Гностицизм
(от греч. Gnostikos — познающий) общее обозначение ряда позднеантичных религиозных течений, использовавших мотивы восточной мифологии, и ряда раннехристианских еретических учений и сект. Сочинения гностиков уничтожались христианской ортодоксией и дошли до нас главным образом в виде отдельных цитат, приводимых в сочинениях христианских богословов, боровшихся с Г. В 1945—46 в Хенобоскионе в Египте был найден большой архив гностических текстов. Происхождение Г. И существование независимого от христианства языческого или иудаистского Г. Неясны. Внутри христианства гностические тенденции заметны уже в самый ранний его период. Наивысшего развития они достигают во 2 в. Помимо влияния восточных религиозных мистерий, для Г.
Характерно усвоение ряда идей позднеантичной философии, главным образом платонизма и неопифагорейства. В основе Г. Лежит представление о падении души в низший, материальный мир, созданный демиургом — низшим божеством. В дуалистической мистике Г. Материя рассматривается как греховное и злое начало, враждебное богу и подлежащее преодолению. В мире рассеяны частицы потустороннего света, которые должны быть собраны и возвращены к своим истокам. Искупителем является прежде всего Христос, но его призыву следуют лишь «духовные» люди («пневматики»), тогда как не принявшие гностического посвящения «душевные» люди вместо подлинного «познания» достигают лишь «веры», а «плотские» люди вообще не выходят за пределы чувственной сферы.
Для Г. Характерно представление о ступенях, или сферах, мира и их демонических властителях, препятствующих искуплению. Ко 2 в. Относится деятельность гностиков Василида (из Сирии) и Валентина (из Египта), а также Карпократа Александрийского, Сатурнина (или Саторнила) из Сирии, Маркиона из Понта и др. Позднейшей формой Г. Можно считать персидское Манихейство. Во 2 в. Г. Был преодолен христианством, однако скрытая гностическая традиция продолжает существовать вплоть до позднего средневековья. Влияние Г. Прослеживается в позднейшей неортодоксальной христианской мистике — у немецких философов Я. Бёме, Ф. Баадера, Ф. В. Шеллинга. Несомненны точки соприкосновения Г. С идеями антропософии (См. Антропософия)и теософии (См. Теософия). Отдельные гностические мотивы развивались русской религиозной философией (В.
Соловьевым и его последователями), немецким философом Л. Циглером. Лит. Энгельс Ф., К истории первоначального христианства, Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, гл. 2—3. Болотов В. В., Лекции по истории древней церкви, т. 2, СПБ, 1910. Поснов М. Э., Гностицизм и борьба церкви с ним во 2 в., К., 1912. Его же, Гностицизм II в. И победа христианской церкви над ним, К., 1917. Quispel G., Gnosis als Weltreligion, Z., 1951. Jonas H., Gnosis und spätantiker Geist, 2 Aufl., Bd 1—2, Gött., 1954. Wilson R. Mc L., The gnostic problem, L., 1958. Grant R. M., Gnosticism and early Christianity, 2 ed., N. Y., 1966. Haardt R., Die Gnosis. Wesen und Zeugnisse, Salzburg, 1967. А. Ф. Лосев..
Дополнительный поиск Гностицизм
На нашем сайте Вы найдете значение "Гностицизм" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гностицизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Г". Общая длина 10 символа