Мендельсон

122

IМе́ндельсон (Mendelssohn) Мозес (6.9.1729, Дессау, — 4.1.1786, Берлин), немецкий философ-идеалист, представитель умеренного крыла немецкого Просвещения. С 1742 жил в Берлине. Был домашним учителем, затем бухгалтером у фабриканта. Вместе с Г. Э. Лессингом написал работу «Поп-метафизик» (1755, издана анонимно) в защиту теодицеи Лейбница от критики английского поэта А. Попа. М. Принадлежал к числу наиболее значительных популяризаторов школы Лейбница — Х. Вольфа, выступал против критики теодицеи Лейбница Вольтером. В трактовке бытия бога («Morgenstunden», 1785) и бессмертия души добавил к аргументам Платона и Лейбница морально-теологическое доказательство («Федон, или О бессмертии души», 1767, рус. Пер. 1811). М. Требовал веротерпимости и свободы религиозных убеждений, предлагая разграничить сферы влияния государства и религии.

Спор между М. И Ф. Якоби о спинозизме Лессинга послужил поводом к дискуссии о пантеизме Спинозы, в которой приняли участие многими немецкие философы того времени. Соч. Gesammelte Schriften. Jubiläumsausgabe, [Bd 1—16], В., 1929. Schriften zur Philosophie, Ästhetik und Apologetik, Bd 1—2, Hildesheim, 1968. В рус. Пер. — Рассуждение о духовном свойстве души человеческой, М., 1806. Лит. Гулыга А. В., Из истории немецкого материализма, М., 1962. Kayserling М., М. Mendelssohn. Sein Leben und Wirken, 2 Aufl., Lpz., 1888. Bamberger F., Die geistige Gestalt M. Mendelssohns, Fr./M., 1929. Baumgardt D., Spinosa und Mendelssohn, B., 1932. Nàdor G., M. Mendelssohn, Hannover, 1969. Т. М. Румянцева. IIМендельсо́н Мендельсон-Бартольди (Mendelssohn-Bartholdy) Якоб Людвиг Феликс (3.2.1809, Гамбург, — 4.11.1847, Лейпциг), немецкий композитор, дирижёр, органист.

Происходил из богатой семьи, получил широкое музыкальное и общее образование. Рано начал играть на фортепиано, скрипке и сочинять музыку, занимался под руководством К. Ф. Цельтера, который познакомил М. С И. В. Гёте. Учился в Берлинском университете, много путешествовал по европейским странам. Выступая в концертах как пианист, дирижёр и композитор, М. Быстро завоевал успех и признание. В 1829 по его инициативе и под его управлением были исполнены в Берлине «Страсти по Матфею» И. С. Баха, послужившие началом «возрождения» баховской вокальной музыки в 19 в. Пребывание в Италии (1830) обогатило М. Художественными впечатлениями и отразилось на его творчестве. В Париже (1832) он сблизился с выдающимися музыкантами, в том числе с Ф.

Листом. Особый успех имел М. В Лондоне. Вернувшись в Германию, жил в Дюссельдорфе, где дирижировал на нижнерейнском музыкальном празднестве, выступал также в Кельне, а с 1835 руководил концертами Гевандхауза в Лейпциге. М. Положил начало т. Н. Лейпцигской школе, в 1843 в Лейпциге по его инициативе была открыта первая в Германии консерватория, получившая большую известность в стране и за её пределами. В ней М. Вёл класс композиции. М. — композитор-романтик умеренного направления, не порывающий с классическими традициями, тонко и гармонично ощущающий природу, фантастику, национально-поэтические образы, но далёкий от бунтарства и порывистой мятежности. М. Написал множество произведений в различных жанрах. Среди оркестровых сочинений выделяются программные увертюры.

«Сон в летнюю ночь» (1826), «Морская тишь и счастливое плавание» (1828), «Фингалова пещера» (или «Гебриды», 2-я редакция 1832), «Сказка о прекрасной Мелузине» (1833), «Рюи Блаз» (1839). Из 5 симфоний М. Наиболее значительны «Итальянская» и особенно «Шотландская», навеянные путешествиями юности, но завершенные позже (1833, 1842). Большую известность приобрёл концерт М. Для скрипки с оркестром (1844), вдохновенно-лирический, цельный и пластичный. В области концертной музыки важное место заняли и 2 концерта М. Для фортепиано (1831, 1837). Среди сочинений для фортепиано наиболее популярны одночастные пьесы (рондо), вариации («Серьёзные вариации», 1841, и др.) и особенно «Песни без слов» (8 тетрадей, 1832—45) — 48 миниатюр (порой программных по замыслу), представляющих собой широкий цикл характерных для М.

Образов и настроений, воплощённых в классически стройной форме. Эти пьесы отличаются разнообразием фортепиано приёмов, однако доступны и в домашнем музицировании. Хотя М. С юности влекло к оперному жанру, законченных оперных партитур он не оставил. Высокими художествеными достоинствами обладает музыка М. К комедии «Сон в летнюю ночь» Шекспира (1842) — тонкое романтическое преломление сказочной фантастики. При жизни М. Большую известность приобрели его оратории «Павел» (1836) и «Илия» (1847), в которых автор развил традиции Г. Ф. Генделя. Музыка М. Оказала заметное влияние на творчество современных ему композиторов. Впоследствии, однако, подражатели М. Составили консервативное академическое направление. В 1874—77 в Лейпциге издано Полное собрание соч.

М. (36 тт.). Соч. Briefe einer Reise durch Deutschland, Italien und die Schweiz und Lebensbild von Peter Sutermeister, Zürich, [1958]. Лит. В-ва О., Феликс Мендельсон-Бартольди, СПБ. [1903]. Иванов-Борецкий М. В., Мендельсон, М., 1910. Дамс В., Ф. Мендельсон-Бартольди, пер. С нем., М., 1930. Ворбс Г. Х., Ф. Мендельсон-Бартольди. Жизнь и деятельность в свете собственных высказываний и сообщений современников, [пер, с нем.], М., 1966. Ranft P., Felix Mendelssohn-Bartholdy, Lpz., [1972]. Т. Н. Ливанова.

Значения в других словарях
Мендельзон

(Mendelsohn) Эрих (21.3.1887, Алленштейн, Восточная Пруссия, ныне Ольштын, Польша, — 15.9.1953, Сан-Франциско, США), немецкий архитектор. Учился в Высшей технической школе в Мюнхене (1907—11) у Т. Фишера. В 1911—14 был близок к мюнхенской группе «Синий всадник». В 1933 эмигрировал. Жил и работал в Великобритании (между 1933 и 1941), Палестине (1936—1938), США (с 1941. Преподавал в Калифорнийском и др. Университетах). Испытав влияние стиля «Модерн», а затем Экспрессионизма, в своих первых построй..

Мендельзон Эрих

Мендельзон (Mendelsohn) Эрих (21.3.1887, Алленштейн, Восточная Пруссия, ныне Ольштын, Польша, ‒ 15.9.1953, Сан-Франциско, США), немецкий архитектор. Учился в Высшей технической школе в Мюнхене (1907‒11) у Т. Фишера. В 1911‒14 был близок к мюнхенской группе «Синий всадник». ..

Мендельсон Мозес

Мендельсон (Mendelssohn) Мозес (6.9.1729, Дессау, ≈ 4.1.1786, Берлин), немецкий философ-идеалист, представитель умеренного крыла немецкого Просвещения. С 1742 жил в Берлине. Был домашним учителем, затем бухгалтером у фабриканта. Вместе с Г. Э. Лессингом написал работу «Поп-метафизик» (1755, издана анонимно) в защиту теодицеи Лейбница. ..

Мендельсон Якоб Людвиг Феликс

Мендельсон, Мендельсон-Бартольди (Mendelssohn-Bartholdy) Якоб Людвиг Феликс (3.2.1809, Гамбург, ‒ 4.11.1847, Лейпциг), немецкий композитор, дирижёр, органист. Происходил из богатой семьи, получил широкое музыкальное и общее образование. Рано начал играть на фортепиано, скрипке и сочинять музыку, занимался под руководством К. Ф. Цельтера, который познакомил М. С И. В. Гёте. Учился в Берлинском университете, много путешествовал по европейским странам. Выступая в концертах как пианист, дирижёр и ко..

Мендельсон

Слушать Мендельсона. Жарг. Угол. Совершать кражи на свадьбах. Балдаев 2, 47.. ..

Мендельсон

Д-р медиц. XVIII в.{Венгеров}. ..

Мендельсон

- глава берлинского банкирского дома, член высшей торговой палаты в Берлине, был приближенным лицом императора Вильгельма II.. ..

Мендельсон

(Mendelssohn) Мозес (1729-86), нем. Мыслитель, переводчик ВЗ, иудаистский богослов. Получил традиционное религ. Образование. В остальном развивался как самоучка. Испытал влияние нем. "Просвещения". Приехав в Берлин, изучал труды *Маймонида и нем. Философов. Тесная дружба связывала М. С *Лессингом, хотя он не разделял его увлечения *Спинозой. В философском отношении М. Являлся последователем теистических концепций Лейбница и Вольфа. В 1780-83 М. Выпустил нем. Перевод *Пятикнижия с толкованиями, а..

Дополнительный поиск Мендельсон Мендельсон

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мендельсон" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мендельсон, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 10 символа