Классическое образование

88

тип общего среднего образования, в основу которого положено изучение латинского и греческого языков и античной литературы. К. О. Начало складываться в Европе в эпоху Возрождения (См. Возрождение), когда резко возрос интерес к культурному наследию античных народов. В 14—15 вв. Латинский и особенно греческий языки гуманисты рассматривали как единственное средство приобщения к забытым в предыдущие столетия науке и искусству Древней Греции и Древнего Рима. К числу первых классических учебных заведений следует отнести школы итальянских гуманистов — Гуарино Веронезе и Витторино да Фельтре. Однако уже к концу 15 в. Содержание К. О. Претерпело серьёзные изменения. В преобладающем большинстве школ главной целью стало овладение формальной стороной латинского языка, изящным стилем.

Широкое распространение получило так называемое цицеронианство — увлечение изучением языка и стиля крупнейшего римского оратора и писателя Цицерона (106—43 до н. Э.). Это ограничило К. О. Узкофилологическими рамками и способствовало возрождению формализма в обучении. С резкой критикой преувеличенного внимания к внешней стороне латинского языка выступали Эразм Роттердамский, X. Вивес, И. Рейхлин, Ф. Меланхтон и многие другие. Однако цицеронианство продолжало господствовать в повышенных школах вплоть до 18 в. Наиболее ярким примером средней школы, где давалось так односторонне трактуемое К. О., явилась Гимназия. Новый этап в развитии К. О. Начался с середины 18 в. И был связан с распространением в странах Западной Европы, особенно в Германии, неогуманизма.

Латинский и греческий языки вновь стали рассматриваться как основное средство для усвоения культурного наследия древнего мира. Передовым мыслителям 18 в. Древние греки казались идеалом гармонически развитых людей, к которому надо стремиться в процессе воспитания. С этого времени основной задачей К. О. Становится развитие мышления, эстетических вкусов, формирование мировоззрения. В связи с этим в учебных планах гимназий и аналогичных им средних учебных заведений (латинских школ, грамматических школ (См. Грамматические школы), лицеев и т.п.) довольно значительное место стала занимать математика, изучение которой наряду с изучением грамматики древних языков считалось главным средством формального образования. В учебный план гимназий были включены также родной язык, история, география, в небольшом объёме — естественные науки.

К. О. Стало рассматриваться исключительно как подготовительное к получению университетского и превратилось в главный вид среднего образования. Таким К. О. Сохранилось в большинстве стран Европы и Америки без существенных изменений до конца 19 в. В настоящее время классические лицеи имеются во Франции и Италии, классические гимназии — в ФРГ, классические отделения в некоторых грамматических школах — в Великобритании, есть классические средние школы в Бельгии, Бразилии и др. Однако в чистом виде К. О. Не встречается уже нигде. В учебные планы школ входят различные предметы, главным образом гуманитарные, хотя изучаются и предметы естественно-математического цикла. На изучение древних языков отводится, например, в классических лицеях Италии около 28% общего времени, на классических отделениях средних школ в ГДР — 12%.

В России идеи К. О. Начали распространяться с 17 в., когда появились греко-латинские школы, открылись Киево-Могилянская и Славяно-греко-латинская академии. В 18 в. В России были открыты первые гимназии — при Академии наук в Петербурге (1726), при Московском университете (1755) и в Казани (1758). Они носили смешанный характер, и в их работе можно легко обнаружить черты, свойственные как школам формально-грамматических, так и неогуманистических направлений со значительной примесью элементов реально-практического образования. Государственные гимназии, как тип общеобразовательной средней школы были созданы в России по Уставу 1804, и с ними связана дальнейшая история К. О. Первые гимназии давали не узкоклассическое образование, на изучение латинского языка в них отводилось только 13% учебного времени.

Тенденция к усилению К. О. В духе неогуманизма наметилась в процессе подготовки гимназического устава 1828, по которому удельный вес древних языков в учебных планах значительно увеличился (в гимназиях с одним латинским языком — 17% учебного времени, в гимназиях с 2 языками — 30% на оба). Усиление К. О. Шло параллельно с усилением сословного начала в русской средней школе. Древние языки превратились в барьер, закрывавший доступ в средние школы детям непривилегированных сословий. По Уставу 1864 предусматривалось создание наряду с классическими гимназиями также реальных. Однако по-прежнему только К. О. Считалось полноценным, дающим достаточную подготовку для поступления в университет. Для 2-й половины 19 в. Характерна борьба между сторонниками 2 типов среднего образования — классического и реального (см.

Реальное образование). К сторонникам последнего относились революционные демократы, К. Д. Ушинский и его последователи, большинство прогрессивно настроенных людей. При реакционном министре народного просвещения Д. А. Толстом (1866—80) К. О. Было вновь дано формально-грамматическое направление. Ценность изучения древних языков правительственные круги усматривали только в развитии формального мышления учащихся, в отвлечении их от актуальных проблем современности. Древние языки считались средством, которое может задержать развитие материалистических воззрений. Оторванное от жизни, К. О. Вызывало недовольство во всех кругах общества. В результате в начале 20 в. Было несколько сокращено количество учебных часов, отводившихся на изучение латинского языка, в большинстве гимназий было снято преподавание греческого языка.

Однако К. О. Оставалось господствующим типом среднего образования до Великой Октябрьской социалистической революции. Лит. Капнист П., Классицизм, как необходимая основа гимназического образования, в. 2, М., 1900. Зелинский Ф., Древний мир и мы, СПБ, 1903. Паульсен Ф., Исторический очерк развития образования в Германии, пер, с нем., М., 1908. Алешинцев И., История гимназического образования в России, СПБ, 1912. Рождественский С. В., Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVIII—XIX вв., СПБ, 1912. Мижуев П. Г., Главные моменты в развитии западноевропейской школы, М., 1913. Ганелин Ш. И., Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX в., 2 изд., М. 1954. Константинов Н. А., Очерки по истории средней школы.

Гимназии и реальные училища с конца XIX в. До февральской революции 1917 г., 2 изд., М., 1956. Э. Д. Днепров.

Значения в других словарях
Классическая школа уголовного права

одно из направлений в буржуазной теории уголовного права, возникшее в 18 в. В период борьбы буржуазии с феодализмом. Основой воззрений представителей К. Ш. У. П. Стали отрицание принципов феодального уголовного права и защита демократических принципов уголовной ответственности и применения наказаний, провозгласивших формальное равенство всех перед законом. Это положение утвердилось как реакция на феодальное право привилегий и неравенство сословий. К. Ш. У. П. На базе общих исходных положений об..

Классический танец

канонизированная система выразительных средств хореографического искусства, основанная на принципе поэтически-обобщённой трактовки сценического образа. Раскрытие эмоций, мыслей и переживаний средствами пластики. Как термин употребляется в России с конца 19 в. (см. Балет и Танец). ..

Классная дама

в дореволюционной России надзирательница, назначавшаяся в помощь начальнику женской гимназии или прогимназии. Должность была введена по Положению 1870. Соответствовала должности классного наставника (См. Классный наставник). К. Д. Со свидетельством на звание домашней наставницы, или домашней учительницы, имела право преподавать один из предметов в женских прогимназиях или 3 низших классах женских гимназий.. ..

Классно-урочная система обучения

организация учебного процесса, при которой учащиеся группируются для проведения занятий в коллективы, сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени (обычно учебного года), — классы, а ведущей формой обучения является Урок. В общей схеме организации К.-у. С. О. Четко выделяются вертикальное и горизонтальное соединения классов. Вертикально они надстраиваются один над другим, что отражает содержательно-временные (часть учебного курса — один год) ступени в обучении, на которых н..

Классическое Образование

КЛАССИЧЕСКОЕ образование - тип общего среднего образования, в котором главными предметами были древние языки и математика. Возникло в Зап. Европе в эпоху Возрождения. В 19 в. Учебные заведения с классической программой (гимназии, лицеи, и пр.) были основным типом средней школы, готовившей к поступлению в университет (см. Также Реальное образование). В ряде стран классическое образование сохраняется как одно из альтернативных направлений учебы в средней школе.. ..

Классическое Образование

КЛАССИЧЕСКОЕ образование>, тип общего среднего образования, в котором главными предметами были древние языки и математика>. Возникло в Западной Европе в эпоху Возрождения. В 19 в. Учебные заведения с классической программой (гимназии>, лицеи и др.) были основным типом средней школы, готовившей к поступлению в университет> (смотри также Реальное образование>). В ряде стран классическое образование> сохраняется как одно из альтернативных направлений учебы в средней школе.. ..

Классическое Образование

Образование, основанное на изучении древних языков и вообще греческой и римской древности.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907). ..

Классическое Образование

Тип общего среднего образования, в котором главными предметами были древние языки и математика. Возникло в Зап. Европе в эпоху Возрождения. В 19 в. Учебные заведения с классической программой (гимназии, лицеи, и пр.) были основным типом средней школы, готовившей к поступлению в университет (см. Также Реальное образование). В ряде стран классическое образование сохраняется как одно из альтернативных направлений учебы в средней школе.. ..

Классическое Образование

Тип общего среднего образования, предусматривающий систематич. Изучение древних языков и математики в качестве гл. Предметов. Совр. Теория К. О. Основывается на психол. Способности переноса знаний и навыков, полученных в одной области, в любую другую сферу человеческой деятельности. Признавая невозможным научить в ср. Школе всему, что необходимо в практич. Деятельности, сторонники К. О. Выдвигают в качестве осн. Цели развитие у учащихся способностей к приобретению нового знания. К. О. Возникло в..

Дополнительный поиск Классическое образование Классическое образование

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Классическое образование" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Классическое образование, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 24 символа