Диссонанс
IДиссона́нс (франц. Dissonance, от лат. Dissono — нестройно звучу) в стихосложении, вид рифмующего созвучия, в котором не совпадают ударяемые гласные, например. Сло́во — сле́ва — сла́ва. Звуковой повтор в Д. Строится на согласных звуках, поэтому его иногда называется консонансом (от франц. Consonné — согласная). Д. Вошёл в поэтическую практику лишь в 20 в. Как редкий, но выразительный приём. Например. На побережье после бури Твоих камней я слышу хруст, О, море, самый умный в мире Художник-абстракционист. (Л. Н. Мартынов). IIДиссона́нс в музыке, звучание тонов, «не сливающихся» друг с другом (не следует отождествлять с неблагозвучием как эстетически неприемлемым звучанием, см. Какофония). Понятие Д. Противостоит понятию Консонанса.
К Д. Относят большие и малые секунды и септимы, увеличенные и уменьшенные интервалы, а также все аккорды, включающие хотя бы один из этих интервалов. Условно к Д. Относят и кварту по отношению к басу. С математико-акустической точки зрения Д. Представляет более сложное отношение чисел колебаний (длин струн). Различие между консонансом и Д. Оказывается только количественным, а граница между ними — условной. С точки зрения музыкальной психологии Д. Сравнительно с консонансом является созвучием более напряжённым, неустойчивым. В системе мажора и минора качественное различие консонанса и Д. Достигает степени противоположности, контраста и представляет большую эстетическое ценность. Учение о композиции всегда учитывало это различие в восприятии диссонирующих и консонирующих созвучий.
До 17 в. Условием применения Д. Было полное его подчинение консонансу — правильное приготовление и разрешение (переход) в консонанс. В 17—19 вв. Обязательным правилом было лишь разрешение Д. С конца 19 в. И в особенности в 20 в. Диссонанс всё чаще применяется самостоятельно — без приготовления и без разрешения. Лит. Гарбузов Н. А., О консонирующих и диссонирующих интервалах, «Музыкальное образование», 1930, № 4—5. Клещов С. В., К вопросу о различии диссонирующих и консонирующих созвучий, «Труды физиологических лабораторий академика И. П. Павлова», 1941, т. 10. Тюлин Ю. Н., Современная гармония и ее историческое происхождение, в кн. Вопросы современной музыки, Л., 1963. Гельмгольц Г., Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки, пер.
С нем., СПБ, 1875. Stumpf С., Konsonanz und Dissonanz, Lpz., 1898. Riemann Н., Zur Theorie der Konsonanz und Dissonanz, в его сб. Präludien und Studien, Bd 3, Lpz., 1901. Ю. Н. Холопов.
Дополнительный поиск Диссонанс
На нашем сайте Вы найдете значение "Диссонанс" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Диссонанс, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 9 символа