Маньеризм

95

        (итал. Manierismo, от maniera - приём, манера), течение в европейском искусстве XVI в. Представители маньеризма отошли от ренессансного гармонического восприятия мира, гуманистической концепции человека как совершенного творения природы. Острое восприятие жизни сочеталось в маньеризме с программным стремлением не следовать природе, а выражать субъективную "внутреннюю идею" художественного образа, рождающегося в душе художника. В этом противоречивом духе представители маньеризма интерпретировали отдельные элементы творчества мастеров Высокого Возрождения. Они культивировали представления о неустойчивости мира, шаткости человеческой судьбы, находящейся во власти иррациональных сил. Искусство маньеризма тесно связано с придворной позднефеодальной культурой, элитарно по своей сущности и ориентировано на узкий круг знатоков.

Ярче всего маньеризм проявился в Италии. Для итальянского маньеризма 1520-х гг. (Понтормо, Пармиджанино, Джулио Романо и др.) характерны драматическая острота образов, трагизм мировосприятия, усложнённость и преувеличенная экспрессия поз и мотивов движения, удлинённость пропорций фигур, колористические и светотеневые диссонансы. Особую роль в произведениях маньеризма играет виртуозная нервная линия, нередко приобретающая самостоятельное значение. В большинстве портретов маньеризма подчёркивается внутренняя напряжённость и замкнутость персонажей, обострённое субъективно-эмоциональное отношение художника к модели. В изощрённо-декоративных монументальных циклах (Джулио Романо и др.) преобладают изощрённые атектонические, насыщенные гротескной орнаментикой решения.

С 40-х гг. Маньеризм стал господствующим течением в итальянском придворном искусстве и приобрёл черты холодной официальности. Его художественный язык отмечен принципиальным эклектизмом, насыщен сложными, доступными лишь узкому кругу посвящённых аллегориями (живописцы Дж. Вазари, А. Бронзино, Ф. Цуккари и др.). В скульптуре (Б. Амманати, Б. Челлини, Джамболонья) и архитектуре (Амманати, Вазари, Джулио Романо) маньеризм проявился главным образом в тяготении к неустойчивой, динамичной композиции, подчёркнутой (нередко чрезмерной) выразительности декора и фактуры, стремлением к сценическим эффектам. Превращению маньеризма в общеевропейское явление способствовали деятельность итальянских мастеров во Франции (Никколо дель Аббате, Россо Фьорентино, Приматиччо), Испании (В.

Кардучо), Чехии (Дж. Арчимбольдо), а также широкое распространение маньеристической графики и декоративно-прикладного искусства. Влияние маньеризма во многом определили творчество представителей первой школы Фонтенбло во Франции 1520-40-х гг., но вскоре европейский маньеризм выродился в космополитическое течение во второй школе Фонтенбло в конце XVI - начале XVII вв., а также в Германии и Нидерландах середины и второй половины XVI в. Выступление в Италии, с одной стороны, академистов болонской школы, с другой - Караваджо и распространение караваджизма ознаменовало конец маньеризма, утверждение барокко и мощных реалистических течений в европейском искусстве XVII в..

Значения в других словарях
Мануилова Ольга Максимилиановна

        (1893-1984), советский скульптор. Народный художник Киргизской ССР (1954). Училась в МУЖВЗ (1913-17). С 1939 работала в Киргизии. Сыграла большую роль в развитии советской киргизской скульптуры. Произведения. Памятник И. В. Панфилову (гранит, цемент, 1942, совместно с А. А. Мануиловым), декоративные группы на здании Киргизского театра оперы и балета (бетон, 1952-55), памятник Тоголоку Молдо (гранит, 1963) и космонавту В. М. Комарову (цемент, 1969) - все в г. Фрунзе. Скульптурная группа "..

Манцу Джакомо

        (Manzщ) (р. 1908), итальянский скульптор, живописец, иллюстратор, театральный художник. Почётный член АХ СССР (1967). Испытал влияние М. Россо. Изучал скульптуру итальянского Возрождения. В 30-х гг. Примыкал в Милане к группе художников- антифашистов. В бронзовой пластике, круглой скульптуре и "живописном" рельефе проявились характерные черты стиля Манцу - острое ощущение жизни человеческого тела, материального предметного начала, богатая оттенками моделировка поверхности, сохраняющая ма..

Маньоки Адам

        (Mбnyoki) (1673-1757), венгерский живописец. Учился в Гамбурге. Работал при дворе Ференца II Ракоци (1707-11) и других европейских монархов. Своими работами (автопортрет, 1710-е гг., портрет Ференца II Ракоци - оба в Венгерской национальной галерее, Будапешт), в которых барочная эффектность сочеталась с живой реалистической наблюдательностью, заложил основы венгерской национальной портретной живописи. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издатель..

Маньяско Алессандро

        (Magnasco) (1667-1749), итальянский живописец. Испытал влияние С. Розы, Ж. Калло и мастеров генуэзской школы. Писал жанровые сцены из жизни цыган, солдат, монахов, отмеченные "демоническим" сарказмом (цикл картин со сценами монастырской жизни, 1720-25, монастырь Зейтенштеттен, Австрия), в которых маленькие фигурки людей теряются среди грандиозных, проникнутых внутренним движением, экспрессивных пейзажей. Произведения Маньяско, исполненные энергичным мазком, решены в тусклом, мерцающем ко..

Дополнительный поиск Маньеризм Маньеризм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Маньеризм" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Маньеризм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 9 символа