Маркс Карл

113

Маркс (Marx) Карл (5.5.1818, Трир, ‒ 14.3.1883, Лондон), основоположник научного коммунизма, учитель и вождь международного пролетариата. Учение М. Раскрыло законы общественного развития и указало человечеству путь к коммунистическому обновлению мира. В личности М. Слились черты гениального мыслителя, осуществившего революционный переворот в общественных науках, и несгибаемого революционного борца, способствовавшего превращению рабочего движения в могучую силу общественного прогресса. Благодаря влиянию отца, трирского адвоката Генриха Маркса, а также друга семьи Л. Фон Вестфалена, М. Ещё в школьные годы усвоил идеи французского и немецкого Просвещения. С осени 1835 М. ‒ студент Боннского, а с октября 1836 ‒ Берлинского университетов, где изучал право, историю, философию, теорию искусства.

С 1837 он стал приверженцем философии Гегеля, прежде всего гегелевской диалектики, и сблизился с младогегельянцами, которые делали из гегелевского учения радикальные атеистические и политические выводы. В апреле 1841 М. Была присвоена степень доктора философии за сочинение «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура». Но уже в этой работе М., оставаясь ещё идеалистом, гегельянцем, проявил некоторую независимость от взглядов Гегеля. Признание античных философов-материалистов, боевой атеизм, провозглашение принципа активного отношения философии к жизни. Большое влияние на М. Оказали произведения Фейербаха, способствовавшие переходу его в дальнейшем на материалистические позиции. Однако М.

Вскоре осознал и некоторые слабые стороны фейербахианства. Созерцательность, недооценку значения политической борьбы. В активной политической и публицистической деятельности М. Увидел средство практического осуществления идеалов передовой философии. В статье «Заметки о новейшей прусской цензурной инструкции» (написана в феврале 1842) М. Подверг резкой критике не только полицейские меры против оппозиционной печати, но и всю прусскую правительственную систему. Ещё более радикальный характер приобрели выступления М. На страницах «Рейнской газеты» («Rheinische Zeitung»), издававшейся в Кельне оппозиционными кругами прусской буржуазии. В мае 1842 М. Опубликовал здесь первую статью, а с 15 октября стал одним из редакторов газеты.

Благодаря организаторскому таланту, огромной энергии и литературному дарованию М. Газета превратилась в рупор революционно-демократических идей, в провозвестника борьбы против сословно-абсолютистского строя, против политической и идеологической реакции. В статьях «Дебаты шестого рейнского ландтага», «Оправдание мозельского корреспондента» М. Выступил как защитник интересов политически и социально обездоленной массы. В статье «Коммунизм и аугсбургская „Allgemeine Zeitung”» он обратил внимание на связь между борьбой пролетариата в Великобритании и Франции и распространением коммунистических идей. Желание лучше понять положение трудящихся масс побудило М. Заняться исследованием сферы материальных отношений. Решительной критике подверг М.

Либеральную половинчатость, осудив также псевдореволюционное фразёрство анархиствующей ультрарадикальной группы младогегельянцев, так называемых «Свободных». Революционная линия «Рейнской газеты» вызвала усиление цензурного надзора, а затем и указ о её закрытии с 1 апреля 1843. 17 марта М. Покинул пост редактора. Май ‒ октябрь 1843 М. Провёл в Крейцнахе. 19 июня он женился на Женни фон Вестфален, ставшей ему верным помощником в трудах и борьбе. В рукописи «К критике гегелевской философии права» (впервые опубликована в СССР в 1927) М. Не только противопоставил гегелевской апологии прусской монархии и бюрократии, его умеренному конституционализму принцип демократии, но и подверг пересмотру идеалистические основы философии Гегеля.

М. Пришёл к выводу, что не государство определяет гражданское общество, то есть сферу материальных интересов, а наоборот, это последнее обусловливает характер политического строя. Важную роль в формировании материалистических взглядов на общественную жизнь сыграли занятия М. Всемирной историей (Крейцнахские тетради с выписками). В октябре 1843 М. Переехал в Париж с целью издания общественно-политического журнала. Его жизненный опыт обогатился непосредственным знакомством с революционными традициями французского пролетариата, с рабочими организациями, демократическими и социалистическими кругами, в том числе и с русскими эмигрантами. Анализ утопических социалистических и коммунистических учений (произведения А.

Сен-Симона, Ш. Фурье, Г. Бабёфа, Т. Дезами, Э. Кабе, позднее ‒ Р. Оуэна) позволил М. Выделить содержащиеся в них рациональные элементы, отбросив всё незрелое и фантастическое. В феврале 1844 вышел единственный (двойной) номер журнала «Немецко-французскuй ежегодник» («Deutsch-Französische Jahrbücher»). В статьях «К еврейскому вопросу», «К критике гегелевской философии права. Введение» М. В несовершенной ещё терминологической форме, отразившей влияние фейербахианства, доказывал, что коммунистическое преобразование общества является единственным реальным путём преодоления ограниченности буржуазной революции и освобождения человека от социальных, национальных и других оков. Важнейшей вехой в превращении социализма из утопии в науку было выдвижение М.

Положений о пролетариате как общественной силе, способной осуществить это преобразование, и о передовой теории как духовном оружии пролетариата. Статьи в «Немецко-французском ежегоднике» ознаменовали собой окончательный переход М. От идеализма к материализму и от революционного демократизма к коммунизму. Отныне М. Действует как пролетарский революционер, идеолог рабочего класса, «...апеллирующий к массам и к пролетариату» (Ленин В. И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 26, с. 48). В Париже М. Была сделана первая попытка критически рассмотреть в свете сложившихся у него материалистических и коммунистических взглядов экономические основы буржуазного общества. Убедившись ещё в 1843, что «анатомию гражданского общества следует искать в политической экономии», М.

Занялся ее изучением. Продолжал М. И свои исторические исследования, в частности изучение Великой французской революции. В понимании роли классовой борьбы М. Пошёл значительно дальше французских историков О. Тьерри, Ф. Гизо, Ф. Минье, не сумевших увидеть экономические корни происхождения классов и подлинный характер классовых антагонизмов капитализма. Определилось в общих чертах и отношение М. К классикам английской политической экономии А. Смиту и Д. Рикардо. Высоко оценив их учение, М. Уяснил и присущую им ограниченность ‒ толкование исторически преходящих буржуазных отношений как якобы вечных. Результаты своих исследований М. Изложил в «Экономическо-философских рукописях 1844 года» [впервые опубликованы институтом марксизма-ленинизма (ИМЛ) на русском языке частично в 1927 и полностью в 1956, на языке оригинала в 1932].

М. Вскрыл здесь антагонистический характер экономической структуры капиталистического общества. В первоначальной, зародышевой форме М. Наметил пути выяснения характера присвоения буржуазией продукта труда наёмных рабочих. Положение трудящихся в эксплуататорском обществе М. Выразил посредством категории «отчуждённый труд», показав, что при господстве частной собственности условия, орудия и результаты труда выступают по отношению к работнику как некая чуждая и закабаляющая его сила. Для уничтожения частной собственности и создания общества, в котором будет ликвидировано отчуждение труда и возобладают подлинно гуманистические начала, требуется, подчёркивал М., «...действительное коммунистическое действие...» (Маркс К.

И Энгельс Ф., Из ранних произведений, 1956, с. 606), то есть пролетарская революция. Публицистическую деятельность М. Продолжал на страницах немецкой эмигрантской газеты «Форвертс!» («Vorwärts!»). Происходившее в июне 1844 Силезское восстание ткачей М. Оценил как признак пробуждения у рабочих сознания своей классовой противоположности капиталистам. К сотрудничеству в «Форвертс!» М. Привлек и остановившегося в Париже в конце августа 1844 проездом из Великобритании в Германию Ф. Энгельса, с которым ещё раньше вступил в переписку. Парижская встреча, обнаружившая полное единство взглядов Маркса и Энгельса, положила начало отношениям, которые, по словам В. И. Ленина, превзошли «...все самые трогательные сказания древних о человеческой дружбе» (Полное собрание сочинений, 5 изд., т.

2, с. 12). Первым плодом содружества М. И Энгельса была совместная работа «Святое семейство, или Критика критической критики» (большая часть книги написана М.), опубликована в феврале 1845. Направленное против младогегельянцев, Б. И Э. Бауэров и других, это произведение явилось боевым выступлением в защиту формирующегося научного пролетарского мировоззрения. М. И Энгельс раскрыли в нём несостоятельность идеалистической философии, прежде всего субъективного идеализма младогегельянцев, показали значение борьбы материализма с идеализмом в процессе развития философской мысли, обосновали необходимость соединения материализма с диалектикой. Дальнейший шаг был сделан и в разработке материалистической концепции общественного развития ‒ из определяющей его совокупности материальных отношений было выделено главное звено.

Общественное производство. В противовес младогегельянцам, противопоставлявшим «критически мыслящие личности» «инертной массе», М. Показал решающую роль народных масс в истории, подчеркнув возрастание этой роли в революционные эпохи. Развивая мысль об исторической роли рабочего класса, М. И Энгельс доказали, что пролетариат осуществляет революционное преобразование общества в интересах всех трудящихся. В январе 1845 французские власти, действуя в сговоре с прусским правительством, распорядились о высылке редакторов и сотрудников «Форвертс!». 3 февраля М. Выехал в Брюссель, где провёл три года. В апреле 1845 туда же приехал Энгельс. В задуманном новом труде они предполагали противопоставить свои диалектико-материалистические взгляды не только идеалистическим течениям (бр.

Бауэр, М. Штирнер и другие), но и созерцательному, остававшемуся в толковании общественных явлений на идеалистических позициях фейербахианскому материализму. Ряд идей этого труда М. Сформулировал в «Тезисах о Фейербахе», подчеркнув в них решающее значение практики как в жизни общества, так и в процессе познания (практика ‒ критерий истины). Общий революционный характер нового мировоззрения М. Выразил в заключительном тезисе. «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» (Маркс К. И Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 3, с. 4). К написанию труда с критикой немецких идеологов М. И Энгельс приступили в ноябре 1845, не оставляя других научных занятий. Однако многие начатые работы, в частности статью с критикой взглядов немецкого экономиста Ф.

Листа (набросок её опубликовал ИМЛ в 1971), М. Не удалось довести до печати. Неудачу потерпели и попытки издать законченную в основном в апреле 1846 рукопись двухтомной «Немецкой идеологии» (целиком была опубликована в СССР в 1932). Однако главная цель М. И Энгельса ‒ уяснение вопроса для самих себя ‒ была достигнута. В «Немецкой идеологии» впервые было дано развёрнутое изложение материалистического понимания истории как сложившейся и цельной концепции. Вскрыв диалектику взаимодействия производительных сил и производственных отношений (они фигурируют ещё под термином «формы общения»), показав неизбежность конфликта между устаревшими производственными отношениями и развившимися производительными силами, М.

И Энгельс выяснили законы, обусловливающие революционную смену одного способа производства другим, более прогрессивным, и соответствующие изменения во всей политической структуре общества и формах общественного сознания. Исторический материализм М. И Энгельса, покончивший с хаосом и произволом во взглядах на историю и на политику, В. И. Ленин называл «величайшим завоеванием научной мысли...» (Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 23, с. 44). Вскрыв закономерность перехода от устаревшей общественной формы (позднее М. Ввёл термин «общественная формация») к более прогрессивной, М. И Энгельс обосновали историческую неизбежность установления коммунистического строя. В неразвёрнутом ещё виде была высказана мысль о завоевании рабочим классом политической власти как условии достижения коммунизма (первоначальная формулировка идеи диктатуры пролетариата).

Вокруг нового идейного знамени М. Стремился сплотить передовые элементы пролетариата, добиваясь преодоления незрелых сторон существующих рабочих организаций ‒ чартистской партии, «Союза справедливых».

Значения в других словарях
Маркс Женни (дочь К. Маркса)

Маркс, Лонге (Marx. Longuet) Женни (1.5.1844, Париж, ‒ 11.1.1883, Аржантёй), деятель международного социалистического движения. Старшая дочь К. Маркса. С 1872 жена Ш. Лонге. ..

Маркс Женни (жена К. Маркса)

Маркс (Marx) Женни (урождённая фон Вестфален, von Westphalen) (12.2.1814, Зальцведель, ‒ 2.12.1881, Лондон), жена, друг и помощник К. Маркса. Порвала с аристократической средой, в которой родилась и выросла, и в 1843 вышла замуж за К. Маркса. Выполняя функции секретаря Маркса, переписывала для печати его рукописи, вела переписку с рядом деятелей международного рабочего движения. Стойко и мужественно переносила преследования, которым подвергалась семья Маркса, все бедствия эмигрантской жизни, ста..

Маркс Лаура

Маркс, Лафарг (Marx. Lafargue) Лаура (26.9.1845, Брюссель, ‒ 25.11.1911, Париж), деятель французского социалистического и рабочего движения. Дочь К. Маркса. С 1868 жена и соратник П. Лафарга. ..

Маркс Элеонора

Маркс, Эвелинг (Marx. Aveling) Элеонора (16.1.1855, Лондон, ‒ 31.3.1898, там же), деятель английского и международного рабочего движения. Младшая дочь К. Маркса. С 1884 жена и соратник Э. Эвелинга. ..

Маркс Карл

I(-Генрих)(Karl-Heinrich Marx) — социолог, экономист и политич. Деятель, род. В 1818 г. В Трире. Отец его, адвокат, был крещеный еврей. М. Изучал в Бонне и Берлине право и философию и готовился к профессуре, но отказался от нее, когда друг его, Бруно Бауер (см.), был лишен, за свободомыслие, доцентуры на богословском факультете Боннского университета. Был сотрудником, потом фактическим редактором основанной в 1842 г. В Кельне “Рейнской Газеты”, просуществовавшей менее 11/2 лет и с особенной энер..

Маркс Карл

(Marx, Karl)КАРЛ МАРКС(1818-1883), наиболее значительный из всех социалистических мыслителей, создатель системы мысли, называемой марксизмом. Почти непризнанные при жизни, основные социальные и политические идеи Маркса получили широкое распространение после его смерти. Еще в конце 1980-х годов почти половина населения земного шара проживала в странах, режимы которых называли себя марксистскими. Карл Генрих Маркс родился 5 мая 1818 в семье среднего достатка в немецком городе Трире (в прирейнской ..

Маркс Карл

Маркс Карл Marx.Маркс, Карл Генрих (Marx, Karl Heinrich) (1818 - 1883) Немецкий экономист и политический деятель.Афоризмы, цитаты -Маркс Карл. Marx. Биография• Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере.• На плоской равнине всякая кочка кажется холмом.• Законы, преследующие за принципы, имеют своей основой беспринципность.• Народ, порабощающий другой народ, кует свои собственные цепи.• Надо заставить народ ужаснуться себя самого, чтобы вдохнуть в него отвагу.• Пусть жизн..

Дополнительный поиск Маркс Карл Маркс Карл

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Маркс Карл" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Маркс Карл, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 10 символа