Догматизм

149

метод мышления, при котором определённые положения превращаются в закостеневшие выводы, применяющиеся без учёта конкретных условий жизни. Д. Толкует все истины как абсолюты. В противоположность Д., диалектика включает в понимание истины не только момент абсолютности, но и момент относительности, требует обогащения и развития всех истин и конкретного подхода к применению их на практике. Марксизм требует «...помешать превращению науки в догму в худом смысле этого слова, в нечто мертвое, застывшее, закостенелое...» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 18, с. 138). Термин «Д.» введён древними греческими скептиками Пирроном и Зеноном, отрицавшими возможности достижения истинного знания. Они называли догматиками философов, делавших какие-либо утвердительные выводы о субстанциях вещей.

В средние века пирронисты (последователи Пиррона) выступали с обвинениями в Д. Перипатетиков (последователей Аристотеля), выдвигая чисто релятивистский принцип. Обо всём познаваемом следует говорить «мне так кажется», а что есть на самом деле, то не может быть утверждаемо. И. Кант считал, что Д. — это всякое познание, совершённое без предварительного исследования его возможностей и предпосылок. В понимании Гегеля Д. — это метафизика, односторонне рассудочное мышление. «догматизм в более узком смысле состоит в том, что удерживаются односторонние рассудочные определения и исключаются противоположные определения», тогда как диалектическое мышление «. Не имеет в себе таких односторонних определений и не исчерпывается ими, а как целостность, содержит внутри себя совместно те определения, которые догматизм признает в их раздельности незыблемыми и истинными» (Соч., т.

1, М.—Л., 1929, с. 70). Марксистская, материалистическая диалектика с её принципом «абстрактной истины нет, истина конкретна» — антипод метафизической рассудочности Д. Е. П. Ситковский. Догматизм в рабочем движении характеризуется отрывом теории от жизни, конкретной исторической обстановки во всей её сложности, многообразии и непрерывной изменчивости, игнорированием таких тенденций или таких черт рабочего движения, которые составляют специфическую особенность того или иного периода, тех или иных условий деятельности рабочего класса в различных странах. Д. Присущ как правому оппортунизму, так и оппортунизму «левого толка», который на практике смыкается с политическим авантюризмом. Ревизионизм лидеров 2-го Интернационала в большой мере был связан с догматическим пониманием марксизма.

Оппортунисты 2-го Интернационала превратили в мёртвую догму высказанное в 1847 Ф. Энгельсом и поддержанное затем К. Марксом положение о том, что социалистическая революция может победить только одновременно во всех наиболее развитых капиталистических странах мира. В. И. Ленин, показав резкое обострение неравномерности экономического и политического развития капитализма в эпоху империализма, доказал, что социалистическая революция может победить первоначально в нескольких или даже в одной, отдельно взятой капиталистической стране. Оппортунистическим взглядам меньшевиков также был присущ Д. Цепляясь за отдельные положения марксизма, которые не отвечали новым условиям и требовали развития, меньшевики вели борьбу против марксизма в целом и прежде всего против его творческого развития, против ленинизма.

Ссылаясь на опыт буржуазных революций 19 в. В странах Западной Европы, ведущей силой в которых выступала буржуазия, они отрицали идею гегемонии пролетариата в буржуазно-демократической революции эпохи империализма, необходимость союза рабочего класса с крестьянством и др. Внутри РКП(б) на позиции Д. Стояли «левые коммунисты», которые, жонглируя фразами о революционной войне, выступали против всяких компромиссов с мировой буржуазией. «Революционная фраза, — писал в то время Ленин, — есть повторение революционных лозунгов без учета объективных обстоятельств, при данном изломе событий, при данном положении вещей, имеющих место» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 35, с. 343). Одним из порождений Д. Является сектантство (см.

Сектантство в рабочем движении). В период революционного подъёма, начавшегося под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции в России, ошибки сектантско-догматического характера проявились у некоторых деятелей коммунистических партий Германии, Великобритании, Италии, Испании, Нидерландов и некоторых др. Стран. Эти деятели в тот период не научились ещё творчески применять марксизм к специфическим условиям своих стран, не сумели сочетать интернациональное и национальное в политике своих партий, механически копировали имевшийся революционный опыт, не понимали необходимости терпеливо готовить и подводить массы к революции, недооценивали работу в профсоюзах, в парламентах, были противниками гибкости в тактике, необходимых компромиссов.

Выступая с ультралевых позиций, отстаивали линию немедленного свержения капитализма, не считаясь с реальной расстановкой классовых сил в стране. Ленин в труде «Детская болезнь “левизны” в коммунизме» (1920) и в выступлениях на 2-м конгрессе Коминтерна (1920) подверг всестороннему анализу и глубокой критике сектантско-догматические ошибки, имевшиеся в деятельности ряда компартий. Это положило начало активной борьбе против «левизны» в коммунистическом движении. Опасность сектантской тактики, отвергнутой Коминтерном, становилась всё более очевидной в годы спада революционной волны (с конца 1920—21). В этот период левацкими элементами была предпринята попытка навязать компартиям «теорию наступления», которая носила явно авантюристический характер.

Ленин, Коминтерн решительно осудили эту теорию и ориентировали компартии на переход от тактики немедленного штурма власти буржуазии к собиранию революционных сил, использованию всех путей подвода масс к революции. В борьбе с «левооппортунистическими» взглядами Коминтерн выработал основы правильной стратегии и тактики. Однако на последующих этапах коммунистического движения, в период, когда на первом плане стояли задачи антифашистской борьбы, проявились новые сектантско-догматические ошибки. Важной вехой в борьбе компартий против догматизма и сектантства явился 7-й конгресс Коминтерна (1935). Он наметил ясную линию борьбы за единый рабочий и широкий народный фронт против фашизма и войны. Проведение и последующее творческое развитие этой линии привело в годы 2-й мировой войны 1939—45 к выдающимся победам антифашистских сил.

Наивысшим достижением политики сплочения всех демократических сил под руководством рабочего класса явились народно-демократические революции в 40-х гг. 20 в. В ряде стран Европы и Азии, образование мировой системы социализма. Но строительство социализма в некоторых странах было осложнено проявлениями Д., механическим копированием имевшегося опыта. Догматическо-сектантские ошибки имели место и у некоторых коммунистических партий капиталистических стран, а также стран, освободившихся или борющихся против колониального господства. Марксисты-ленинцы ведут борьбу против любых проявлений Д., но при этом они отличают догматические ошибки некоторых участников революционного движения, вытекающие из их политической неопытности и незрелости или неумения определять тактическую линию с учётом изменений политической обстановки, от Д.

Врагов марксизма-ленинизма, пытающихся использовать фальсифицируемые ими отдельные марксистско-ленинские положения в целях, ничего общего с марксизмом-ленинизмом не имеющих. Огромный вред международному рабочему и национально-освободительному движению наносит раскольническая антисоветская линия маоистского руководства китайской компартии, прикрывающего свои великодержавно-националистические цели лжемарксистской «левой» фразеологией. Для достижения своих целей руководство КПК прибегает к вульгаризации основных положений марксизма-ленинизма в левацко-догматическом, националистическом духе. Вся практическая деятельность КПСС, успехи мирового коммунистического, рабочего и национально-освободительного движения являются ярким свидетельством банкротства антинаучных, антимарксистских «теорий» прошлых и современных догматиков.

Необходимость борьбы с Д. И сектантством была особо отмечена на Московских совещаниях представителей коммунистических и рабочих партий в 1957 и 1960. На международном Совещании коммунистических и рабочих партий 1969 подчёркивалось, что коммунисты будут «. Последовательно отстаивать свои принципы, добиваться торжества марксизма-ленинизма, бороться в соответствии с конкретной обстановкой против право- и левооппортунистических искажений теории и политики, против ревизионизма, догматизма и левосектантского авантюризма» (Международное Совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969, с. 328—29). Лит. Ленин В. И., Письма о тактике, Полн. Собр. Соч., 5 изд., т. 31, с. 131—44. Его же, Детская болезнь “левизны” в коммунизме, там же, т.

41, с. 46, 74, 78—79, 87—89. Его же, О нашей революции, там же, т. 45. Его же, Письмо Инессе Арманд, там же, т. 49, с. 328—29. Ленин В. И., Против догматизма и начетничества. Сб. Ст., М., 1957. Коммунистический Интернационал в документах. 1919—1932, М., 1933. О преодолении культа личности и его последствий, в кн. КПСС в резолюциях, ч. 4, М., 1960. Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1964. Международное совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969. Программа КПСС, М., 1971. П. В. Куцобин..

Значения в других словарях
Догма права

условное наименование одной из сфер деятельности юридической науки, которая состоит в комментировании и систематизации норм действующего права, их логическом толковании, определении основных правовых понятий, т. Е. В формально-логической обработке действующего права в целях его правильного применения и совершенствования законодательной техники. Д. П. Имеет существенное практико-прикладное значение, однако в целом не выходит за рамки описательной науки, не ставит важнейших вопросов о социальной ..

Догма Смита

ошибочное положение представителя английской классической буржуазной политэкономии А. Смита, по которому цена или меновая стоимость годового продукта общества распадается на доходы. Заработную плату, прибыль и ренту, т. Е. V+m. Признавая, что в стоимость единичного товара, кроме этих доходов, входит также стоимость потреблённых средств производства, Смит, однако, утверждал, что их стоимость создаётся живым трудом в др. Отраслях, так что в конечном счёте стоимость совокупного общественного проду..

Догматы

религиозные (от греч. Dógma, родительный падеж dógmatos — мнение, учение, постановление), утверждённые высшими церковными инстанциями положения вероучения, выдаваемые церковью за непреложную истину и не подлежащие критике. Система Д. Существует в большинстве современных религий. Христианстве (См. Христианство), Иудаизме, Исламе, Буддизме. Основными Д. Христианства (о сотворении мира богом, о триединстве бога, о богочеловеке Христе, о загробной жизни и воздаянии за грехи) были сформулированы пер..

Договор

в гражданском праве, соглашение двух или более лиц (граждан или юридических лиц), направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Д. Нередко именуют и само обязательственное правоотношение, возникшее из Д., и документ, в котором оно выражено. В зависимости от количества участников Д. Делят на двусторонние или многосторонние. Если Д. Порождает для одной стороны только права, а для другой только обязанности, он является односторонним, если же в силу Д. У к..

Догматизм

ДОГМАТИЗМ - одностороннее, схематичное, окостеневшее мышление, оперирующее догмами. В основе догматизма - слепая вера в авторитеты, защита устаревших положений.. ..

Догматизм

ДОГМАТИЗМ, одностороннее, схематическое, окостеневшее мышление>, оперирующее догмами.. ..

Догматизм

(от δόγμα, положение) — философский термин, обозначающий определенное отношение к содержанию системы, а не саму систему. Понятие Д. Определяется, главным образом, двумя противоположным ему понятиями — скептицизмом и критицизмом. Вообще говоря, Д. Называется попытка построить философскую систему без предварительного исследования познавательных способностей человека и без решения вопроса о том, насколько человек может постичь цели, т. Е. Познать истину. Всякий человек по природе догматик, ибо вери..

Догматизм

(от догмат). 1) такой метод изложения какого-либо учения или науки, при котором из известных основных положений, считающихся неоспоримыми, выводятся отдельные истины, также не допускающие сомнений. 2) философское направление, не задающееся вопросом о пределах познавательных способн. Человека. Противоп. Критицизму.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)вывод суждений из теоретических начал, не проверенных опытом и принимаемых за непреложные.(Ис..

Догматизм

Талмудизм, начетничество, доктринерство, схоластика. ..

Догматизм

Одностороннее, схематичное, окостеневшее мышление, оперирующее догмами. В основе догматизма - слепая вера в авторитеты, защита устаревших положений.. ..

Догматизм

М.Некритическое мышление, оперирующее на догмы.. ..

Догматизм

-а, м. Некритическое мышление, опирающееся на догмы. II прил. Догматический, -ая, -ое.. ..

Догматизм

Догматизма, мн. Нет, м. (книжн.). Приверженность к догматическому изложению.. ..

Догматизм

Метод мышления, опирающийся на догмы, оперирующий неизменными понятиями, формулами без учета конкретных условий, отвергает принцип конкретности истины.. ..

Догматизм

- метод мышления, опирающийся на догмы, оперирующий неизменными понятиями, формулами без учета конкретных условий, отвергает принцип конкретности истины.. ..

Догматизм

- метод мышления, опирающийся на догмы, оперирующий неизменными понятиями, формулами без учета конкретных условий, отвергает принцип конкретности истины.. ..

Догматизм

Одностороннее, схематичное, застывшее мышление, оперирующее догмами и опирающееся на слепую веру в авторитеты. Защита устаревших положений.. ..

Догматизм

- мышление застывшими, неизменными формулами, опирающееся на заученные догмы. Неспособность человека пересмотреть свою позицию в свете новых фактов и обстоятельств.. ..

Догматизм

В рабочем движении - разновидность оппортунизма, характеризующаяся отрывом марксистско- ленинской теории от жизни, конкретной историч. Обстановки во всей ее сложности, многообразии и непрерывной изменчивости. Является теоретич. Основой сектантства. Ведет к ревизии марксизма-ленинизма (см. Ревизионизм) и в конечном счете к политич. Авантюризму. Ленин под Д. Понимал нарушение принципа диалектич. Подхода к действительности, марксистского принципа историзма. Д. Тормозит творч. Развитие марксизма-лен..

Догматизм

ДОГМАТИЗМ (греч. Dogma - мнение, учение, постановление) - термин, введенный древнегреческими философами-скептиками Пирроном и Зеноном, которые называли догматической вообще всякую философию, поскольку она формулирует определенные положения. В дальнейшем содержание данного понятия эволюционировало. Так, Кант считал Д. Всякое познание, не основанное на предварительном исследовании его возможностей и предпосылок. Гегель рассматривал Д. Как метафизическое рассудочное мышление. Д. - это разновидность..

Догматизм

- метод мышления, при котором определенные положения превращаются в догмы, применяющиеся без учета конкретных условий жизни. Догматизм характеризуется отрывом теории от жизни, конкретной исторической обстановки во всей ее сложности, многообразии и непрерывной изменчивости. Марксизм требует "...помешать превращению науки в догму в худом смысле этого слова, в нечто мертвое, застывшее, закостенелое" (Л., 18, 138). Следует отметить, что после смерти И.В.Сталина марксизм практически не получил раз..

Догматизм

(греч. Dogma - мнение, учение, постановление) - термин, введенный древнегреческими философами-скептиками Пирроном и Зеноном, которые называли догматической вообще всякую философию, поскольку она формулирует определенные положения. В дальнейшем содержание данного понятия эволюционировало. Так, Кант считал Д. Всякое познание, не основанное на предварительном исследовании его возможностей и предпосылок. Гегель рассматривал Д. Как метафизическое рассудочное мышление. Д. - это разновидность некритиче..

Догматизм

(от греч. Dogma, род. П. Dogmatos — учение, положение, мнение), способ мышления, характеризующийся безусловным, некритич. Принятием нек-рых положений, мнений, учений или норм в качестве догм — постулатов или практич. Принципов. Догмы, как правило, приписываются легендарно-мифич. Персонажу или создаются реальным лицом (социальным институтом, руководящим органом орг-ции), к-рое люди считают непогрешимым авторитетом. Авторитарность догматич. Сознания исключает необходимость последоват. Обоснования ..

Дополнительный поиск Догматизм Догматизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Догматизм" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Догматизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 9 символа