Маньеризм
(итал. Manierismo, от maniera - приём, манера), течение в европейском искусстве XVI в. Представители маньеризма отошли от ренессансного гармонического восприятия мира, гуманистической концепции человека как совершенного творения природы. Острое восприятие жизни сочеталось в маньеризме с программным стремлением не следовать природе, а выражать субъективную "внутреннюю идею" художественного образа, рождающегося в душе художника. В этом противоречивом духе представители маньеризма интерпретировали отдельные элементы творчества мастеров Высокого Возрождения. Они культивировали представления о неустойчивости мира, шаткости человеческой судьбы, находящейся во власти иррациональных сил. Искусство маньеризма тесно связано с придворной позднефеодальной культурой, элитарно по своей сущности и ориентировано на узкий круг знатоков.
Ярче всего маньеризм проявился в Италии. Для итальянского маньеризма 1520-х гг. (Понтормо, Пармиджанино, Джулио Романо и др.) характерны драматическая острота образов, трагизм мировосприятия, усложнённость и преувеличенная экспрессия поз и мотивов движения, удлинённость пропорций фигур, колористические и светотеневые диссонансы. Особую роль в произведениях маньеризма играет виртуозная нервная линия, нередко приобретающая самостоятельное значение. В большинстве портретов маньеризма подчёркивается внутренняя напряжённость и замкнутость персонажей, обострённое субъективно-эмоциональное отношение художника к модели. В изощрённо-декоративных монументальных циклах (Джулио Романо и др.) преобладают изощрённые атектонические, насыщенные гротескной орнаментикой решения.
С 40-х гг. Маньеризм стал господствующим течением в итальянском придворном искусстве и приобрёл черты холодной официальности. Его художественный язык отмечен принципиальным эклектизмом, насыщен сложными, доступными лишь узкому кругу посвящённых аллегориями (живописцы Дж. Вазари, А. Бронзино, Ф. Цуккари и др.). В скульптуре (Б. Амманати, Б. Челлини, Джамболонья) и архитектуре (Амманати, Вазари, Джулио Романо) маньеризм проявился главным образом в тяготении к неустойчивой, динамичной композиции, подчёркнутой (нередко чрезмерной) выразительности декора и фактуры, стремлением к сценическим эффектам. Превращению маньеризма в общеевропейское явление способствовали деятельность итальянских мастеров во Франции (Никколо дель Аббате, Россо Фьорентино, Приматиччо), Испании (В.
Кардучо), Чехии (Дж. Арчимбольдо), а также широкое распространение маньеристической графики и декоративно-прикладного искусства. Влияние маньеризма во многом определили творчество представителей первой школы Фонтенбло во Франции 1520-40-х гг., но вскоре европейский маньеризм выродился в космополитическое течение во второй школе Фонтенбло в конце XVI - начале XVII вв., а также в Германии и Нидерландах середины и второй половины XVI в. Выступление в Италии, с одной стороны, академистов болонской школы, с другой - Караваджо и распространение караваджизма ознаменовало конец маньеризма, утверждение барокко и мощных реалистических течений в европейском искусстве XVII в..
Дополнительный поиск Маньеризм
На нашем сайте Вы найдете значение "Маньеризм" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Маньеризм, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 9 символа