Коллекционирование
целенаправленное собирательство, как правило, однородных предметов, обычно имеющих научную, историческую или художественную ценность. В основе К. Лежит познание, удовлетворение определенных интересов. Предметом К. Могут быть памятники материальной и духовной культуры (рукописи, книги, монеты, почтовые марки, произведения изобразительного искусства и др.), объекты природы (минералы, растения, насекомые и др.). К. Предполагает выявление, сбор, изучение, систематизацию материалов, чем оно принципиально отличается от простого собирательства. Собирательство известно с древнейших времён. Однако как особое направление человеческой деятельности К. Возникло и получило развитие в эпоху Возрождения. В начальный период К. Имело универсальный характер.
Так, в собрании семьи Медичи во Флоренции наряду с произведениями искусства имелись разнообразные уникальные предметы и минералы из многих стран. Собирателями редкостей были Людовик XIV, французские кардиналы Ришельё и Мазарини, папы Юлий II и Лев X, император Карл V и др. Нередко формой К. Было создание так называемых кабинетов «куриозных» вещей. В России начала 18 в. Собираниями такого рода были Петровская Кунсткамера, а также ряд частных коллекций, в том числе Я. В. Брюса (в кабинете Брюса помимо многочисленных древностей, естественных, исторических объектов, физических приборов и др., находилась и одна из первых известных в России коллекций монет и медалей). Известными универсальными собраниями были коллекции И.
В. Гете в Германии и американского художника и естествоиспытателя Ч. У. Пила в США. Во 2-й половине 18 в. Получили распространение специализированные коллекции естественноисторических памятников, произведений изобразительного искусства (см. Художественные собрания) и т п. Крупнейшую коллекцию древнерусских рукописей и книг собрал А. И. Мусин-Пушкин. С дифференциацией наук в 19 в. Стали создаваться специализированные коллекции однородных предметов, объединенных общей познавательной целью. Большое влияние на К. Естественнонаучных объектов оказала разработка основ научной систематизации. В России интерес коллекционеров направлялся в значительной мере на собирание отечественных древностей и предметов искусства, археологических и этнографических памятников, объектов природы из различных областей страны.
К. Начали заниматься представители буржуазии и разночинной интеллигенции. Более серьезным и глубоким стал подход к собиранию и изучению предметов К. Многие из частных коллекций 19 и начала 20 вв. Были положены в основу музеев (коллекции П. М. И С. М. Третьяковых, С. И. И П. И. Щукиных — изобразительное искусство, М. К. Тенишевой — этнография, А. В. Морозова — керамика, А. А. Бахрушина — театр) или вошли в их состав (коллекции А. С. Уварова — археология, П. Я. Дашкова, И. С. Остроухова — изобразительное искусство, Г. П. Дементьева — орнитология, и др.). Некоторые книжные собрания (например, Н. П. Румянцева, А. Д. Черткова) явились базой крупнейших библиотек (см. Библиофильство). На рубеже 19—20 вв. Вначале в США, а затем и в Европе К. Стало выгодным способом вложения капиталов, не облагаемых налогами, что вызвало спекуляцию объектами собирательства.
В процессе развития К. Укреплялись его связи как с естественными науками, так и вспомогательными историческими дисциплинами. К. Способствовало развитию нумизматики, геральдики, сфрагистики, а также археологии, этнографии и др. Оформились самостоятельные направления К. Научное, учебное, любительское. В формировании научного К. Ведущая роль принадлежала музеям (См. Музеи). В формировании научного К. Видную роль сыграл генеральный директор Берлинских музеев В. Фон Боде. Учебное К. Имеет целью развитие исследовательских навыков учащихся. Учебные коллекции являются эффективным средством наглядности в обучении. В любительском К. Получает распространение систематический подбор предметов, осуществляемый на базе научной систематизации отдельных отраслей знаний.
С появлением массовых видов К. — филателии (См. Филателия), бонистики (См. Бонистика), любительской нумизматики, филумении (См. Филумения), филокартии (См. Филокартия), фалеристики (См. Фалеристика), филофонии (См. Филофония) и др. Видное место среди любительских коллекций стали занимать тематические собрания, предполагающие подбор различных материалов по определенным темам. Методика составления тематических коллекций впервые была разработана и получила распространение в СССР в 20-е годы. Развитию массовых видов любительского К. Способствует выпуск широко доступных объектов К. (марок, открыток, значков, этикеток, грампластинок и др.), организация специализированных магазинов, издание книг и журналов по вопросам К. Во многих странах существуют различные общества коллекционеров, в СССР — Всесоюзное общество филателистов (с различными секциями коллекционеров-книголюбов, филофонистов и др.).
Лит. Карнович Е. П., Замечательные богатства частных лиц в России, СПБ. 1874. Иконников B. C., Опыт русской историографии, т. 1, кн. 2, К., 1892. Программы и наставления для наблюдений и собирания коллекций, СПБ, 1908. «Столица и усадьба». Журнал красивой жизни, СПБ — П., 1913—17. Бахрушин А. А., Из записной книжки. Кто что собирает?, М., 1916. Чаянов А., Московские собрания картин сто лет назад, М., 1917. Овсянникова С. А., Частное коллекционирование в России в пореформенную эпоху (1861—1917 гг.), в кн. Очерки истории музейного дела в России, в. 2, М., 1960. Её же, Частное собирательство в России в XVIII — первой половине XIX века, там же, в. 3, М., 1961. Тагрин Н. С., В поисках необычного. Из записок коллекционера, Л. 1962. Советский коллекционер, [Сб.], в.
1—9, М., 1963—71. Твоя коллекция. Монеты, марки, этикетки, открытки, [М.], 1963. «Старые годы» (Ежемесячник для любителей искусства и старины), СПБ — П., 1907—16. «Среди коллекционеров». Ежемесячник искусства и старины, М., 1921—24. «Советский коллекционер». [Филателия], 1922—1932. Donath A., Psychologie des Kunstsammelns, B., 1920. Grappe G., Savoir collectioner, P., [1946]. Briggs M. S., Men of taste. From Pharaoh to Ruskin, L., [1947]. Dictionnaire du snobisme, ed. Par Ph. Julian, P., [1958]. Rheims М., La vie étrange des objets, P., [1959]. Great private collections, ed. By D. Cooper, L., [1963]. Cabanne P., Die Geschichte grosser Sammier, Bern — Stuttg. — W., 1963. Sachs Н., Sammier und Mäzene. Zur Entwicklung des Kunstsammelns von der Antike bis zur Gegenwart, Lpz., 1971.
А. Н. Дьячков..
Дополнительный поиск Коллекционирование
На нашем сайте Вы найдете значение "Коллекционирование" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Коллекционирование, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 18 символа