Гердер
(Herder) Иоганн Готфрид (25.8.1744, Морунген, Восточная Пруссия, — 18.12.1803, Веймар), немецкий философ, писатель-просветитель. По окончании теологического факультета Кёнигсбергского университета в 1764— 1769 был пастором в Риге. В 1770—71 в Страсбурге сблизился с молодым И. В. Гёте. С 1771 придворный проповедник в Бюккебурге, с 1776 — в Веймаре. Его сочинение «Идеи к философии истории человечества» (ч. 1—4, 1784—91, сокращенный рус. Пер. 1829) проникнуто идеей своеобразия различных эпох человеческой истории, стремлением понять их как нечто органически вырастающее на определённой национальной почве и в специфическом переплетении природных условий и культурных традиций. Высшим принципом развития человечества Г. Считал осуществление гуманности, т.
Е. Разума и справедливости («Письма о поощрении гуманности», 1794—97). Видя в гуманности отличительный принцип человека, изначально присущий ему и характеризующий его природу, Г. Рассматривает в связи с этим положение человека в органическом мире как «первого вольноотпущенника природы», имеющего двоякое происхождение — естественное и духовное. С точки зрения этих идей Г. Рисует широкую картину развития человечества от древности (Китай, Индия и др. Страны Древнего Востока) до 14 в. В работах «О новейшей немецкой литературе. Фрагменты» (1766—68), «Критические леса» (1769) Г. Рассматривает литературный процесс в зависимости от исторического и духовного развития каждого народа. В работах «Исследование о происхождении языка» (изд.
1772, рус. Пер. 1909), «Шекспир» и «Отрывок из переписки об Оссиане и песнях древних народов» (опубликован в сборнике «О немецком характере и искусстве», 1773, изд. Совместно с Гёте) Г. Создаёт теорию народной поэзии, ставшую литературным манифестом «Бури и натиска» (См. Буря и натиск). В сборнике «Народные песни» (1778—79. 2 изд. «Голоса народов в песнях», 1807) Г. Включил народные песни всего мира, расположив их тематически, чтобы доказать равенство народов в их поэтическом самовыражении. В работе «О влиянии поэтического искусства на нравы народов в старые и новые времена» (1781) Г. Выдвинул теорию гения, творчество которого всегда самобытно. Подготовив своим учением движение романтизма, Г. В 90-е гг. Выступал, однако, против характерной для романтизма идеализации средневековья.
В последние годы жизни Г. С позиций эмпиризма резко полемизировал с теорией познания и эстетикой И. Канта «критического периода» («Метакритика критики чистого разума», 1799. «Каллигона», ч. 1—3, 1800). В России творчеством Г. Увлекались в кружке Н. М. Карамзина. Отчасти это объясняется тем, что Г. Уделял значительное внимание изучению культуры славянских стран, в частности фольклора славянских народов. Философско-исторические идеи Г. Сыграли выдающуюся роль в становлении принципов историзма, оказав влияние на немецкий романтизм и философию истории Гегеля. Сенсуалистско-эмпирический характер антропологии Г. Получил развитие у Л. Фейербаха. Соч. Sämtliche Werke, hrsg, von В. Suphan, Bd 1—33, В., 1877—1913. Werke, Bd 1—5, Weimar, 1957.
В рус. Пер. — Избр. Сочинения, предисл. В. М. Жирмунского, М. — Л., 1959. Лит. Гайм Р., Гердер, его жизнь и сочинения, пер. С нем., т. 1—2, М., 1888. Меринг Ф., Иоганн Готфрид Гердер, в его кн. Литературно-критические статьи, т. 1, М. — Л., 1934. Гулыга А., Гердер как критик эстетической теории Канта, «Вопросы философии», 1958, № 9. Его же, Гердер (1744—1803), М., 1963. Рейман П., Основные течения в немецкой литературе 1750—1848, М., 1959. История немецкой литературы, т. 2, М., 1963. Begenau Н., Grundzuge der Ästhetik Herders, Weimar, 1956. Dobbek W., J. G. Herders Weltbild, Köln-W., 1969. Н. П. Банникова. И. Г. Гердер..
Дополнительный поиск Гердер
На нашем сайте Вы найдете значение "Гердер" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гердер, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Г". Общая длина 6 символа