Кинотехника

85

отрасль техники, образовавшаяся в результате развития производства, размножения и демонстрирования кинофильмов. Для этого К. Использует фотографию, оптику, механику, светотехнику, электронику и многое другое. К. Широко используется в художественной игровой и документальной кинематографии, для научного исследования, сохранения информации, обучения, инструктажа и любительских целей. Основной кинотехнический процесс — передача движения или изменения состояния объектов — заключается в образовании на киноплёнке изображений последовательных фаз движения или состояния объектов съёмок и воспроизведении этих фаз с определённой скоростью оптическим путём на кинопроекционном экране (См. Кинопроекционный экран). Получение движущегося изображения состоит из отдельных последовательных процессов киносъёмки, фотографической обработки киноплёнки и кинопроекции.

Эти процессы дополняются процессом звукопередачи, состоящим из звукозаписи (См. Звукозапись) и последующего воспроизведения звука в соответствии с изображением на экране. К. Является технической базой киноискусства. Выразительные возможности последнего в значительной мере зависят от использования К. В свою очередь, требования киноискусства стимулируют развитие К. С момента изобретения кинематографа (1895) его основными техническими средствами являются. Киносъёмочный аппарат, Кинопроекционный аппарат и киноплёнка. В процессе развития кинематографии были созданы проявочные машины для химико-фотографической обработки киноплёнки, кинокопировальные аппараты (См. Кинокопировальный аппарат) для печати фильмокопий, аппаратура для освещения при киносъёмке и др.

Первые аппараты для киносъёмки и кинопроекции изготовляли сами изобретатели кинематографа (в своих небольших мастерских). Во Франции Ш. Пате и Л. Гомон в 1897 организовали промышленный выпуск нескольких усовершенствованных киносъемочных аппаратов и кинопроекторов. Они же выпустили и первые кинокопировальные аппараты. Кинопленку для съемки и печати фильмокопий в первые годы существования кинематографии выпускали фабрики «Люмьер» (Франция) и «Истмен Кодак» (США). Несмотря на быстрый количественный рост производства «немых» кинофильмов и сети кинотеатров в 1-е десятилетие 20 в., К. Развивалась медленно. Из-за патентной борьбы и монополизации кинопромышленности (См. Кинопромышленность) задерживалось совершенствование аппаратуры.

Возникновение киноискусства, повысившего требования к техническим средствам кинематографии, способствовало созданию новых типов киноаппаратуры. В 1908 французская фирма «А. Дебри» начала выпуск киносъёмочных аппаратов «Парво» с внутренними кассетами и сквозной наводкой изображения на резкость. Новый этап развития техники «немого» кино начался в 1918. В это время появились новые усовершенствованные модели киносъемочных аппаратов с механизмом автоматического наплыва, Контргрейфером и пульсирующей рамкой, а также различные аппараты для микросъёмки и скоростной киносъёмки, для съёмки хирургических операций и др. Были разработаны автоматические аппараты для ручной киносъёмки — «Кинамо» (1921—24), «Аймо» (1924) и т.д.

Началось изготовление аппаратуры для съёмки и проекции фильмов на 16-мм киноплёнке. В России производство кинопроекторов организовали инженер П. В. Сосновский (1914) и К. Николаев (1915). После Великой Октябрьской социалистической революции в результате национализации кинопромышленности началось быстрое развитие К. В 1919 появились кинопроекторы «Русь», затем кинопередвижки ГОЗ и стационарные кинопроекторы ТОМП-З и ТОМП-4 (1923—24). К 30-м гг. Было развёрнуто промышленное производство киноплёнок, киносъёмочных, кинокопировальных и кинопроекционных аппаратов, проявочных машин, осветительной аппаратуры для киносъёмок и аппаратуры для монтажа кинофильмов. После изобретения кинематографа и создания крупного производства «немых» кинофильмов важнейшими этапами развития К.

Были. Появление звукового кино, цветного и стереоскопического кино, широкоэкранного, панорамного и широкоформатного кино со стереофоническим воспроизведением звука, возникновение кругового панорамного, куполорамного, полиэкранного и вариоскопического кино. Для каждого из этих этапов характерно применение новых аппаратов, приборов, материалов и методов, а также — реконструкция или замена существующих технических средств. Звуковое кино, расширившее выразительные свойства кинематографа, возникло почти одновременно в СССР, США и странах Западной Европы. В 50-х гг. В К. Начинают получать распространение запись звука на магнитной ленте и Стереофоническая звукозапись. В основу получивших широкое применение систем цветного кино был положен метод получения трёхцветного изображения на многослойной киноплёнке [«Агфа-Колор» (фирма «Агфа», Германия, 1941), «Истмен-Колор» (фирма «Кодак», США, 1950)].

Советская система цветного кино (1945—47) также основана на использовании многослойной киноплёнки. Широкое применение, особенно в США и Великобритании, получила система цветного кино «Техниколор», основанная на гидротипном методе печати цветных изображений (см. Гидротипия). Несколько отличный по технологии гидротипный метод применяется в СССР для печати цветных фильмокопий. Безочковое Стереоскопическое кино, изобретённое П. Ивановым в 1935, было основано на использовании растрового кинопроекционного экрана. Первый стереокинотеатр, оборудованный таким растровым экраном, был открыт в Москве в 1941. В ограниченных масштабах с 1939 в разных странах применяются системы стереоскопического кино с использованием очков поляроидных (См.

Очки поляроидные). Успешное развитие технических средств кинематографа позволило, начиная с 50-х гг. Создавать новые его виды с более значительными изобразительными возможностями, используя широкие экраны (с большими угловыми размерами по горизонтали). Стали распространяться системы панорамного кино (См. Панорамное кино) с использованием трёх 35-мм киноплёнок «Синерама» (1952—57), системы широкоэкранного кино (См. Широкоэкранное кино) («Синемаскоп» и др.) с использованием киноплёнки шириной 35 мм и анаморфотной оптики (1953—56), широкоформатного кино (См. Широкоформатное кино) с использованием киноплёнок шириной 65—70 мм (1956—59). Иногда применяются также системы широкоэкранного кино по методу кашетированного кадра (верхняя и нижняя части кадра на фильмокопии шириной 35 мм не используются), при котором изображение, спроецированное короткофокусным объективом на экран, имеет несколько большую ширину, чем в обычном кино (например, соотношение сторон кадра 1.

1,75 или 1:1,85 вместо обычного 1:1,37). В СССР в 50-х гг. Были разработаны и получили применение. Советская система панорамного кино на трёх 35-мм киноплёнках — «Кинопанорама». Широкоэкранное кино с использованием анаморфотной оптики. Широкоформатное кино с использованием 70-мм киноплёнки с шестиканальным стереозвуком. Стереоскопическое кино по системе «Стерео-70», в которой 2 изображения (одно — для левого глаза, другое — для правого) с обычным соотношением сторон (1:1,37) располагаются рядом на 70-мм киноплёнке и имеют 5 перфораций на каждый кадр. Вариоскопическое кино на 70-мм киноплёнке с несколькими изображениями в одном кадре, имеющем 5 или 10 перфораций. Для демонстрирования видовых и информационных программ, обычно на выставках и в парках, нашли применение круговое панорамное кино и куполорама (США, 1955), полиэкран (Франция, 1956).

В СССР также разработаны подобные системы. «Круговая кинопанорама» (1959) и система полиэкранного кино (1959), основанные на применении для киносъемки и кинопроекции одновременно несколько кинопленок и или несколько изображений в кадре одной кинопленки. Для К., используемой в научных исследованиях характерно увеличение диапазона частоты киносъемки от многих часов на один Кадр до сотен миллионов кинокадров в сек при сверхскоростной киносъёмке (См. Сверхскоростная киносъёмка). Непрерывное расширение диапазона оптических увеличений при киносъёмке (макро и Микросъёмка), Эксплуатационные удобства и экономичность технических средств обеспечили развитие узкоплёночного кино на 16-мм киноплёнке. Оно применяется в основном в телевидении, в учебных и любительских целях.

В 60-х гг. Большое развитие и широкое использование для любительских и учебных целей получает узкоплёночное кино на 8-мм киноплёнке, в особенности так называемой система «Супер-8», в которой площадь кадра увеличена на 40% по сравнению с площадью обычного 8-мм кадра, К. Непрерывно совершенствуется — улучшается качество изображения и звука, расширяются выразительные возможности кинопоказа, создаются более светочувствительные кинопленки, совершенствуется оборудование и технология процессов для перевода фильмов одного формата в другой методом оптической печати и контратипирования (См. Контратипирование) для обеспечения возможно более широкого показа фильмов, повышаются экономия, показатели. Кинотехнические процессы используются в телевидении (см.

Кинотелевизионная техника). Лит. Голдовский Е. М., Введение в кинотехнику, М., 1947. Его же, Проблемы панорамного и широкоэкранного кинематографа, М., 1958. Его же, Основы кинотехники, М., 1965 (библ.). Высоцкий М. 3., Большие киноэкраны и стереофония, М., 1966. Кинословарь, т. 1—2, М.,1966—70. М. З. Высоцкий.

Значения в других словарях
Кинотеатр

общественное здание (или часть его), оборудованное для показа фильмов. Современный К. В СССР и зарубежных странах представляет собой сложное сооружение. Основное помещение К. — зрительный зал с большим светоотражающим звукопрозрачным экраном (ширина до 30 м) и установленными за ним мощными громкоговорителями. В крупных К. Имеются система кондиционирования воздуха, акустически обработанные стены и потолок, декоративное освещение, кинопроекционный комплекс (за стеной зрительного зала) состоит из ..

Кинотелевизионная техника

способы фиксации и передачи изображений, для осуществления которых применяют сочетание технических средств кино и телевидения. К. Т. Связывает между собой кинотехнику (См. Кинотехника), Телевидение, Видеозапись и является базой не только для производства телевизионных кинофильмов, но и для всё большего числа новейших технологических процессов кинематографии. В области К. Т. Сложилось 5 основных направлений. Прямая киносъёмка телевизионных фильмов. Киносъёмка с телевизионным видеоконтролем и кон..

Киноустановка

комплекс оборудования для демонстрирования кинофильмов. По условиям эксплуатации К. Бывают стационарные и передвижные — кинопередвижки (См. Кинопередвижка). В состав стационарных К. Входят. 2 или 3 кинопроекционных аппарата, комплект звуковоспроизводящего устройства с громкоговорителями, электросиловое оборудование, вспомогательное оборудование для включения и выключения освещения зрительного зала (темнители света), управления предэкранным занавесом, Фильмостаты, перематывающие киноплёнку устро..

Кинофестиваль

(от Кино. И французского festival — празднество) смотр, творческое соревнование произведений киноискусства. Проводится с целью выявления лучших фильмов, тенденций дальнейшего развития кинематографии, сотрудничества между кинематографистами, обмена опытом. Наряду с К. Художественных кинокартин организуются К. Хроникально-документальных, научно-популярных, учебных, мультипликационных фильмов. Иногда К. Получают название — декада, месяц, неделя, день, цикл. Устраиваются К. Фильмов национального про..

Кинотехника

КИНОТЕХНИКА - 1) отрасль техники, разрабатывающая средства и методы производства, размножения и демонстрирования кинофильмов. Базируется на достижениях фототехники, оптики, механики, светотехники, электроники и др.2) Совокупность технических средств, используемых в кинематографии.. ..

Кинотехника

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Кинотехника

1) отрасль техники, разрабатывающая средства и методы производства, размножения и демонстрирования кинофильмов. Базируется на достижениях фототехники, оптики, механики, светотехники, электроники и др. 2) Совокупность технических средств, используемых в кинематографии.. ..

Кинотехника

Ж.Техническое оборудование, технические средства для производства, размножения и демонстрации кинофильмов.. ..

Кинотехника

КИНОТЕ́ХНИКА -и. Ж. Техническое оборудование, технические средства для производства и демонстрации фильмов. Приобрести кинотехнику.. ..

Кинотехника

Кинотехники, мн. Нет, ж. (нов., спец.). Техника оборудования кино и постановки фильм. См. (кино).. ..

Кинотехника

отрасль техники, связанная с созданием технических средств производства, тиражирования и демонстрации кинофильмов. В узком смысле – совокупность технических средств, применяемых в кинематографии. Основывается на использовании оптики, фотографии, светотехники, механики, электроники и др. Основные технические средства кинематографии – киносъёмочный аппарат, киноплёнка, кинопроекционный аппарат. Другие технические средства, обеспечивающие весь комплекс работ по фильмопроизводству – от съёмки фильм..

Дополнительный поиск Кинотехника Кинотехника

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Кинотехника" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кинотехника, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 11 символа