Маньеризм

86

(итальянское manierismo, от maniera — манера, стиль) течение в европейском искусстве 16 века, отражающее кризис гуманистической культуры Высокого Возрождения (См. Высокое Возрождение). Основным эстетическим критерием М. Становится не следование природе, а субъективная «внутренняя идея» художественного образа, рождающаяся в душе художника. Используя в качестве стилистических нормативов произведения Микеланджело, Рафаэля и других мастеров Возрождения, маньеристы искажали заложенное в них гармоничное начало, культивируя представления об эфемерности мира и шаткости человеческой судьбы, находящейся во власти иррациональных сил. В элитарном, ориентирующемся на знатока искусстве М. Возродились и отдельные черты средневековой, придворно-рыцарской культуры.

Ярче всего М. Проявился в искусстве Италии. Творчество ранних маньеристов (Понтормо, Россо Фьорентино, Беккафуми, Пармиджанино), выступивших в 20-х годах 16 века, проникнуто трагизмом и мистической экзальтацией. Произведения этих мастеров отличаются острыми колористическими и светотеневыми диссонансами, усложнённостью и преувеличенной экспрессивностью поз и мотивов движения, удлинённостью пропорций фигур, виртуозным рисунком, где линия, очерчивающая объём, обретает самостоятельное значение. В маньеристическом портрете (Бронзино и др.), открывающем новые пути в развитии этого жанра, аристократическая замкнутость персонажей сочетается с обострением субъективно-эмоционального отношения художника к модели.

Своеобразный вклад в эволюцию М. Внесли ученики Рафаэля (Джулио Романо, Перино дель Вага и другие), в монументально-декоративных циклах которых преобладали атектоничные, насыщенные гротескной орнаментикой решения. С 1540-х годов М. Превращается в господствующее направление в придворном искусстве. Живопись этого периода отмечена холодной, «академичной» официальностью, педантичным аллегоризмом и принципиальным эклектизмом художественной манеры (Дж. Вазари, Ф. Цуккари, Дж. П. Ломаццо). Для скульптуры М. (Б. Амманати, Б. Челлини, Джамболонья, Б. Бандршелли) характерны стилизация человеческой фигуры, измельчённость формы, а также смелое решение проблем абсолютно круглой статуи. В архитектуре М. (Б. Амманати, Б. Буонталенти, Дж. Вазари, П.

Лигорио, Джулио Романо) гуманистичная ясность образа вытесняется стремлением к сценическим эффектам, к эстетизации декора и подчёркиванию экстравагантной детали. Деятельность итальянских мастеров М. За пределами своей страны (Россо Фьорентино, Никколо дель Аббате, Приматиччо во Франции, В. Кардучо в Испании, Дж. Арчимбольдо в Чехии), а также широкое распространение маньеристической (в том числе архитектурно-орнаментальной) графики способствовали превращению М. В общеевропейское явление. Принципы М. Определили творчество представителей 1-й школы Фонтенбло (Ж. Кузен Старший, Ж. Кузен Младший, А. Карон), немца X. Фон Ахена, нидерландских мастеров А. Блумарта, А. И X. Вредеман де Врис, X. Голциуса, К. Ван Мандера, Б. Спрангера, Ф.

Флориса, Корнелиса ван Харлема. Выступление в Италии, с одной стороны, академистов болонской школы (См. Болонская школа), с другой — Караваджо ознаменовало конец М. И утверждение Барокко. В современном западном искусствознании сильны тенденции к неоправданному расширению понятия «М.», к включению в него мастеров или шедших своим, особым путём, или лишь испытавших отдельные маньеристические влияния (Тинторетто, Эль Греко, Л. Лотто, П. Брейгель Старший). Лит. Виппер Б. Р., Борьба течений в итальянском искусстве 16 века..., М., 1956. Ротенберг Е. И., Искусство Италии 16 века, [М., 1967]. Briganti G., Der italienische Manierismus, Lpz., 1962. Manierismo. Barocco. Rococo. Concetti e termini, Roma, 1962. Studies in western art, v. 2, (The Renaissance and mannerism), Princeton, 1963.

Bousquet J., La peinture manieriste, [Neuchatel], 1964. Hauser A., Der Manierismus, Munch., 1964. Tafuri M., L’architettura del manierismo nel Cinquecento europeo, Roma, 1966. The meaning of mannerism, Hannover (New England), 1972. М. Н. Соколов. Дж. Арчимбольдо. «Фантастическая голова». 2-я пол. 16 в. Музей «Ала Понцоне». Кремона. Джулио Романо. Роспись «Зала гигантов» в Палаццо дель Те в Мантуе. 1532—35. Фрагмент. Никколо дель Аббате. «Обращение Павла». Ок. 1555. Художественно-исторический музей. Вена. Пармиджанино. Женский портрет (т. Н. «Антея»). 1535—37. Национальные музеи и галереи Каподимонте. Неаполь. Ф. Приматиччо. Декоративное убранство комнаты герцогини д’Этан во дворце в Фонтенбло. Стукковая лепнина, живопись маслом на холсте. 1540-е гг. Фрагмент.

Адриан де Врис. «Психея». Бронза. 1593. Национальный музей. Стокгольм. Б. Челлини. «Нарцисс». Мрамор. 1540-е гг. Национальный музей. Флоренция. Россо Фьорентино. «Оплакивание Христа». Ок. 1535. Лувр. Париж. Понтормо. «Положение во гроб». 1526—28. Церковь Санта-Феличита. Флоренция. Фрагмент. П. Лигорио. Фонтан «Орган» на вилле д'Эсте в Тиволи (между 1550 и 1572). Ф. Цуккари. Палаццетто Цуккари в Риме. 1593. Портал..

Значения в других словарях
Маньен

(Magnin) Арман (р. 7.2.1920, Отвиль, кантон Фрибур), деятель рабочего движения Швейцарии. Родился в рабочей семье. В 1947—54 председатель профсоюза работников машиностроительной и часовой промышленности кантона Женева. В 1943 вступил в компартию Швейцарии. С 1949 член ЦК Швейцарской партии труда (ШПТ), с 1954 член Руководящего комитета (с 1971 — Политбюро) ШПТ. В 1954—70 редактор, в 1972—75 политический директор ЦО ШПТ газеты «Вуа увриер» («Voix ouvriere»). В 1970—78 политический секретарь Женев..

Маньен Арман

Маньен (Magnin) Арман (р. 7.2.1920, Отвиль, кантон Фрибур), деятель рабочего движения Швейцарии. Родился в рабочей семье. В 1947‒54 председатель профсоюза работников машиностроительной и часовой промышленности кантона Женева. В 1943 вступил в компартию Швейцарии. С 1949 член ЦК Швейцарской партии труда (ШПТ), с 1954 член Руководящего комитета (с 1971 ‒ Политбюро) ШПТ. В 1954‒70 редактор, в 1972‒75 политический директор ЦО ШПТ газеты «Вуа увриер» («Voix ouvriere»). В 1970‒78 политический секретар..

Маньковка

посёлок городского типа, центр Маньковского района Черкасской области УССР, в 7 км от железнодорожной станции Поташ (на линии Христиновка — Цветково), в 11 км от автострады Ленинград — Киев — Одесса. Майоликовый, молочный, кирпичные заводы.. ..

Маньковский

Григорий Ильич [7 (19).3.1897, Бронницы, ныне Московская область, — 8.4.1965, Москва], советский учёный в области горного дела, член-корреспондент АН СССР (1960). Окончил Ленинградский горный институт (1924). Основные труды посвящены специальным способам проходки стволов шахт. Им опубликовано первое в отечественной литературе учебное пособие по проходке вертикальных стволов (1935). Автор шарошечного бурения стволов шахт в сложных горно-геологических условиях, а также работ по замораживанию горн..

Маньеризм

МАНЬЕРИЗМ (итал. Manierismo - от maniera - манера, стиль), направление в западноевропейском искусстве 16 в., отразившее кризис гуманистической культуры Возрождения. Внешне следуя мастерам Высокого Возрождения, маньеристы (в Италии живописцы Я. Понтормо, Ф. Пармиджанино, А. Бронзино, скульпторы Б. Челлини, Джамболонья) утверждали неустойчивость, трагические диссонансы бытия, власть иррациональных сил, субъективность искусства. Произведения маньеристов отличаются усложненностью, напряженностью обр..

Маньеризм

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Маньеризм

1. М.Направление в европейском искусстве XVII-XVIII вв., характеризующееся изощренностью форм, излишней усложненностью образов, вычурностью приемов изображения и т.п.2. М.Манерность, вычурность, отсутствие простоты, естественности.. ..

Маньеризм

Маньеризма, мн. Нет, м. (фр. Maniйrisme) (искус.). Стиль в искусстве, основанный на усвоении манеры какого-н. Большого мастера или определенной художественной школы.. ..

Маньеризм

        (итал. Manierismo, от maniera - приём, манера), течение в европейском искусстве XVI в. Представители маньеризма отошли от ренессансного гармонического восприятия мира, гуманистической концепции человека как совершенного творения природы. Острое восприятие жизни сочеталось в маньеризме с программным стремлением не следовать природе, а выражать субъективную "внутреннюю идею" художественного образа, рождающегося в душе художника. В этом противоречивом духе представители маньеризма интерпрет..

Дополнительный поиск Маньеризм Маньеризм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Маньеризм" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Маньеризм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 9 символа