Классно-урочная система обучения

101

организация учебного процесса, при которой учащиеся группируются для проведения занятий в коллективы, сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени (обычно учебного года), — классы, а ведущей формой обучения является Урок. В общей схеме организации К.-у. С. О. Четко выделяются вертикальное и горизонтальное соединения классов. Вертикально они надстраиваются один над другим, что отражает содержательно-временные (часть учебного курса — один год) ступени в обучении, на которых находятся учащиеся, и обозначаются порядковыми числительными. Горизонтально — один возле другого — располагаются классы, работающие по тем же учебным планам и программам, такие классы называют «параллельными» и обычно обозначаются буквами при числительных, отражающих их место по вертикали.

Если группировка учащихся проводится на основе особых критериев и для различных целей, полного подобия по горизонтали может не быть, например между обычными и специализированными классами. Исторически К.-у. С. О. Пришла на смену индивидуальному обучению, отдельные её элементы существовали в школах древнего мира и средних веков. Сложившиеся к 6 в. До н. Э. В Древней Греции спартанская и афинская системы воспитания предусматривали единый возраст поступления в школу (7 лет), организацию обучения на нескольких уровнях по установленным учебным планам, создание устойчивых групп учащихся, с которыми отдельные виды занятий проводились одновременно (Спарта). Возникшие в раннем средневековье монастырские и соборные школы имели твёрдое расписание, точно определённую продолжительность занятий.

В эпоху Возрождения (14—16 вв.) в ряде школ применялось объединение учащихся в классах по знаниям. Разработанная Ф. Меланхтоном система организации немецких школ (1528) предусматривала деление школы на классы, содержала учебные планы и программы обучения в каждом из них. Идеи Меланхтона были реализованы на практике Страсбургской классической латинской гимназией И. Штурма (основана 1538). Этим было положено начало плану организации обучения «один класс — один год», который лежит в основе К.-у. С. О. В открытых во 2-й половине 16 в. Иезуитских школах и коллегиумах учащиеся подразделялись на классы по знаниям и применялись элементы одновременного обучения всех учащихся класса. В 16 в. В братских школах Юго-Западной Руси (Львовской, Луцкой и др.) учащиеся подразделялись на классы и занятия с каждым классом проводились по специальному расписанию.

Первоначальное теоретическое обоснование К.-у. С. О. Дал чешский педагог Я. А. Коменский, который видел в ней не только педагогически эффективную систему, но и одно из средств демократизации школьного образования. В 17—18 вв. К.-у. С. О. Получила признание и в 19 в. Стала одной из ведущих систем организации школьного обучения во многих странах. В школах России К.-у. С. О. Начала широко применяться в последней четверти 18 в. Изданное в 1783 «Руководство учителям первого и второго класса народных училищ Российской империи» утверждало К.-у. С. О. Как основную систему организации обучения в русских народных школах. В дальнейшем значительный вклад в научную разработку многих сторон К.-у. С. О., особенно урока, внёс К. Д. Ушинский. В процессе развития и совершенствования К.-у.

С. О. В конце 19—начале 20 вв., когда некоторые страны приняли законы об обязательном обучении, выявился ряд сложных и актуальных проблем. Классификация учащихся, перевод в следующие классы, индивидуализация обучения и др. Школы капиталистических стран (США, Великобритании и др.) уже в начале 20 в. Предприняли попытки решить эти проблемы посредством распределения учащихся в параллельных классах по способностям. Это привело к возникновению «сильных», «средних», «слабых» классов и соответствующей дифференциации учебных программ, сроков изучения материала, методов преподавания, в результате чего возможность перехода из «слабых» в «средние» и «сильные» классы фактически исключалась. Группировка проводилась в соответствии с показаниями тестовых испытаний умственной одаренности и стала использоваться правящими кругами буржуазных стран в качестве одного из средств классовой селекции учащихся.

Некритическое применение педологами подобной методики классификации учащихся в условиях советской школы было осуждено постановлением ЦК ВКП (б) от 4 июля 1936 «О педологических извращениях в системе наркомпросов». Анализ данных теории и практики обучения показывает, что идея группировки учащихся по способностям имеет двойственную природу. Теоретически предполагая определенные организационные преимущества, она включает ряд крайне нежелательных последствий, прежде всего в гуманном отношении. Она и практически неосуществима по многим причинам, из которых главными является отсутствие научно обоснованных способов объективного измерения способностей учащихся и неизбежное нарушение однородности состава класса (даже если бы удалось достичь ее при помощи тех или иных методик классификации) из-за неравномерности развития учащихся и различий в их интересах, склонностях.

В массовых общеобразовательных школах учащиеся одного и того же класса отличаются друг от друга способностями, склонностями, интересами. Работать в таких классах, естественно, сложнее, но опыт лучших школ и учителей свидетельствует, что эти трудности преодолимы. Развитие интересов и способностей каждого учащегося, формирование творческой индивидуальности обеспечивается сочетанием достаточно гибких и разнообразных видов обучения на уроках с факультативными занятиями и различными формами внеклассной и внешкольной работы. Совершенствованию К.-у. С. О. Во многом способствовали исследования советских дидактов. В условиях советской школы К.-у. С. О. Обеспечивает четкость организации учебной работы, относительно непрерывное педагогическое руководство учащимися, их продуктивную познавательную деятельность, сохраняет личностные отношения между учителем и учащимися, а также между самими учащимися и способствует созданию ученического коллектива, который становится эффективным инструментом не только обучения, но и воспитания учащихся.

В старших классах школ К.-у. С. О. Применяется в сочетании с элементами лекционно-семинарской системы. Кроме общеобразовательных школ, К.-у. С. О. Используется в профессионально-технических училищах и средних специальных учебных заведениях. Лит. Педагогика. Курс лекций, под ред. Г. И. Щукиной, [М., 1966]. Скаткин М. Н., Совершенствование процесса обучения, М., 1971. Основы дидактики, под ред. Б. П. Есипова, М., 1967. А. А. Бударный.

Значения в других словарях
Классическое образование

тип общего среднего образования, в основу которого положено изучение латинского и греческого языков и античной литературы. К. О. Начало складываться в Европе в эпоху Возрождения (См. Возрождение), когда резко возрос интерес к культурному наследию античных народов. В 14—15 вв. Латинский и особенно греческий языки гуманисты рассматривали как единственное средство приобщения к забытым в предыдущие столетия науке и искусству Древней Греции и Древнего Рима. К числу первых классических учебных заведе..

Классная дама

в дореволюционной России надзирательница, назначавшаяся в помощь начальнику женской гимназии или прогимназии. Должность была введена по Положению 1870. Соответствовала должности классного наставника (См. Классный наставник). К. Д. Со свидетельством на звание домашней наставницы, или домашней учительницы, имела право преподавать один из предметов в женских прогимназиях или 3 низших классах женских гимназий.. ..

Классность животных

принадлежность с.-х. Животных к бонитировочным классам, устанавливаемым в результате оценки животных по комплексу признаков (см. Бонитировка сельскохозяйственных животных). Правила отнесения животных к тому или иному классу определяются инструкциями по бонитировке отдельных видов с.-х. Животных, утвержденными министерством сельского хозяйства СССР. Основной бонитировочный класс — первый. Его показатели по оцениваемым признакам (живой массе, экстерьеру, продуктивности и др.) соответствуют требов..

Классный наставник

в дореволюционной России преподаватель гимназии или реального училища, нёсший ответственность за воспитание учащихся и осуществлявший надзор за их поведением. По Уставу гимназий 1864 в каждой гимназии учреждалось по 2 должности воспитателей с высшим образованием. Одна для низших, другая для высших классов. Уставы гимназий 1871 и реальных училищ 1872 учреждали должности К. Н. (по одной на каждый класс). Обязанности К. Н. Должны были выполнять штатные преподаватели, получавшие за это надбавку к о..

Классно-урочная Система Обучения

КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ - организация учебных занятий в школе, при которой обучение проводится с классом учащихся по разработанным учебным программам школьных предметов и твердому расписанию, а основной формой занятий является урок. Сложилась с 16 в., впервые научно обоснована Я. А. Коменским.. ..

Классно-урочная Система Обучения

Организация учебных занятий в школе, при которой обучение проводится с классом учащихся по разработанным учебным программам школьных предметов и твердому расписанию, а основной формой занятий является урок. Сложилась с 16 в., впервые научно обоснована Я. А. Коменским.. ..

Дополнительный поиск Классно-урочная система обучения Классно-урочная система обучения

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Классно-урочная система обучения" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Классно-урочная система обучения, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 32 символа