализма, особенно на ранних стадиях его развития.

Специфику кустарной промышленности — её распылённость по сельским местностям, работу на дому, отсутствие крупных предприятий с постоянным и полностью оторванным от земли рабочим — они стремились выдать за «народное производство», противостоящее капиталистическому. На основе анализа данных статистики Ленин вскрыл несостоятельность народнических утверждений о якобы некапиталистическом характере кустарных промыслов. Либеральные народники, восприняв и усугубив ошибочные взгляды старого крестьянского социализма, стремились оградить «народное производство» от наступления капитализма. Вся их экономическая программа была направлена на сглаживание остроты растущих классовых противоречий в стране, они предлагали осуществить ряд мелких реформ, не затрагивавших основ буржуазно-помещичьего строя.

Отказавшись от политической программы революционного народничества 70-х гг., либеральные народники становились выразителями интересов мелкой буржуазии, кулечества. Ленин писал, что с расслоением деревни на сельскую буржуазию и пролетариат «. Раскололся и старый крестьянский социализм, уступив место, с одной стороны, рабочему социализму, с другой — выродившись в пошлый мещанский радикализм» (Полн. Собр. Соч., 5 изд., т. 1, с. 272). В этих условиях защиту интересов широких трудящихся масс не только города, но и деревни должны были взять на себя представители пролетарской партии — социал-демократы. В книге Ленин научно обосновал историческую роль пролетариата как руководителя освободительного движения трудящихся масс за свержение гнёта царизма, помещиков и буржуазии.

Он особо подчёркивал, что первейшей обязанностью русских социал-демократов является подготовка штурма самодержавия — необходимого условия грядущей победы рабочего класса над капиталом. Союзником пролетариата в борьбе против самодержавно-помещичьего строя являлось крестьянство, заинтересованное в полной отмене всех пережитков крепостничества. Поэтому социал-демократы, по мысли Ленина, должны поддерживать требования крестьян вплоть до «. Полной экспроприации помещичьего землевладения...» (там же, с. 299). Ленин развил идею гегемонии пролетариата, выдвинутую Марксом и Энгельсом, показал, что возможно осуществление руководящей роли пролетариата не только в социалистической, но и в буржуазно-демократической революции.

Это стало исходным пунктом в ленинском учении о перерастании буржуазно-демократической революции в социалистическую. Ленин указывал, что основным условием, при котором рабочий класс и его союзники смогут развернуть успешную борьбу за свержение царизма и капитализма, является наличие самостоятельной пролетарской партии, вооружённой передовой революционной теорией. Необходимо полное размежевание российского рабочего движения со всеми формами народничества, с теорией и практикой мелкобуржуазного социализма. Марксисты, писал Ленин, должны помочь пролетариату усвоить теорию научного социализма и сплотиться в политическую силу. Книга Ленина заканчивается пророческими словами. «. Русский рабочий, поднявшись во главе всех демократических элементов, свалит абсолютизм и поведет русский пролетариат (рядом с пролетариатом всех стран) прямой дорогой открытой политической борьбы к победоносной коммунистической революции» (там же, с.

312). Книга Ленина явилась подлинным манифестом русской революционной социал-демократии, нанесла сокрушительный удар по реакционно-утопической идеологии и практике либерального народничества. Она сыграла крупную роль в теоретической подготовке перехода от узкой кружковой пропаганды марксизма к массовой агитации среди широких слоев пролетариата, к соединению научного социализма с рабочим движением. Работа Ленина издавалась 123 раза общим тиражом 6744,4 тыс. Экз. На 33 языках народов СССР и зарубежных стран (данные на 1 января 1977). Лит. История КПСС, т. 1, М., 1964. А. Ф. Костин.

Значения в других словарях
ЧТЗ

см. Челябинский тракторный завод. ..

Что делать?

(«Что де́лать?») книга В. И. Ленина, в которой всесторонне обоснована идея создания пролетарской партии нового типа, принципиально отличавшейся от реформистских партий Интернационала 2-го (См. Интернационал 2-й), партии социалистической революции и диктатуры пролетариата. В книге Ленин идейно разгромил «Экономизм» как разновидность международного оппортунизма — бернштейнианства (См. Бернштейнианство). Написана осенью 1901 — феврале 1902 и впервые издана в Штутгарте в марте 1902. В Полн. Собр. Со..

Чу

I река в Киргизской ССР и Казахской ССР. Длина 1067 км, площадь бассейна 62500 км2. Образуется при слиянии рр. Джуванарык и Кочкор, берущих начало из ледников в хребтах Терскей-Алатау и Киргизский. Ниже их слияния Ч. Прорывается в Иссык-Кульскую котловину, где течёт близ оз. Иссык-Куль. В половодье по рукаву Кутемалды часть стока Ч. Сбрасывается в озеро. Через Боамское ущелье река выходит в Чуйскую долину, где с окружающих гор стекают многочисленные притоки. В низовьях пересекает пустыню Муюнкум..

Чу (город в Казахской ССР)

Чу, город областного подчинения в Чуйском районе Джамбулской области Казахской ССР. Расположен на левом берегу р. Чу, в 230 км. ..

Дополнительный поиск Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов? Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ч". Общая длина 67 символа